Ольга Гулина
Комплексное занятие по экологическому воспитанию и развитию речи «Осенняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по экологическому воспитанию и развитию речи "Осенняя прогулка"
Задачи:
-уточнить знания детей о признаках осени;
-продолжить учить детей классифицировать растительный и животный мир леса;
-упражнять детей в определении породы дерева по внешнему виду и строению листьев;
-закреплять умение образовывать прилагательные от существительных (дуб - дубовый, клен - кленовый);
-развивать умение составлять краткий описательный рассказ по картине;
Публикация «Комплексное занятие по экологическому воспитанию и развитию речи „Осенняя прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- учить использовать новые способы преобразования впечатлений (пример «оживления»)
Материал:
изображения деревьев (дуб, береза, клен, рябина, липа, засушенные листья от этих деревьев, картина «осень в лесу», игрушка – поделка «старичок Лесовичок».
Предварительная работа:
Прогулки детей в лес, в парк с родителями, наблюдение и игры с деревьями на участке, подготовка одного из детей к чтению наизусть стихотворения В. Серовой «Добрый великан»
Ход занятия:
*Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Лист облетает. Когда это бывает? (осенью)
Воспитатель: - Как вы догадались, что речь идет об осени? Давайте подойдем к окошку и полюбуемся на осенний пейзаж, на небо, траву, деревья, кусты. Какие ещё приметы осени вы увидели?
- Ребята, любите ли вы осень? А за что вам нравится (или не нравится) это время года? Приходилось ли вам бывать в осеннем лесу? Что вам запомнилось в вашей прогулке? Что было особенно интересно?
- Давайте закроем глаза и представим себе картину осеннего леса. (Выставляется картина «Осень в лесу») откройте глаза. Похожа ли ваша картина на эту? Что же представили вы? (Ответы детей)
В. : Эту картину прислал нам один забавный старичок. Хотите с ним познакомиться?
-В лесу живет волшебный старичок,
И носит красный колпачок.
Это старичок-… (Лесовичок).
Появляется игрушечный лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Хотите побывать в моем доме – сказочном лесу? Тогда пусть отнесет нас мой волшебный ветерок. Закрывайте глаза!
- Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый,
Желтый лист и розовый.
Пасмурно, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток унеси
В лесу осеннем опусти.
(Выставляются рисунки деревьев: березы, рябины, дуба, липы, клена. Вокруг разбросаны их сухие листочки).
Л. : Ух ты, вот я и дома! Что же это с деревьями и с листьями произшло, ребята?
В. : Знаете ли вы, с каких деревьев эти листья? Давайте проверим. Пока звучит музыка, вы будете гулять по лесу, а когда музыка затихает, берите по одному листочку и бегите к тому дереву, которому принадлежит этот листочек.
Игра «Собери листочки к своему дереву»
После того, как дети подошли к деревьям с листьями в руках, Лесовичок спрашивает каждого: какой у тебя лист? (березовый, дубовый и т. д.)
В. : Лес стоит высок, богат,
Угощает всех ребят:
Девчонок – земляникой, черникой, голубикой,
Мальчишек – орешками, грибами –сыроежками.
Умничек – малиной,
Озорников – хворостиной.
Кто на свой пенек не сядет,
Того хворостинка и достанет!
(Дети рассаживаются)
В. : Старичок-Лесовичок прислал нам не простую картинку, а волшебную – она звучит! Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы услышите? Как пахнет в лесу? (ответы детей)
Игра «Солнышко и дождь»
Старичок-Лесовичок «превращает» детей в грибы, деревья, насекомых, птиц или животных 9кто кем захочет быть). Неподвижные предметы стоят на месте, а насекомые, птицы и звери веселятся. При первых ударах грома» они прячутся.
Ребенок читает стихотворение В. Серовой «Добрый великан»
Я шагаю по лужайке –
Великан в трусах и майке.
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка – добрый гномик,
На себе таскает домик,
Вся квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высокий дом –
Муравьи хлопочут в нем,
Вот цветок ромашки –
В нем живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган, налечу!
Все дома я могу разломать!
Всех жильцов я могу растоптать!
Только я не хочу!
Я – добрый великан!
(расколдовывает детей)
В. : (вопросы каждому ребенку)
- В кого превратил вас Лесовичок?
- Что ты чувствовал, когда была хорошая погода?
- Когда пошел дождь? Появился великан?
- Что же мы можем пожелать людям, гуляющим в лесу, на лугу?
Л. : давайте-ка ещё раз посмотрим на волшебную картину. Увидеть все, что на ней, могут только очень внимательные и зоркие. Что же вы увидели на картине?
- Какие деревья изображены на картине?
-Что ещё растет в лесу?
- Какие грибы вы собирали с родителями? Из каких ягод мама сварила варенье и компот?
- Кого же трудно заметить в лесу даже самым внимательным? (лесных птиц, зверей и насекомых, которые прячутся под камнями, за кустами, ветками, под корой деревьев).
- Ребята, как вы думаете, дружат ли люди и леса? Почему?
Л. : Что ж, пора прощаться!
Скажем дружно: «Полон лес и загадок,и чудес!»
На память – сувениры (засушенные листочки и др. природный материал для поделок)