Марина Борисовна
Комплексное воздействие специалистов и воспитателей в воспитании и развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования движений, потому что этот период – самый активный в развитии опорно-двигательного аппарата и других важнейших органов и систем.
К нам группу для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) родители приводят своих малышей после посещения детской поликлиники. Детей осматривают специалисты: невролог, психиатр, ортопед, логопед, психолог и дают своё заключение, а также рекомендации для работы с детьми в детском саду.
Публикация «Комплексное воздействие специалистов и воспитателей в воспитании и развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Диагнозы у малышей различные: детский церебральный паралич разной степени тяжести, порезы верхних и нижних конечностей, дисплазия тазобедренных суставов, врождённые деформации стоп, нарушение осанки.
Дети с ортопедическими заболеваниями в первую очередь нуждаются в корректировке тех мышечных групп, которые у них недостаточно развиты: именно их надо укреплять.
У детей с нарушением ОДА нарушена сенсорная сфера, моторика рук, зрительная координация, ослаблена словесная сфера. Обучение таких непростых детей имеет свою специфику и осуществляется по коррекционным методикам. Такие дети требуют особого внимания.
В детском саду есть хорошо оснащённые физкультурный и тренажёрный залы, кабинеты массажный и психолога, оборудованный стационарный бассейн. В нашей группе создана богатая предметно-развивающая среда: шведская стенка, массажные дорожки и коврики, массажёры, мячи разных размеров, модули.
Основной целью коррекционной работы является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической помощи. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, врача ЛФК, логопеда, психолога и воспитателя. Мы - воспитатели являемся связующим звеном в этой цепи коррекционной работы.
Каждый ребёнок – это всегда индивидуальный случай. На основании поставленного диагноза и рекомендаций врача-ортопеда каждому ребёнку разрабатывается индивидуальный комплекс корригирующей гимнастики.
Врач невролог назначает курс массажа также индивидуально для каждого малыша. Массажист в массажном кабинете делает ему лечебный массаж по рекомендации специалиста.
В первой половине дня инструктор ЛФК проводит занятия лечебной гимнастики. Мы помогаем отдельным детям выполнять упражнения.
В группе мы продолжаем работу специалистов, проводим утреннюю гигиеническую гимнастику, ортопедические минутки, игровые занятия по окончании курса ЛФК.
Для детей дошкольного возраста характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения, то есть способность к саморегуляции невысока. Это и объясняет меньшую устойчивость внимания и эмоциональный характер детских реакций. Точные движения быстро утомляют детей, поэтому используем подвижные игры и игровые упражнения.
Например: для формирования правильной осанки проводим упражнения у зеркала «Какие мы красивые», у стены «Почешем спинки», положив на голову ребёнка мешочек с песком, коробочку или другой небольшой предмет, просим его выполнить несколько заданий в ходьбе, ползании, приседании, лазании (важно, чтобы предмет не упал с головы ребёнка, упражнения в балансировке «Мы – циркачи», упражнения-команды «Самый внимательный».
Развитие движений в дошкольном возрасте – очень важный процесс, который играет огромную роль в физическом и умственном развитии ребёнка. Занимаясь с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, необходимо помнить о быстрой их утомляемости. Деятельность детей делаем разнообразной, интересной, увлекательной. Физическая работа малышей непродолжительная по времени и строго соответствует их функциональным возможностям. Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на деятельность и формообразование мышц, в процессе их роста, длительная же бездеятельность мышц ведёт к потере работоспособности и большим нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата.
Используем разные виды закаливающих процедур: в виде воздушных, водяных и солнечных ванн. Кроме общего укрепления организма, приспособления его к изменяющимся условиям внешней среды закаливание положительно влияет на дыхание, состав крови, кровообращение, нервную систему и жизненно важные органы.
С большим удовольствием наши воспитанники занимаются фитбол-гимнастикой. Как только ребёнок садится на мяч, происходит естественная балансировка. Центр тяжести тела совпадает с центром тяжести мяча, осанка выправляется. Покачивание на мяче оказывает волнообразное действие на позвоночник. Упражнения с фитболами (7-10 минут) комбинируем с обычной гимнастикой и массажем.
Гимнастика с большими мячами помогает воспитать у малыша правильную осанку, развивает чувство равновесия; улучшает работу вестибулярного аппарата; тренирует мышцы конечностей, спины, брюшного пресса, таза.
В режиме дня мы используем подвижные игры, которые не только развлекают детей, но и способствуют развитию их двигательных навыков. В игре «Море волнуется раз» по команде дети принимают любую позу в исходном положении стоя, сидя, лёжа с правильной осанкой и самовытяжением. В игре «Прокати мяч» малыши прокатывают мяч между ног, стоя в колонне в затылок друг другу. В игре «Мой домик» дети спасаются от водящего в «домике»: становятся к стене, плотно прислонив затылок, межлопаточную область, ягодицы, голень и пятки.
Наши воспитанники регулярно посещают бассейн. Там с ними занимается инструктор по плаванию. Вода обладает свойством выталкивания, сопротивляемостью и гидростатическим давлением. Выталкивающее действие воды создаёт чувство невесомости. Сила выталкивания уменьшает вес тела, что позволяет снять с позвоночника ту нагрузку, которая на него ложится в вертикальном и горизонтальном положениях. Упражнения в воде благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы, улучшая их функционирование. Кроме того, гидростатическое давление создаёт эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибюлярного аппарата.
Вот некоторые игры и упражнения в воде, которые проводятся с нашими воспитанниками.
«Привет». Ребёнок ложится на спину, Взрослый поддерживает ребёнка, затем отклоняется вправо, произнося при этом: «Привет!» Ребёнок тоже должен повернуть голову вправо. Затем повторить это же упражнение, но с наклоном влево.
«Кораблик». Группа детей, взявшись за руки, продвигается в воде то правым, то левым боком.
«Солнышко. Ветер. Дождь». По команде взрослого «Солнце!» все ложатся на спину («загорают», по команде «Ветер!» все играющие стоят прямо и дуют на поверхность воды, а по команде «Дождь!» все ложатся на спину и активно работают ногами и руками.
После занятий в бассейне дети возвращаются в группу счастливые, задорные. У них столько эмоций, что они их переполняют, в группе становится шумно и весело.
Нарушение опорно-двигательного аппарата сказывается на общем развитии ребёнка. Тяжёлые формы НОДА зачастую становятся причиной личностных проблем у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют социализации, формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей
Нарушение ОДА сказывается на формировании у дошкольников интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Дети быстро устают, нуждаются в побуждении, затрудняются в выборе продуктивной тактики, у них отмечается недостаточно устойчивое внимание. Они неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, не могут чётко и правильно сформулировать мысль, их речевая активность снижена. Они редко вступают в совместную игру, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи.
Если нормально развивающимся детям достаточно создать условия для игры, то воспитанников с нарушением ОДА зачастую приходится учить играть. Как правило: игра примитивна, не отражает действительности. Мы формируем у детей запас знаний и впечатлений от реальной жизни, который малыши переносят в игру.
Лично я люблю играть с детьми. Я не руковожу игрой, а участвую в ней, стараюсь увлечь своих воспитанников, предотвратить возможные конфликты. Я играю с детьми на равных, дети становятся активнее, смелее, изобретательнее.
При работе с детьми с НОДА логопед уделяет повышенное внимание развитию памяти и внимания. Мы продолжаем эту работу в течении дня. Встречая утром детей, спрашиваем: «С кем они пришли в детский сад?», «Кого или что они видели по дороге?». Любят малыши такие игры, как: «Съедобное – не съедобное», «Что здесь лишнее?», «Чего не стало?» и другие игры на узнавание любого обобщающего понятия: овощи, одежда, игрушки, и т. п. Задуманное обобщение выделяем среди других слов хлопками.
Развитие мелкой моторики рук – неотъемлемая часть работы педагогов. В группе оборудован уголок, где ребёнок может по желанию: собрать крупные пазлы или мозаику, составить картинку из кубиков, нанизать на шнурок мелкие предметы, застегнуть и расстегнуть пуговицы и т. д.
С целью развития волевой сферы дошкольника учим не бояться трудностей, стремиться их преодолевать; развиваем самоконтроль; развиваем уверенность в себе, своих силах.
Только в тесном взаимодействии с родителями можно добиться успешных результатов коррекционно-развивающейся работы с детьми. Поэтому в своей группе мы с коллегой стремимся к расширению контактов с семьёй. Это: оформление различных стендов, индивидуальные беседы, родительские собрания, организация встреч с различными специалистами, посещение родителями открытых физкультурных занятий, занятий ЛФК, организация совместных мероприятий.
Таким образом, воспитательный процесс, в группе для детей с НОДА носит индивидуально-ориентировочный характер. Педагоги и родители следуют рекомендациям специалистов. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное развитие детей с нарушением ОДА.
Комплекс упражнений для детей с диагнозом ПВДС.
Цель: укрепить мышцы и связки стопы и голени;
сформировать правильную постановку ног.
1. Ходьба на носках, руки на поясе – 1 круг.
2. Ходьба на носках, в полуприсяде – 1 круг.
3. Ходьба с высоким подниманием колен – 1 круг.
4. Ходьба по ребристой доске.
5. Восхождение по наклонной доске.
6. Лазание по перекладинам.
И. п. – сидя
1. Ноги согнуты в коленях, приподнимание пяток вместе и попеременно – 1 мин.
2. Тыльное сгибание стоп вместе и попеременно – 1 мин.
3. Сгибание пальцев стоп – 1 мин.
4. Перекатывание стопой гимнастическую палку, мяч – 1 мин.
5. Захват пальцами ног карандаша и других мелких предметов
6. Скользящие движения стопой по голени другой ноги.
7. Ножку положить на ножку, круговые движения стопами в одну и другую стороны (каждой стопой).
И. п. стоя
1. Стопы расположены параллельно друг другу на ширине ступни. Приподнимание на носки двумя ногами вместе и попеременно.
2. Перекаты с пятки на носки и обратно.
3. Приседания на носках.
Дыхательные упражнения
Через стороны руки поднять вверх – вдох,
опустить – выдох.
Комплекс упражнений для детей с диагнозом –миатонический синдром.
Цель: повысить тонус мышечной системы организма; формировать правильную осанку.
1. Ходьба по залу:
- руки вверх, на носках;
- руки вперёд, в полуприсяде;
- вращение руками вперёд;
- вращение руками назад;
- руки поднять вверх – вдох, опустить – выдох.
И. п. – лёжа на спине
1. Потягивание;
2. Руки в стороны, ноги вместе, поднять голову, ноги к себе – 1,2,3, опустить -4;
3. Полумостик, руки в стороны;
4. Велосипед»
5. «Звёздочка» - руки и ноги в стороны, поднять вверх руки и ноги – 1,2,3, опустить -4.
6. Оттягивание носков стоп.
7. Скользящие движения стопой по голени другой ноги.
И. п. – стоя
1. Круговые движения головой - наклоны головы по 3-5 раз в каждую сторону.
2. Поочерёдно и одновременно поднимать и опускать плечи – 3-5 раз.
3. «Мельница» - круговые движения прямыми руками.
4. Повороты корпусом, ноги на месте.
5. Перекаты с пятки на носок.
6. Восхождение по наклонной плоскости.
7. Упражнения на беговой дорожке.
8. Приседания на носочках.
9. Ходьба на высоких четвереньках.
Дыхательные упражнения
1. «Сильные руки» и. п. – стоя, поднять руки вверх, сжав кулачки – вдох4; опустить, разжать пальцы – выдох. Повторить 4-6 раз.
2. «Часики» и. п. – о. с. махи прямыми руками вперёд и назад «тик-так» Темп средний, повторить 10-12 раз.
3. «Дровокол» и. п. – о. с. Поднять вверх сцепленные руки слегка согнув их в локтях – вдох; наклониться, одновременно опустить руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях – выдох. Темп средний, повторить 5-6 раз.
Комплекс упражнений для детей с диагнозом – порок сердца.
Цель: компенсировать недостаточность кровообращения; общее укрепление организма.
1. Ходьба на носочках – 0,5 круга;
2. Ходьба с высоким подниманием бедра – 0,5 круга;
3. Ходьба по ребристой дорожке;
И. п. – стоя
1. Повороты головой вправо, влево по 4-5 раз в каждую сторону;
2. Наклоны туловища по 4-5 раз в каждую сторону;
3. 1 – согнуть руки к плечам, 2 – выпрямить вверх, 3 – согнуть к плечам, 4 – опустить вниз. Повторить 4-5 раз;
4. «Ножницы» руками;
5. Круговые движения в лучезапястном суставе, локтевом и плечевом по 5 раз;
6. Поднять правую руку вверх – вдох, опустить – выдох, то же левой рукой по 2-3 раза;
7. Плавание стилем «Брасс», счёт до 10;
8. И. п. – руки в стороны, ноги на ширине плеч. Правой ладонью достать левую ладонь с поворотом туловища, то же другой рукой попеременно по 3-4 раза;
9. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3-4 раза.
И. п. – сидя на стуле
1. Ноги выпрямлены в коленном суставе, поочерёдно сгибать и разгибать ноги в голеностопном суставах до лёгкой усталости;
2. Ноги согнуты в коленях, приподнимать пятки вместе и попеременно;
3. Сгибать пальцы стоп.
И. п. – стоя
1. Упражнение на беговой дорожке;
2. Ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кулачки у плеч. Руки вытянуть вверх, кулачки не разжимать, опустить. Повторить 4-5 раз;
3. Ноги врозь, руки на поясе, наклоны туловища вперёд, руки вниз. Повторить 4-5 раз;
4. Ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 2-3 «пружинки», чередуя с ходьбой на месте 2-3 раза. Дыхание произвольное.
Комплекс упражнений для детей с диагнозом ДЦП
Цель: Восстановить двигательную функцию; снизить повышенный тонус мышц; противодействовать развитию контрактур.
