Лидия Ванюкова
Комплексы игровых упражнений «Как общаться с ребёнком?»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация тактильных ощущений.
В тактильных играх привлекайте внимание ребенка к собственным ощущениям, разнице получаемых ощущений с помощью сенсорных стимулов. Например, на спинку, животик, плечи ребенка накладывайте подушку, наполненную камешками. Получая яркие ощущения от прикосновения тяжелой подушки, он начинает выделять, замечать эти части тела. Изменяя позы, перемещаясь, ребенок учится ориентироваться в пространстве собственного тела. Формируется интерес ребенка к собственному телу, создаются предпосылки к телесному ориентированию.
Публикация «Комплексы игровых упражнений „Как общаться с ребёнком?“» размещена в разделах
В играх используйте телесно-ориентированные приемы (объятия, поглаживания, совместные жесты) со зрительным контактом «глаза в глаза», эмоциональными и предметными стимулами. Сочетание этих приемов способствует возникновению у ребенка чувства защищенности, безопасности.
Комплексы игровых упражнений.
Упражнение «Твердый – мягкий».
Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: “Твердая щетка. Мягкая ватка” Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.
Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей – наждачная бумага, мисочка с кремом и т. п.
Упражнение «Кисточки».
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую – для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт.
Упражнение «Веревочки».
Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий.
Упражнение «Поиграем с тестом».
Взрослый подготавливает тесто из муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью любого природного красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его, отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку, выкладываются на тарелку. Варианты предлагаемых действий: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками.
Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной, пластилином, пластиком.
Упражнение «Сухие материалы».
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др.
Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.
Упражнение «Веселый массаж».
Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:
С горки – бух! (движение от локтя к пальцам руки)
На горку – ух! (движение от кончика пальцев до локтя).
По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.
Упражнение «Ровная – неровная».
Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровождаются словами: «По ровненькой дорожке (поглаживающие движения, топ-топ (стучит ладонью по зеркалу, По гладенькой дорожке (поглаживающие движения, скок-скок (постукивающие движения).
Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:
По кочкам, по кочкам – топ-топ,
На бугорочки – скок-скок,
В ямку – бух!
Упражнение «Холодно – горячо».
На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно нагретым в горячей воде шариком для пинг – понга. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями ( образец дает взрослый: «А___х»).
Вариант:
а) с помощью бутылочек с разбрызгивателем взрослый распыляет прохладную и очень теплую воду на ладошку, ручку ребенка и комментирует свои действия. Фиксирует и стимулирует эмоциональные реакции: улыбки, смех, плач, прятанье рук, желание снова и снова быть обрызганным.
Б) ребенок получает тактильные ощущения от разницы температур, подставляя ладошки и другие части тела под фен. Взрослый периодически меняет режим работы фена, фиксируя словами «холодный воздух – горячий воздух».
Упражнение «Мокрое – сухое».
Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые мисочки (в одной находится крупа, во второй – вода). Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую мисочку и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в него пальцы ( дается инструкция: «Покажи мокрую (сухую) мисочку»).
Упражнение «Мокрое – сухое».
Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые широкие мисочки (в одной – находится крупа, во второй – вода). Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую и комментирует его ощущения: ”Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки. ” После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в нее пальцы ( дается инструкция: ”Покажи мокрую (сухую) «мисочку”).
Упражнение «Зайка».
Взрослый читает стихотворный текст :
Зайке холодно сидеть, надо лапоньки погреть.
Лапку заинька обжег. На нее подуй, дружок. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
(дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).
Упражнение «Таблички».
Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:- меховая – мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги – неровная, шершавая; шелковистая – гладкая, ровная. Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Предлагает найти парные (одинаковые) таблицы. Работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц.
Варианты: набор таблиц можно расширить за счет включения:
- неровной – наплывы свечи на картоне, сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др.
Упражнение «Угадай-ка».
Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства. Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.
Усложнение:
а) Взрослый просит найти за экраном таблицу с заданными свойствами, например: ”Найди мягкую, пушистую”.
Б) “Разложи по порядку” : взрослый раскладывает тактильные таблицы в заданной последовательности, сопровождая действия словами: ”Сначала положу пушистую, потом гладкую, потом шершавую”. Затем предлагает сделать то же самое ребенку со вторым набором таблиц.
Развитие слухового восприятия и памяти.
Упражнение «Найди такую же».
Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки *) и выделять одинаковые по звучанию. Он знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: ”Коробочка гремит”. Затем предлагает найти такую же среди 2-3 одинаковых по внешнему виду (с разными наполнителями – мелкими монетками, спичками, песком и др.).
*) Примечание: основные требования к изготовлению звуковых коробочек:
- коробочки должны быть одинакового цвета и формы, изготовлены из небьющегося материала (пластмассы, дерева, с плотно закрывающейся крышкой;
- наполнителем для коробочек служат монеты, спички, пуговицы, фасоль, горох, скрепки.
Упражнение «Найди лишнюю».
Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Он выкладывает перед малышом 3 коробочки в ряд (2 из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать “лишнюю”.
Упражнение «Найди пару».
Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.
Упражнение «Поставь по порядку».
Взрослый учит различать и запоминать последовательность звучания немузыкальных шумов. Взрослый выставляет коробочки с различными наполнителями (монетами, спичками, горохом) в заданной последовательности, используя слова “сначала”, “потом”, демонстрирует их звучание. Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество коробочек варьируется от 2 -3 до 4-6 в каждом наборе).
Упражнение «Перепутаница».
«Перепутаница» является продолжением предыдущей игры: после того, как коробочки (2-3 шт.) будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ребенка и просит восстановить их последовательность в ряду.
Упражнение «Кто там».
Взрослый учит ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки).
На первом этапе используются разные по звучанию звукоподражания, которые ребенок использует в спонтанной (самостоятельной) речи.
Перед ребенком последовательно выкладываются предметные картинки с изображением животных. Вопросы к малышу: “Кто это? Как кричит?” Затем взрослый, скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» – кошка, «му» – корова, «ква» – лягушка и др.).
Упражнение «Кто сначала – кто потом».
Взрослый учит различать и запоминать цепочку звукоподражаний. В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним: сначала собака – «ав-ав», потом кошка – «мяу-мяу», за ней лягушка - «ква-ква». Взрослый фиксирует внимание ребенка на последовательности звучаний, просит воспроизвести последовательность звукоподражаний с опорой на картинки, затем - без них.
Упражнение «Кто молчал».
В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним: сначала собака – «ав-ав», потом кошка – «мяу-мяу», а лягушка молчит. Взрослый фиксирует внимание ребенка на этом, просит ребенка назвать животное, чей голос он не услышал (игра проводится с использованием картинок).
Упражнение «Кто пришел» (является продолжением упражнения «Кто сначала – кто потом).
В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним. После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый подкладывает к отработанным картинкам новую и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговарива