Папки-передвижки

Комплексное занятие по реализации национально-регионального компонента в старшей группе «Мой северный край»

Ирина умутбаева
Комплексное занятие по реализации национально-регионального компонента в старшей группе «Мой северный край»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: Знакомить с народами, живущими в России; уточнять и расширять знания о жизни и быте коренных жителей Севера –нганасанов и долганов; воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей; учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней; развивать любознательность и речь.

Предварительная работа. Рассказы воспитателя о жизни и труде долганов и нганасан. Просмотр презентации «Народы Таймыра». Чтение сказок: «Отчего у белого медведя нос черный» (перевод Б. Привалова, «Богатырь Ляйне» (перевод С. Пон-кратова, «Птичка - железный нос, деревянный хвост» (перевод Д. Балашова). Заучивание стихотворений. Разучивание подвижных игр народов Севера. Рисование жилищ (чумов). Рассматривание физической карты России, уточнении местонахождения Таймырского полуострова.

Публикация «Комплексное занятие по реализации национально-регионального компонента в старшей группе „Мой северный край“» размещена в разделах

Материал. Длинные скакалки, обручи большие и маленькие, сумка ветеринара, карандаши цветные, альбомные листы.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по северному краю на оленьих упряжках. Что такое оленья упряжка?

Дети. Оленья упряжка - легкие санки, которые везут олени. Их еще называют «нарты».

Воспитатель. Как олени помогают человеку на Севере?

Дети. Олени для северных народов -это и транспорт, и одежда, и жилье.

Воспитатель. Кто управляет оленьей упряжкой? (Ответы.)

Верно, это каюр. Прежде чем отправиться в путешествие, послушайте, что он нам расскажет.

Для копыт, колес и ног

Много сделано дорог.

Ну, а если снег и сопки,

Перевалы на пути,

Где крутой звериной тропкой

Ни проехать, ни пройти,

Там всегда в метель и в стужу

Человеку верно служит

Быстрый северный олень.

Отправляются в путешествие по группе на оленьих упряжках

Дети садятся на стулья для беседы.

Воспитатель. Вот мы и добрались до места.

Как называется наш город?

Дети. Мы живем в Норильске.

Воспитатель. На каком полуострове находится г. Норильск?

Дети. На Таймырском полуострове.

Воспитатель. Таймырский полуостров расположен на севере России. Какой климат в нашем крае?

Дети. Суровый климат. Часто бывают морозы и вьюги. Лето короткое, холодное, а зима длинная, морозная.

На Крайнем Севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца тьма,

И тускло светят звезды.

Воспитатель. Сейчас зима! Назовите зимние месяцы.

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. Календарная зима длится три месяца, но у нас она продолжается 9 месяцев. Вспомните и назовите признаки, приметы зимы. (Ответы.) Так что же такое Север?

Север - это звон упряжек

И под снегом мерзлый мох.

Север - это край, где пляшет

Над ярангою дымок.

Север - это в небе синем

Тарахтящий вертолет.

Север - это край гусиный,

Это вьюга, это лед.

- Молодцы! Действительно, на Севере зимой все покрыто белым снежным покрывалом, небо хмурое, серое, пасмурное; люди кутаются в теплую одежду.

- А как называют коренных жителей Таймырского полуострова?

Дети. Коренные жители Таймырского полуострова – долганы и нганасаны.

Воспитатель. Чем они занимаются?

Дети. Рыбной ловлей, охотой, оленеводством.

- Как называется жилище? Как и из чего его строят?

Дети. Жилище коренных жителей называется «вета» или «чум». Чтобы сделать его, они берут длинные деревянные шесты, соединяют их вверху конусом, покрывают оленьими шкурами. Землю внутри чума устилают циновками, оленьими шкурами. В середине чума - печка. Вверху оставляют отверстие, куда выходит дым, когда топят печку.

Воспитатель. Давайте построим несколько чумов! У нас получится небольшое стойбище. Для этого я вас попрошу сесть за столы и нарисовать чум.

Дети рисуют чумы. Когда жилища готовы, появляется кукла в национальной одежде.

Нганасанка. Здравствуйте, дети! Я долго шла в поисках какого-нибудь жилища, очень устала, замерзла. И наконец-то я вижу стойбище. Какие красивые чумы! Наверное, в них тепло и уютно. Я приглашу своих друзей, и мы будем в них жить. Спасибо вам! Вы так много знаете о Севере и о нганасанах. А что еще вы умеете делать?

Дети. Мы знаем много интересных игр. Хотите посмотреть, как мы играем?

Воспитатель. Представьте, что мы с вами на стойбище. Кстати, что такое стойбище?

Дети. Стойбище - это временное жилище оленеводов.

Воспитатель. Чем занимаются оленеводы?

Дети. Оленеводы пасут оленей, перегонят их с одного пастбища на другое.

Воспитатель. Труд оленеводов тяжел. Они должны быть сильными, ловкими, выносливыми. Должны многое уметь, например, отбивать оленей от стада, чтобы сделать им прививку, проверить, не болеют ли они. Давайте представим, что к нам приехал ве-теринар. Кто такой ветеринар?

Дети. Это человек, который лечит животных.

Воспитатель. Мы выберем ветеринара при помощи считалки, а оленеводов я назначу сама. Остальные дети будут оленями, которые пасутся на пастбище, в поисках пищи разбивая сильными копытами снег.

Игра начинается. Оленеводы отбивают оленей, набрасывая на них обручи, и подводят к ветеринару, который их осматривает и делает прививку. Оленеводы благодарят его: «Спасибо! Теперь олени не будут болеть. Станут сильными и ловкими, выносливыми и быстрыми».

Воспитатель. Вы хорошо знаете жизнь и быт народов Севера. Только те люди, которые живут на Крайнем Севере, знают, как тяжела жизнь долгано- ненцев. Но.

Здесь живописные места,

Отличная охота.

Хоть и сурова мерзлота,

Но есть для всех работа.

- Пора возвращаться в детский сад. Каюр, запрягай оленей в упряжку, а вы, ребята, устраивайтесь поудобней. Пора в путь!

Дети обходят группу и возвращаются на свои места.

Публикации по теме:

Фоторепортаж с досуга «С любовью к родному краю»Фоторепортаж с досуга «С любовью к родному краю» Каждый год в преддверии дня рождения Ханты – Мансийского Автономного Округа, в нашем детском саду традиционно проходит досуг для детей старшего.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие по реализации национально-регионального компонента в старшей группе «Мой северный край»
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 21:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие по реализации национально-регионального компонента в старшей группе «Мой северный край»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина умутбаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД