Оксана Федченко
Комплексное занятие по речевому развитию «Осеннее путешествие с Солнышком»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Комплексное занятие по речевому развитию : «Осеннее путешествие с Солнышком»
Цель занятия : Систематизировать и закрепить полученные знания детей об осени.
Программные задачи:
1. Закреплять правильное произношение звуков русского языка, формировать четкую дикцию, регулировать силу голоса; Закрепить правильное произношение звуков «Ш, С, З», уточнить и закрепить знания о природных явлениях и окружающей среде, закрепить умение составлять сложные предложения.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
2. Развивать умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета, учить составлять сложные предложения, работать над формированием грамматического строя речи;
3. Расширять запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь; употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении качеств, признаков предметов, формировать и дифференцировать понятия (животные, насекомые);
4. Развивать логическое мышление и внимание, мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Оборудование: набор карточек с картинками насекомых и животных для формирования направленного выдоха, макет солнышка, прищепки желтого цвета.
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые, беседа, поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с животными, птицами, деревьями. Изучение их характерных особенностей. Беседы о весне и о признаках этого времени года. Разучивание пальчиковых игр.
Ход занятия:
Орг. момент:
В: Ребята, посмотрите какое чудесное осеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте встанем в кружок и поприветствуем друг друга словами:
Доброе утро, скорей проснись, солнцу шире улыбнись! (держатся за ручки, и говорят друг другу)
- Давайте так же поприветствуем наших гостей (дети повернулись к гостям) :
- Доброе утро, скорей проснись, солнцу шире улыбнись!
В: -Хорошо, а теперь начнем наше занятие и не будем отвлекаться.
Давайте все сядем кружком на паласе! (дети садятся на паласе)
В: -Скажите мне, дети, какое сейчас время года? (предполагаемые ответы детей).
-Правильно, осень, а скажите ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (перечисляют). Молодцы!
-По каким приметам вы узнали, что сейчас осень? (перечисляют). (Часто идёт дождь, меньше греет солнышко, листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, дни становятся пасмурными и короткими, по утрам могут быть морозы.) конечно…
В: -Спасибо, молодцы! Вы очень наблюдательные. Давайте послушаем стихотворение, об осени, которое расскажет Олег:
Тонкая берёзка, в золото одета.
Вот и появилась Осени примета.
Птицы улетают в край тепла и света.
Вот вам и другая Осени примета.
Сеет капли дождик, целый день с рассвета,
Этот дождик тоже – Осени примета.
Гонит тучи ветер, с самого рассвета,
Солнце мало греет – вот вам и примета.
В: -А кого нам больше всего не хватает - осенью? Отгадайте загадку «Раньше всех встает, тепло всему живому дает» (солнышко).
- Ребята, а вы умеете придумывать загадки? Давай те вместе придумаем загадку про солнце.
-Какое оно по форме? Правильно –круглое. -А что ещё бывает круглым? Какое солнце по цвету. А что еще бывает желтым? Что бывает горячим? Затем вместе с детьми составляет загадку. Например: «Круглое, но не мяч. Желтое, но не цыпленок. Горячее, но не лампа». Вот какая интересная загадка у нас получилась.
В: -А, давайте ребята отправимся с вами в путешествие и встретимся с солнышком. (песня)
-Смотрите вот оно солнышко, а где же лучики?
-А чтобы лучики появились нужно придумать слова, которыми мы будем называть наше солнышко. Давайте сядем на стульчики и будем по очереди называть и прикреплять лучики.
Давайте скажем, какое солнышко? (ласковое и прикрепляет лучик).
-Какими еще словами можно назвать солнышко? (доброе, нежное, лучистое, теплое, красивое, яркое, жаркое - дети называют и прикрепляют лучики).
-Вот ребята, какое у нас замечательное солнышко, посмотрите, сколько много лучиков, давайте посчитаем? Один, два… и т. д.
-Красивое получилось у нас солнышко? (ответы детей)
-Солнышко всех пригрело и стало все прекраснее, и дети стали какими? помогите мне:
-добрее; -радостнее; -ласковее; -счастливее; -красивее (дети сами говорят).
-Вот мы какие замечательные. Ну что-же, хорошая солнечная погода, отправляемся дальше в путешествие. А поедем мы с вами на велосипедах. Давайте с вами встанем со стульчиков друг за другом и представим в руках руль и по кругу поехали (едем под музыку).
