Свентицкая Надежда
Комплексное занятие по развитию речи и изобразительной деятельности «Домашние птицы» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное открытое занятие по развитию речи и изобразительной деятельности
(старший дошкольный возраст)
Тема недели: Домашние птицы
Тема занятия : Развитие связной речи и рисование цыплёнка в технике «тычка».
Публикация «Комплексное занятие по развитию речи и изобразительной деятельности „Домашние птицы“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Цель: Актуализация опорных знаний о домашних птицах, расширение словарного запаса, формирование умений и навыков рисования цыплёнка с использованием шаблона и техники «тычка».
Задачи: Расширять активный словарь, формировать падежные окончания в именах существительных; учить детей правильно использовать шаблон в рисовании, заполнять контур с помощью техники «тычка», совершенствовать умение работать с гуашевой краской, дополнять рисунок элементами.
Автоматизировать поставленные звуки, развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, укреплять память, чувство формы, ритма, творческую активность.
Воспитывать эстетический вкус, интегративные качества: любознательность, аккуратность, самостоятельность; бережное отношение к живой природе; создать условия для экспериментирования с художественными инструментами.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций серии «Домашние птицы»; беседа о домашних птицах; дидактическая игры: «Загадки-отгадки», «Четвёртый лишний», «Кого не стало»; лото «Домашние животные»; подвижная игра «Наседка и цыплята»; заучивание стихотворения Т. Волгиной «Цыплята»; разучивание комплексов пальчиковой гимнастики.
Оборудование, инструменты, материалы: ноутбук, флешка, мольберт, листы бумаги формата А-4, предметные и сюжетные картинки по теме занятия, указка. шаблоны цыплят, подставки, салфетки, простые карандаши, крышечки с ватными палочками, восковые карандаши, гуашь желтая, панорама «Птичий двор» -объёмные и плоскостные птицы, шапочки: цыплят, кота, короб, «зернышки», цыплёнок-игрушка.
Групповая комната оформлена в соответствии с темой недели: «Домашние птицы».
Ход занятия
Организационный момент
Дефектолог приглашает детей зайти с ней в групповую комнату и посмотреть, как она сегодня преобразилась. (Дети заходят в группу и встают около стульев)
- Дети, посмотрите, куда мы пришли? Кого вы видите? (Мы видим домашних птиц.)
Сообщение темы занятия :
- Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних птицах… (называет птиц)
(Дети садятся на стулья)
Основная часть
Дефектолог. Давайте покажем и расскажем, как называют части тела домашних птиц.
На доске выставляются картины с изображением курицы (утки, гуся)
Дети показывают и называют их. (Голова, шея, лапы, клюв, хвост)
- Чем покрыто тело птицы? (Тело птицы покрыто перьями.)
Дефектолог включает голоса птиц на птичьем дворе.
- Как подают голоса домашние птицы? Давайте назовём каждый голос.
- Как голос подаёт курица? (Курица кудахчет)
- Как голос подаёт петух? (Петух кукарекает)
- Как голос подаёт утка? (Утка крякает)
- Как голос подаёт гусь? (Гусь гогочет)
Дефектолог. Молодцы ребята. У домашних птиц тоже есть семьи, которые состоят из мамы, папы, детёныша.
На доске демонстрируются картины семей: курица, петух, цыплёнок; утка, селезень, утёнок; гусь, гусыня, гусёнок; индюк, индейка, индюшонок. (Дети называют их по очереди)
Дефектолог: А, теперь внимание! К нам кто-то идёт!
Да это хозяюшка – птичница Надежда Александровна.
Хозяюшка-работница,
Обо всех она заботится!
Птичница. Здравствуйте ребята!
Домашних птичек я люблю.
Уток, кур, гусей кормлю.
Сладких зёрнышек насыплю
И водички им налью.
У меня большой птичий двор и много птиц. Каждое утро детёныши обязательно делают птичью зарядку, чтобы быстрее расти и радовать своих мам. Давайте и мы сейчас её сделаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стану птичек я считать.
Пищат цыплятки как?
Крякают утятки как?
Гогочут гусятки как?
Прыгают цыплятки как?
Вперевалочку пойдём,
Червячка сейчас найдём.
Сами съедим и друзей угостим:
Кушайте пожалуйста. (Дети отвечают и выполняют движения гимнастики в соответствии с текстом)
Птичница. Пойдёмте дальше, я вам покажу, где у меня живут мамы птицы с детёнышами.
(Дети с птичницей подходят к утке с утятами, гусыне с гусятами, курице)
- Это кто? (Утка с утятами) А, сколько утят? (Шесть)
- Это кто? (Гусыня с гусятами) А, сколько гусят? (Пять)
- Это кто? Курица. А где же детки у курицы? (Ответы детей)
- Слышу кто-то пищит. (Птичница достаёт цыплёнка-игрушку, говорит за него)
Цыплё нок: Пи-пи-пи, я потерялся
Я совсем один остался.
Навалилось столько бед,
Ни сестёр, ни братьев нет.
Страшно, холодно и пусто,
Без друзей мне очень грустно!
(Птичница берёт цыплёнка и держит на ладошке)
Птичница. Эй, цыплёнок, ты не бойся.
Отдохни и успокойся,
Отгони тревоги прочь
Сможем мы тебе помочь. (Дети рассматривают цыплёнка)
Птичница. Ребята, а мы сможем цыплёнку помочь, ведь ему так одиноко. Как вы думаете? (Ответы детей, как они смогут помочь одинокому цыплёнку, нарисовав много цыплят)
Птичница. Правильно!
Чтобы было с кем играть,
Можем мы нарисовать
Цыпляток – маленьких друзей,
Чтобы было веселей.
(Ставит цыплёнка рядом с мамой-курицей)
Птичница. Итак, не станем долго ждать,
Цыплят начнём мы рисовать.
Приглашает детей сесть за столы, с заранее подготовленным наборами материалов и инструментами для практического выполнения задания. Показывает на листе бумаги, прикреплё нном на мольберте пошаговое выполнение работы: обводку шаблона-цыплёнка простым карандашом; заполнение контура гуашевой краской с помощью ватной палочки, аккуратно заполняя весь контур.
Практическое выполнение работы детьми, ответы на вопросы детей, помощь в случае затруднений.
Пока рисунки детей сохнут, выполняется пальчиковая гимнастика «Цыплёнок»
Узнаёте молодца?
Только вышел из яйца –
Сразу лапками пошёл,
Крошку хлебную нашёл,
Осмотрел внимательно,
Съел самостоятельно.
Дети садятся за рабочие места и дорисовывают недостающие детали тела цыплёнка восковыми карандашами, а также креативные композиционные дополнения сюжета картины по своему желанию. Цыплёнок рассматривает рисунки и благодарит детей за друзей, которых они нарисовали. Цыплёнка и рисунки раскладывают около курицы.
Птичница. Дети, а что это за короб стоит на моём столе, вы его раньше здесь видели? Давайте посмотрим, что там внутри. (Убирает с короба салфетку. Дети заглядывают внутрь и видят шапочки цыплят и кота).
Давайте наденем их и поиграем в игру «Собери зёрнышки».
Птичница. Ой, были здесь одни ребятки,
Стали жёлтые цыплятки.
Игра. Дети находятся за кругом. Водящий, выбранный по считалке кот, встаёт в середину круга. Цыплята собирают «зернышки» внутри круга. Кот старается их поймать. Цыплёнок, до которого дотронулся кот, все зёрна высыпает обратно и затем снова начинает их собирать. В конце отмечаются самые ловкие участники игры и награждаются призами.