Лидия Куранова
Комплексное занятие по теме «Осень золотая». Старшая разновозрастная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень золотая»
Цель: - вызвать у детей интерес и желание, отражая предметы на плоскости, самостоятельно выложить с помощью цветных шерстяных нитей осенние деревья (дуб, клён, берёзу, траву;
- формировать навыки планирования будущего рисунка;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать настойчивость, способность к преодолению трудностей;
- формировать эстетическое восприятие.
Публикация «Комплексное занятие по теме „Осень золотая“, Старшая разновозрастная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Оборудование: 2 склеенных загрунтованных листа ватмана; образец выложенного с помощью цветных шерстяных нитей лиственного дерева; белого загрунтованного картона, цветные шерстяные нити, ножницы, баночка с клейстером, кисточка для клея, подставка для кисточки, салфетка, простой карандаш (на каждого ребёнка).
Предварительная работа : рассматривание осенних деревьев, лепка деревьев (горельеф, выкладывание цветными шерстяными нитями хвойных деревьев, рисование «Золотая осень», коллективная работа «В осеннем лесу» (лепка осенних деревьев, чтение стихотворений, рассказов про осень, разучивание стихотворений (индивидуальная работа, пальчиковой гимнастики «Осенний букет», подвижной игры «Роща волнуется…», слушание музыкального произведения Чайковского «Времена года. Осень».
Подготовительная работа : грунтовка двух листов ватмана и листа белого картона для индивидуальной работы, нарезание цветных нитей для выкладывания стволов деревьев и травы.
Перед началом занятия проводится подвижная игра «Роща волнуется…»
(дети вместе с ведущим проговаривают слова)
Роща волнуется раз…
Роща волнуется два… (изображают деревья, трепетание и шелест листьев)
Роща волнуется три…
Лесная фигура, замри! (дети останавливаются)
Что за рыжая зверушка? (выполняют движения в соответствии с текстом)
Это рыжая хитрушка.
Рыжий хвост и рыжи ушки.
Уток враг и враг индюшки.
Фигура лисички, замри! (замирают, изображая лису)
Что за белые зверушки – (выполняют движения в соответствии с текстом)
Как пушистые игрушки.
Торчат ушки на макушке,
Быстро скачут по опушке.
Фигура зайчишки, замри! (замирают, изображая зайца)
Что за страшный храп в берлоге? (выполняют движения в соответствии с текстом)
Что за зверь живёт лесной?
Лапу он сосёт в берлоге,
Замечательный такой.
Фигура медведя, замри! (замирают, изображая медведя)
Ход занятия
В. сообщает тему и цель занятия.
Звучит музыкальное произведение Чайковского «Времена года. Осень». На фоне музыки воспитатель читает стихотворение Е. Шаламоновой «Осень» :
Ходит осень по лесам с красками и кистью,
Чтоб деревьям и кустам дать окраску лисью.
Клён высокий порыжел, рыжие осины,
И багряные уже ягоды рябины.
Пожелтела вся трава. В золоте берёзы.
Мокнет рыжая тропа – дождики да росы.
Осень, красок не жалей, радуй ярким цветом!
Мы под музыку дождей провожаем лето.
В. Какая осень описана в стихотворении? (ранняя осень)
А какая осень сейчас? (поздняя осень)
Описание осени в стихотворении похоже на картину за окном? Если да, то почему?
(ответы детей)
Я вам предлагаю вспомнить ту осень, когда мы любовались разноцветьем пышного наряда леса.
Скажите, какой бывает лес? (хвойный, лиственный)
Назовите деревья хвойного леса. (ель, сосна, кедр, пихта)
Назовите деревья лиственного леса. (дуб, берёза, клён, ива, тополь)
Крона дуба была какого цвета? (зелёного, бордового, коричневого, тёмно-жёлтого)
А берёзы? (жёлтого, зелёного)
Назовите цвета листьев клёна. (красный, бордовый, зелёный, жёлтый)
А сейчас я вам, ребята, предлагаю оживить в памяти краски леса и выложить лиственные деревья – дуб, берёзу и клён – при помощи цветных шерстяных нитей. Мы уже это делали, вспомните выкладывание шерстяными нитями деревьев хвойного леса.
С чего вы будете начинать выполнение работы? (с рисования дерева)
Как вы выкладывали крону хвойного дерева? (по кругу от середины к краю)
Крона лиственного дерева отличается от кроны хвойного дерева?
(волнистым краем, потому что много листочков)
В. показывает, как нарисовать волнистую крону лиственного дерева.
Давайте подумает, как легче будет выложить крону: от середины к краю или от края к середине? (от края к середине)
В. наносит клейстер на картон и показывает только начало выполнения работы, выставляет образец готовой работы.
А сейчас (Никита) ещё раз расскажет, как он будет выполнять свою работу
(- нарисовать дерево;
- нанести клейстер на то место, откуда будет начинать работу;
- выкладывать крону дерева по кругу к середине;
- выложить ствол дерева;
- в конце – траву)
В. предлагает детям пройти к рабочим столам.
В. Давайте подготовим пальчики к работе (проводится пальчиковая гимнастика «Осенний букет)
Пошли пальчики гулять, (пробегать» пальчиками по столу)
Стали листья собирать:
Красный листик, желтый листик. (поочередно прикасаться подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому)
А потом давай считать:
Один, два, три, четыре, пять! (поочередно загибать пальцы на одной руке)
Сколько листиков собрали? (протянуть вперед ладошки)
Пять! (поднять вверх одну руку, широко раздвинув пальцы)
С листьями осенними будем мы играть,
С листьями осенними будем танцевать. (выполнять круговые движения кистями рук)
Приступайте к выполнению работы.
Звучит музыкальное произведение Чайковского «Времена года. Осень».
В. проводит, если необходимо, индивидуальную помощь при выполнении задания.
Анализ занятия (дети выходят и становятся в круг, рассматривая работы своих товарищей, рассказывают, чем понравилась та или иная работа)
В. А теперь, ребята, подойдите к импровизированной опушке леса (на магнитной
доске висят два загрунтованных листа ватмана) и посадите ваше дерево на то место, где оно, по вашему мнению, должно расти, обращайте внимание на линию горизонта.
(Дети крепят свои работы на листы ватмана, ещё раз рассматривают. Воспитатель вместе с детьми читают стихотворения)
В. Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Реб. Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, — только дуб зеленый.
Утешает осень : «Не жалейте лета.
Посмотрите — роща золотом одета».
***
Реб. Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Весёлой пёстрою стеной стоит над светлою поляной…
Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки ёлочки темнеют.
А между клёнами синеют то там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
***
Реб. Что за чудо? Ну и диво! Кто раскрасил так красиво
Все леса, поля и травы? Неужели для забавы цвет багряно-золотой лёг на зелень?
В. Нет, постой. Есть законы у природы:
Что ни цвет, то время года.
Так когда, вопрос простой, лес багряно-золотой? (осенью)
Подведение итога занятия.
В. Ребята, что же мы с вами сегодня делали на занятии? (выкладывали осенние лиственные деревья с помощью цветных шерстяных нитей)
В. хвалит детей за выполненные работы.