Татьяна Лазарева
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
1. Раздел «Труд»
ИОС «Поликлиника» (ИОС путешествие)
Материалы: Детские белые медицинские халаты, шапочки; самодельные медицинские карты, листочки для рецептов, направлений на уколы и прививки, таблетки; предметы из набора “Кукольный доктор” (фонендоскоп, пинцеты, шпатели, шприцы, бинты и др.); пустые флакончики, коробочки из-под лекарств, кусочки поролона и таблица для проверки зрения, бейджики,
Цель: Формирование представлений о труде взрослых (работников поликлиники, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Публикация «Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах
Игровые правила : дети делятся на медицинских работников (врач – терапевт, врач - окулист, врач – травматолог, медсестра, медсестра процедурного кабинета, работник аптеки) и строителей, которые пришли на прием. Воспитатель играет роль регистратора в поликлинике.
Предварительная работа : Посещение детьми вместе с родителями поликлиники. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, демонстрация медсестрой различных медицинских инструментов, объяснение их назначений, показ способа действий с ними. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Беседа о профессии врач (Кто такой врач? Какого врача можно назвать хорошим? Как должен вести себя пациент? Кто может работать врачом?) Чтение произведений художественной литературы: Ю. Яковлев “Больной”, Ю. Синицын “С человеком беда”, И. Туричин “Человек заболел”. Игровые диалоги : врач - пациент (с разным характером, например, капризный пациент). Изготовление атрибутов для игры (градусники из картона; медицинские карты из листов бумаги, сложенных пополам; таблицы с картинками для окулиста и др.). Беседа по картине. Сюжетно-ролевая игра “Поликлиника” (в “поликлинике” работает регистратура, кабинет врача-терапевта, окулиста, травматолога, процедурный кабинет). Распределение ролей для предстоящей игры : медицинские работники, работник аптеки, строители.
Ход ИОС. Воспитатель в роли работника регистратуры поликлиники объявляет о медицинском осмотре бригады строителей. Так же он сообщает бригаде, какие специалисты могут принять их в поликлинике.
Регистратор записывает пациента на прием.
Врач – терапевт сообщает о своей специализации (Я – врач-терапевт). Ведёт приём пациентов (Спрашивает, как зовут пациента, что у него болит). Прослушивает, пальпирует, измеряет температуру, давление, осматривает горло. Назначает лечение. Направляет к врачам специалистам. Делает записи в медкарте.
Врач – окулист сообщает о своей специализации (Я – врач-окулист, лечу глаза). Проверяет зрение с помощью таблиц. Назначает лечение.
Врач-травматолог сообщает о своей специализации. Принимает больных с ушибами, порезами, ожогами. Назначает лечение.
Медсестра обрабатывает градусники и шпателя.
Медсестра процедурного кабинета принимает пациентов с направлениями от врача-терапевта. Ставит уколы, делает прививки.
Работник аптеки расставляет лекарства, отпускает лекарства по рецепту врача. Вырезает новые таблетки.
Записываются в регистратуре на приём к врачу. Приходят на приём к врачу с талончиком и медкартой. Рассказывают, что их беспокоит. Выполняют рекомендации врача.
Результат: у детей закрепились знания о медицинских профессиях и работы поликлиники.
2. Раздел «Деньги»
ИОС «Мир денег» (ИОС с литературным персонажем)
Оборудование: Карточки «Валюта поросят», весы, мольберт, мультимедийный проектор и экран
Цель: Дать детям представление о денежных сбережениях, о необходимости ведения учета денег.
Игровые правила : коллективная работа.
Дети выкладывают соответствующие карточки на доске. Затем работают с весами: на одну чашу кладут карточки соответствующие доходам, на другую расходам.
Предварительная работа : Чтение художественных произведений «Три поросенка»
Ход ИОС.
Воспитатель: У веселых и озорных поросят всегда возникают какие-то проблемы. Сейчас они хотят узнать свои доходы и расходы. А потом определят, у кого из них есть денежные сбережения. Сбережения – от слова «беречь». Каждый поросенок доказывает, что именно он умело тратит деньги. Давайте поможем им разобраться. У каждого поросенка своя валюта: Нафы, Нифы и Нуфы
У Ниф-Нифа доход составил 6 Нифоф, расход – семь Нифоф. Дети выкладывают соответсвующие карточки на доске. Затем проверяют запись на весах: на одну чашу кладут карточки соответсвующие доходам, на другую - расходам. Воспитатель: Вот так весело поживал Ниф-Ниф и напевал такую песенку. У Нуф-Нуфа доход составил шесть нуфоф, расход тоже шесть.
Дети вместе с воспитателем делают вывод о том, что сбережения есть только у НафНафа. Ниф-Ниф тратил больше чем имел, а Нуф-Нуф не имел никаких сбережений.
Результат: делается вывод о важности уметь правильно распределять свои денежные средства
3. Раздел «Покупаем –продаем»
ИОС «Выбор подарка для Тани» (ИОС с игрушками – аналогами)
Материалы: вывеска, игрушки-аналоги «деньги»,
Цель: Научить детей самостоятельно пользоваться денежными единицами, — решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность;
- сформировать понимание разницы в цене между предметами.
Игровые правила : дети делятся на подгруппы и получают задание соотнести количество имеющихся «денег» со стоимостью товара.
Предварительная работа : рассказ, что любят девочки. Знакомство с монетами.
Ход ИОС Дети делятся на две команды.
1 команда – дети помогают продукции в магазине. Раскладывают продукцию на прилавки.
2 команда– дети- покупатели (3 человека). Должны рассмотреть предлагаемый им товар и выбрать подарок. Родители дали ребятам 7 монеток. В кошельке у ребят были монетки: 3 шт. по 1 рублю, 1 шт. — 2 рубля и 1 шт. — 5 рубля.
Какие игрушки смогут купить ребята для Тани?
Результат: дети научились понимать разницу в цене между предметами.
4. Раздел «Реклама»
ИОС «Рекламное дерево»…» (ИОС с литературным персонажем)
Материалы: презентация, ноутбук, смарт доска,
Цель: Вызвать у детей более глубокий и разносторонний интерес к рекламе и ее значению. Подвести детей к умозаключению, «уметь найти нужную рекламу»
Игровые правила. Групповая работа
Предварительная работа : просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
Ход ИОС.
Младший воспитатель входит в группу в роли «Карлсона» и сообщает ребятам о том, что он устал жить на крыше, а его друг Малыш уехал к бабушке и поэтому он ищет новый дом, где ему не будет скучно. Он просит ребят найти ему такое объявление.
Перед ребятами появляется «рекламное дерево» на котором находят объявления из сказок. Они вместе с воспитателем помогают Карлсону найти нужное.
«Теперь у меня избушка не ледяная, а лубяная, приходите ко мне в гости…» (лиса) .
«Куплю, недорого орехи и грибы, чтобы запастись на зиму.» (белка) .
«Продаются шубы, зимой белые, а летом серые.» (заяц) .
«Угощаю медом в любое время года, кроме зимы.» (медведь)
«Самый умный, усатый и полосатый ищет доброго хозяина» (кот).
«Дяде Федору нужен друг.» (Дядя Федор)
«Приходите в кошкин дом». (Кошка)
Результат: сформировали умение выбирать из множества вариантов нужную рекламу.