Елена Михайловна Сопова
Комплексное занятие в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по ознакомлению детей с художественной литературой
«Серая Звёздочка» Б. В. Заходер
ГБОУ СОШ №827 дошкольное отделение №2 «Берёзки»
Воспитатель: Сопова Е. М
Программное содержание:1. Давать представление детям об художественных особенностях авторской сказки.
2. Продолжать знакомить детей с творчеством писателя Б. В. Заходера, главными героями сказок которого является животные.
Публикация «Комплексное занятие в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
3. Продолжать учить детей внимательно слушать содержание произведения, пересказывать текст.
4. Развивать умение размышлять над прочитанной воспитателем сказкой, отвечать на вопросы, давать характеристики героям произведения, формировать представление о различных качествах человека, делать выводы.
5. Воспитывать разумное и бережное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа:1. Знакомство с творчеством Б. в. Заходера, чтение его произведений.
2. Беседа о доброте, о добрых поступках, делах. Примеры из жизни.
3. Заучивание пословиц о доброте, о дружбе.
Материалы к занятию :1. Текст сказки Б. В. Заходера «Серая Звёздочка».
2. Портрет Б. В. Заходера.
3. Декорация к сказки «Серая Звёздочка», предметные картинки.
4. «Волшебная книга», магнитофон.
Ход занятия:
Воспитатель вносит волшебную книгу.
«Добрую сказку помню я с детства
Хочу, чтобы сказку послушали вы
Пусть дойдёт она до самого сердца
И зародит в нём зерно доброты».
Под музыку волшебная книга открывается, воспитатель достаёт из неё звёздочку серого цвета, спрашивает у детей, почему такой необычный цвет у звёздочки.
Оказывается, есть сказка, которая так и называется «Серая Звёздочка», которую написал Б. В. Заходер.
Воспитатель читает сказку «Серая Звёздочка». После прочтения воспитатель предлагает детям попасть в неё с помощью волшебной книги.
«По волшебному пути
В сказку можем мы войти
Музыка сейчас раздастся
В сказку нам попасть удастся».
Воспитатель:
По тропинке мы идём
Не спешим, не отстаём
Вот выходим мы на луг
Тысяча цветов вокруг.
Ветер веет над полями
И качается трава
Облака плывут над нами
Словно белая река.
Вот окончен дальний путь
Можно сесть и отдохнуть».
Дети рассматривают декорации сказки. Проводится беседа по вопросам:
- От кого мы узнаём историю о «Серой Звездочке»? От автора или героя сказки? Почему?
- Можно ли с самого первого знакомства с текстом определить, что данное произведение сказка?
(Диалог ежей передаё тся человеческим голосом и начало: «Жила – была…», как у многих сказок.)
- Как автор описывает жабу?
- Ребята, а как вы думаете, почему автор говорит: «К счастью, она не знала ни о том, что она такая не красивая, ни о том, что она – «жаба».
- Как относятся к жабе деревья, цветы, кусты? (с почтением и с уважением)
- За что же лесные жители так любили неуклюжую, некрасивую жабу? ( она защищала цветы от врагов: слизняков, прожорливых жуков, вредных гусениц).
Она была полезной для окружающей среды.
- Были ли у Серой Звездочки враги? Кого из них вы запомнили?
- На какую черту во внешности Серой Звёздочки автор обращает особое внимание? (на лучистые глазки, сравнивает их с драгоценными камнями, говорит, что они сияют).
Воспитатель:
Да, именно глаза отражают внутренний мир. В народе говорят: «Глаза – зеркало души». Поэтому и глаза Серой Звёздочки раскрывают её благородное сердце и добрую душу.
- Что сделала бабочка Крапивница? (привела в сад очень глупого мальчишку).
- Как вёл себя в саду этот мальчишка.
- Как друзья спасали Серую Звёздочку? (учёный скворец предупредил Серую Звёздочку об опасности, розовый куст уколол мальчишку своими шипами).
- Почему плакала Серую Звёздочка? (плакала она не от боли, а от обиды, что с ней поступили так жесткого, подло люди, которым она верила и которым она доверяла).
«Она назвала меня жабой, - рыдала Серую Звёздочка, - уродиной! Так сказал человек, а ведь люди всё-всё знают. Значит, я жаба, жаба!».
- Какой конец у сказки весёлый или грустный? (автор выбрал такой грустный вариант окончания сказки, чтобы люди не смели обижать тех, кто слабее и кто приносит пользу).
Физкультминутка:
Дети встают в круг, исполняются о дружбе с движениями.
Игра:
«Угадай по мелодии героя сказки».
Звучит разная музыка: жесткая, грозная, спокойная, ласковая.
(Очень Глупый Мальчик; Деревья, кусты, цветы, плачь Серой Звёздочки).
Воспитатель:
Если бы вы встретили, Очень Глупого Мальчишку чтобы вы ему сказали?
1. «Плохо тому, кто добра не делает никому»
2. «Слабого обижать – себе добра не видать»
3. «Не делай другому того, чего себе не желаешь».
Воспитатель:
Какими словами вы смогли бы утешать Серую Звёздочку?
Дети говорят пословицы:
1. «Дружба и братство дороже любого богатства»
2. «Где дружбой дорожат, там враги дрожат»
3. «Живи не для красоты, а для добра»
4. «Кросна ягода, да на вкус горька»
5. «Красота приглядится, а ум и доброта вперед пригодится»
Дети читают стихи о дружбе и доброте.
1. Дружат с небом облака,
А роса с травою,
Дружит мотылёк с цветком
Дружим мы с тобою.
Дружат взрослые и дети
Все должны дружить на свете.
2. Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
3. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет
Если доброта как солнце светит
Радуется и взрослые и дети.
Дети возвращаются из сказки, сказав волшебные слова: «Дружба, Доброта».
На память о прочитанной сказке воспитатель предлагает детям сделать Серую Звёздочку из бумаги. (оригами)