ЛФК
Пассивные и активные упражнения в крупных и мелких суставах рук.
И. п. – сидя
1. Сжимание и разжимание кулачка – 1-2 мин. ;
2. Разведение и сведение пальцев – 1 мин. ;
3. Сгибание и разгибание всех пальцев по очереди в пястно-фаланговом суставе;
4. Отведение и приведение большого пальца;
5. Сопоставление большого пальца поочерёдно с кончиками всех остальных;
6. Поочерёдное поднимание каждого пальца вверх;
7. Упражнения с предметами.
И. п. – сидя
1. Пассивные и активные упражнения в голеностопном суставе (круговые движения, повороты вправо, влево, оттягивание стопы от себя, на себя) по 10-15 раз каждое упражнение;
2. Пассивные упражнения в каждом пальце.
И. п. – лёжа на спине
1. Ноги вытянуты, инструктор ЛФК захватывает ноги в области нижней части голени и сгибает их в коленных и тазобедренных суставах;
2. И. п. – то же. Инструктор ЛФК плавно производит круговые пассивные движения в тазобедренных суставах по часовой стрелке и против часовой стрелке;
3. И. п. – то же. Инструктор плавно разводит и сводит прямые ноги ребёнка;
4. Инструктор сгибает ногу в коленном и тазобедренном суставе, выводит стопу из подошвенного сгибания в тыльное и возвращает в и. п. ;
5. И. п. – лёжа на животе. Инструктор сгибает ногу ребёнка в коленном суставе до 90гр. В этом положении выводит стопу из подошвенного состояния в тыльное. Другой рукой прижимает таз к кушетке;
6. И. п. – лёжа на спине, прямые руки вдоль туловища. Инструктор сгибает руку ребёнка в локтевом суставе до 90 гр., производит тыльное сгибание кисти в запястье с одновременным движением пальцев в разогнутом положении. Затем поворачивает ладонь и плавно сгибает и разгибает руку в локтевом суставе;
7. И. п. – сидя на стуле. Инструктор удерживает опущенную руку ребёнка в областе локтя и кисти в положении разгибания и наружной ротации и пассивно поднимает и опускает плечо;
8. И. п. – то же. Инструктор стоит лицом к ребёнку. Руки ребёнка соеденены, пальцы выпрямлены и придерживаются одной рукой инструктора. Инструктор поднимает руки ребёнка вверх и вытягивает их.
9. И. п. – лёжа на спине. Ребёнок поднимает руки и ноги вверх и произвольно трясёт ими.
10. Брюшное дыхание – 1 мин.
Все упражнения повторить по 4-6 раз.
Комплекс упражнений для детей с диагнозом – дисплазия тазобедренного сустава.
Цель: Снять напряжение и укрепить мышцы тазобедренного сустава; максимально восстановить объём движений.
1. Ходьба с коррекцией неправильной постановки ног (стоп);
2. Дыхательные упражнения в ходьбе или в и. п. - стоя с равномерной нагрузкой на обе конечности.
Основная часть занятия 15-20 мин.
3. И. п. – лёжа на спине, ноги прямые. Попеременное сгибание разгибание стоп. 4-6 раз;
4. И. п. – то же. Попеременное сгибание и разгибание ног в коленном и тазобедренном суставе;
5. И. п. – то же. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполняется без опоры о пол; носки на себя стопы удерживаются вертикально. 4-6 раз каждой ногой Дыхание произвольное.
6. И. п. – то же. Одновременное потягивание обеими руками вверх, а стопами вниз, вернуться в и. п. – расслабиться. (самовытяжение 3-4 раза, дыхание произвольное);
7. И. п. – то же, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Медленное, плавное разведение ног в стороны и возвращение в и. п. Повторить 4-6 раз, дыхание произвольное.
8. Инструктор удерживает ногу ребёнка за голеностопный сустав и выполняет лёгкую вибрацию всей конечности.
9. И. п. – лёжа на здоровом боку. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в и. п. Повторить 4-6 раз.
10. И. п. – лёжа на животе. Напряжение и расслабление ягодичных мышц 4-6 раз.
11. И. п. – то же. Движение ногами, как при ползании «по пластунски» 4-6 раз.
12. И. п. – лёжа на животе. Лёгкое покалачивание пятками по ягодицам. Повторить 4-6 раз.
13. И. п. – стоя на четвереньках. Поочерёдное отведение согнутых ног до горизонтального уровня 3-4 раза каждой ногой.
Заключительная часть 2-3 мин.
14. Ходьба с попеременным потряхиванием ногами.
15. И. п. – стоя, руки в стороны. Сжимание и разжимание пальцев рук. Повторить 3-4 раза.