Альфия Серебренникова
Комплексное занятие-эксперимент для детей 3–4 лет по сказке «Три поросёнка»
Цель: на основе сюжета сказки "Три поросёнка" работать над коррекцией высших психических функций (зрительное восприятие, активная речь, мышление)
Задачи:
1. Формирование целостного зрительного восприятия (теневые изображения)
2. Формирование речевого дыхания.
3. Развитие речевого высказывания.
4. Развитие памяти (стихи).
5. Формирование причинно-следственных и пространственно-временных представлений.
6. Экспериментальная деятельность, развитие аналитического мышления, счётных операций.
7. Обогащение тактильного опыта.
8. Воспитание положительных нравственных качеств: желания помогать нуждающимся
Оборудование: игрушки поросята 3 шт, волк, материал для 3-х домиков (кубики, ветки и солома или готовые домики без крыш из соответствующих материалов плюс материал для крыши, обруч с лентами (карусель, картинки с теневыми изображениями (поросята и сюжет с волком, картинки А3 с летним, осенним и зимним лесом, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Звучит задорная мелодия (Румба). Педагог здоровается, знакомится с детьми, спрашивает про настроение, говорит, что на уроке ребят ждёт что-то необычное.
2. Испорченное письмо (работа с теневыми изображениями (силуэтами)
Педагог сообщает, что получил письмо, а кто прислал письмо - не понятно, т. к. письмо попало под дождь, и вся картинка смылась. Предлагает детям по оставшемуся силуэту угадать, кто написал письмо. Дети угадывают силуэт поросёнка. Педагог предлагает угадать, что случилось. В письме лежит картинка с сюжетом, который тоже в виде теневого изображения "Волк гонится за поросятами". Дети угадывают сюжет.
3. Логоритмика "Карусель"
Педагог говорит детям, что сейчас они отправятся в сказку спасать поросят. Но в сказку можно попасть только на волшебной карусели.
(звучит мелодия "В гостях у сказки") Дети вместе с педагогом повторяют потешку и, держась за обруч, кружатся то быстрее, то тише:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом-потом-потом
Всё бегом-бегом-бегом.
Тише-тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и сказка, детвора!
4. Инсценировка сказки "Три поросёнка".
Педагог рассказывает сказку: жили-были три поросёнка. Предлагает каждому взять в руки по поросёнку и запомнить их имена: Ниф-Нуф-Наф.
(Звучит мелодия "Нам не страшен серый волк") Всё лето поросята играли в лесу и спали в лесу на травке, т. к. было очень тепло (предлагает из трёх картинок найти летний лес). Дети имитируют хрюканье поросят. Но вот наступила осень (предлагает переместить поросят на картинку с осенним лесом).
Педагог предлагает детям ответить на вопрос: какая картинка холодная? Детям 3-х лет можно предложить показать осень и сравнить с летом (где холоднее). Педагог спрашивает, можно ли осенью спать на травке и подводит детей к мысли, что надо спать дома, т. к. на улице холодно. Наф сказал, что нужно построить дом, чтобы не замёрзнуть. Он взял камни и сложил из них дом (предлагает детям найти дом). Другие поросята были ленивые и ничего не хотели делать. Педагог спрашивает детей, хорошо ли быть ленивым. И только когда наступила зима и стал падать снег, поросята стали строить домики. Ниф построил дом из сухой травы - соломы (демонстрирует, а Нуф - из веток. Поросята так обрадовались, что домики готовы, они стали прыгать и петь весёлую песенку (Звучит мелодия "Нам не страшен серый волк"). Детям помладше можно сразу переходить к инсценировке, минуя беседу о временах года. Детям постарше можно предложить помочь поросятам строить домики (из кубиков "лего", из веток - колодец, из травы и листьев - кучу)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель на основе сюжета сказки Три поросёнка работать над коррекцией высших психических функций зрительное восприятие активная речь мышление Задачи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2067256-1722277490.jpg)
5. Логоритмика "Песенка поросят"
Педагог предлагает детям повторять слова песенки:
Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк.
Где ты ходишь, серый волк, серый глупый волк?
(Звучит мелодия "Нам не страшен серый волк") Дети под музыку вышагивают в ритм и поют вместе с педагогом (можно предложить детям прохрюкать мелодию)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Формирование целостного зрительного восприятия теневые изображения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2067256-1722277504.jpg)
6. Дыхательные упражнения "Волк сдувает домик".
Звучит тревожная мелодия (Паровозик). Педагог продолжает рассказывать сказку: поросята очень громко хрюкали и разбудили волка. Волк захотел поросят поймать и бросился за ними. Поросята побежали к домику из соломы (предлагает найти и поместить внутрь игрушки) и спрятались в нём. Волк стал дуть (Вьюга). Предлагает детям помочь дуть волку. Крыша соломенная слетает и поросята убегают (Паровозик, впереди домик из веток (предлагает найти его и поместить туда поросят). Но волк опять стал дуть (звуки Вьюги). Ему очень тяжело сдуть крышу из веток, ребята помогают, и крыша тоже слетает. (мелодия Паровозик) Впереди домик из камней, поросята бегут к нему и прячутся. Волк стал дуть (звуки Вьюги, но сколько бы он ни дул, дети помогают, дом стоял на месте. Волк обиделся и ушёл дальше спать. А поросята все вместе стали жить в домике из камней (мелодия "Нам не страшен серый волк").
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Формирование речевого дыхания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2067256-1722277525.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Развитие речевого высказывания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2067256-1722277537.jpg)
7. Возвращение, рефлексия.
Педагог обращает внимание детей, что поросята спасены, что дети сделали хорошее дело, помогли поросятам убежать от волка.
Педагог спрашивает, какой домик самый слабый, самый плохой? А какой дом хороший? Спрашивает, в каком домике они хотели бы жить? Педагог хвалит ребят и прощается с ними. Если дети не устали, можно разыграть возвращение домой либо опять на карусели, либо каком-то виде транспорта (самолёт или паровоз) Дети "уезжают" с занятия (под мелодию "Паровоз").