Дидактическая игра: «Прогулка на велосипедах»
-Стоп, ребята. Проверим, хорошо ли надуты шины? Слабо! Ну-ка подкачаем их насосом: с-с-с.
-Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Почему ребята, что-же случилось (ответы детей). Ой и правда в шине маленькая дырочка, вот воздух из шины и выходит. Как выходит воздух из шины? Покажите: ш-ш-ш.
-Заклеиваем дырочку. (хлопки в ладоши). Накачаем еще раз шину: с-с-с. Вот теперь можно ехать.
-Ну-ка Игорь, напомни, как воздух выходил из шины: ш-ш-ш. А теперь все вместе ш-ш-ш. Едем.
-Красиво вокруг, солнышко светит, осень разукрасила листочки на деревьях, прошёл грибной дождик, ой смотрите ребята, а кто же это? (ответы) Да это вылезли дождевые червячки, давайте сядем на палас и покажем, как они это сделали.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять
Вдруг ворона выбегает,
Головой она кивает
Каркает «Вот и обед!»
Глядь – а червячков уж нет.
Ладони на коленях лежат, пальцы сгибаясь подтягивают к себе ладонь, движение ползущей гусеницы. Идем по ноге указательным и средним пальцем.
Складываем пальцы щепоткой качаем вверх- вниз.
Раскрываем ладонь отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Разводим руками, сжимаем кулачки прижимаем их к груди.
В: -Почему они вылезли, кто скажет? Правильно тепло и слишком сыро стало в земле вот они и вылезли. Вот как солнышко потрудилось!
- Ну что поехали дальше?
- Посмотрите, не только червячки обрадовались солнышку : кто же на лужайке пригрелся на солнышке? Кто же спрятался в лесу? Кто там за деревьями. Вот мы сейчас и посмотрим:
Выйдем на полянку
Встанем все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок.
В: -Вот какая перед нами полянка, а на ней песочек. А под ним кто -то спрятался. Нужно найти, каждого, кто спрятался под песочком и рассказать, что мы о них знаем. Возьмём в руки кисточку и сметём песок. Расскажите кого вы нашли?
(Дети достают из песка картинки, на которых изображены животные и проговаривают, кого они нашли). Называют животное в единственном и во множественном числе (медведь, заяц, белка, ёжик)
В: -Ребята мы молодцы, подружились с животными на полянке, узнали о них побольше.
-Хорошо в лесу? Только что это такое, летает и звенит и жужжит? Да ребята это комарики да пчелки. И они тоже радуются последним солнечным осенним денькам. А давайте гостям покажем, как они летают. Разделимся на две команды, одни будут комарами и будут жить справа, а другие, будут пчелками будут жить слева. Слушайте внимательно, когда я скажу «комары полетели», то комары должны летать по полянке и звенеть. Как комар звенит (з-з-з, а когда скажу «пчелы за медом полетели», то комары бегут на место, а пчелы вылетают и жужжат. Как пчелы жужжат (ж-ж-ж) (играют 2 раза меняются ролями).
-Какие комарики веселые, а пчелки трудолюбивые. Вот как солнышко потрудилось!
Нам пора возвращаться в детский сад, садимся на велосипеды и поехали. (под музыку по кругу и на стульчики).
-Давайте дети вспомним всех кого наше осеннее солнышко пригрело на полянке. Я буду называть главное слово, а вы мне поможете.
-животные (ёжик, медведь, заяц, белка);
- насекомые (комар, пчела);
А ещё оно пригрело червячков!
-Молодцы, ребята.
Ребята, а сейчас мы пройдём за столы и доделаем солнышко которое мы начали делать на прошлом занятии (садимся доделываем)
В: -Вот какое красивое солнышко у нас получилось. Мы его прикрепим в группе и будем радоваться и греться всю зиму. солнышку рады все звери и люди. Особенно дети. От него они становятся здоровыми, быстро растут, а на щечках в виде веснушек солнышко оставляет свои лучики.
Давайте скажем солнышку : «Спасибо».
Итог:
Понравилось вам путешествовать?
А что вам больше всего понравилось?
-Молодцы! Попрощайтесь с гостями.