Алина Сергеевна Иващенко
Комплексное тематическое планирование для воспитанников старшей группы по теме «Изучение природы Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Тема Форма работы (беседа, наблюдение, творческое занятие) Программное содержание Источник Взаимодействие с социумом и родителями
Сентябрь Растения – живые существа Обобщающая беседа.
Д/и «Осень на опушке краски разводила» Способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях как живых существах, представлений о том, что растения вырастают из семян, получают питание из почвы; узнаванию и различению растений; обобщению знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло); учить детей составлять рассказ по схеме – модели.
Публикация «Комплексное тематическое планирование для воспитанников старшей группы по теме „Изучение природы Донского края“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Выявить представления у детей о том, какие цвета преобладают в каждом сезоне, каким признакам этот цвет соответствует, определить уровень наблюдательности ребенка. (1;102)
(3;34) Подбор детских произведений об уходе за растениями.
Октябрь Парки г. Таганрога
Сравнительный рассказ о деревьях, кустах, травянистых растениях.
Чтение сказки «Необыкновенная экспедиция, или в гости к опасным растениям»
Д/и «Что нам осень подарила» Способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различать многолетние и однолетние растения, развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умение использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Выявить представления у детей о признаках, характерных ля растительного мира в разные периоды года, умение сравнивать, группировать объекты по обобщенному признаку (1;75)
(2;13)
(4;53)
( 3:35) Экскурсии в парк им. 300-летия и парк им. Горького, сбор листьев для гербария; шишек и желудей для выполнения поделок из природного материала.
Ноябрь Знакомство с растениями красной книги РО Беседа об исчезающих видах растений красной книги РО.
Познакомить детей с растениями Красной книги области; учить детей составлять рассказ о растениях по мнемотаблице. Изготовление рукотворной книги «Редкие растения красной книги РО»
Экскурсия в детскую библиотеку на тематическое занятие.
Декабрь Знакомство с лекарственными растениями родного края. Беседа о пользе растений.
Рассказ по мнемотаблице.
(1;225) Совместная деятельность детей с родителями: составление картотеки «Лекарственные растения».
Январь Комнатные растения. Беседа о комнатных растениях.
Рассматривание иллюстраций.
Д/и «Какое время года?» Способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условий жизни, формировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растений; формировать представления о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют. Воспитывать умение и желание ухаживать за комнатными растениями.
Выявить умение детей определять из содержания загадки время года по характерным изменениям в растительном мире, происходящим в разные сезоны. (1;84)
(3;32) Совместная деятельность детей и родителей: закрепление правил ухода за комнатными растениями.
Февраль Деревья зимой. Сравнительный рассказ о деревьях (ель и рябина)
Д/и «Угадай по описанию» Способствовать составлению сравнительных рассказов о деревьях; формировать умения распознать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развивать умения видеть красоту дерева в разное время года, наслаждаться ароматом ели; формировать умения называть разные особенности характерные деревьям, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.
Выявить представления детей о морфофункциональных особенностях строения растений, умение описывать и узнавать по описанию внешних признаков растения. (1;95)
(3;29) Экскурсии в парк им. 300-летия и парк им. Горького, сравнение растений в зимний период с осенним.
Март Знакомство с луговыми растениями РО
Загадки и пословицы о цветах.
Изобразительная деятельность: аппликация «Луговой цветок»
Д/и «Что сначала, что потом»
Пополнить знания детей о луговых цветах.
Выявить представления детей о цикличности роста и развития растений, животных, умение устанавливать последовательное изменение объекта на определенных стадиях развития, в зависимости от времени года. (3;31)
Апрель Знакомство с садовыми цветами РО Беседа. Легенды и мифы о цветах
Чтение рассказа «Как Валера за одуванчиком наблюдал» Наблюдение за клумбой на участке. Воспитывать бережное отношение к природе
(4;103)
Май Экологическая неделя «Весна» Понедельник.
1. Беседа: «Мой край родной» или «Планета Земля в опасности»
2. Экологические ситуации для детей:
-Что было бы на Земле без воды?
-Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?
-Почему умирает лес?
-Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы?
3. Придумать и нарисовать природоохранительные и запрещающие знаки.
4. Игра-фантазирование «Что мы увидели в весеннем лесу?»
5. Чтение познавательной литературы.
Вторник. День цветов
1. Наблюдение на участке за явлениями неживой природы и их влиянием на объекты природы.
2. Работа по маршруту экологической тропинки – цветник: посадка однолетников, отметить изменения в жизни растений весной.
3. Игра «Узнай цветок»
4. Сочинение сказки о любимом цветке и оформление книги-самоделки
5. Коллективная работа «Цветы на клумбе» (аппликация)
6. Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов»
Среда. День дерева.
1. Работа по маршруту экологической тропинки – цветущие деревья: рассматривание листьев, коры, цветов деревьев, определение высоты и толщины деревьев
2. Игра-имитация «Деревья в разную погоду»
3. Д/и «С какой ветки детки?»
4. Художественно-творческая деятельность «Мое любимое дерево»
5. Релаксация-медитация «Обними дерево»
Четверг.
1. Работа по маршруту экологической тропинки – зеленая аптека: рассматривание лекарственных растений, посадка новых.
2. Игры «Мы растения», «Чей листочек»
3. Наблюдения за птицами детского сада
4. С/р «Косметический салон»- природная косметика
5. Чтение художественной литературы о природе весной.
6. Поделки из природного материала
Пятница.
1. Выставка детских творческих работ о природе. Способствовать систематизации представлений детей о многообразии окружающей природы; формированию эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы; проявление радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы; способствовать понимания роли человека в природе, восприятию его как части пророды; развитию способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности. (1;171) Помощь в ремонте инвентаря на участке. Высадка растений на участке. Беседа родителей с детьми: «Как беречь природу»
Июнь Редкие представители флоры Формировать основы экологической культуры, в процессе знакомства с редкими представителями флоры парка; закреплять знания о сезонных изменениях в природе; активизировать словарь детей; воспитывать у детей любовь к родному краю.
(2;39) Изготовление родителями атрибутов для праздника, совместные часы чтения с детской библиотекой.
Список используемой литературы:
1. О. Ф. Горбатенко. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры/ Волгоград: Учитель,2007. – 286с.
2. В. Н. Лукьяненко, М. И. Герасимова. Дошкольникам о парке: Методическое пособие. Таганрог: Изд-во «Нюанс» (ИП Кучма Ю. Д., 2011.-52с., илл.
3. Табукашвили Т. Г. От диагностики к экологическому развитию. Учебно-методическое пособие для педагогов и дошкольных учреждений, студентов и преподавателей педагогических колледжей. – Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 2003.-128с.
4. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники – М., Линка-пресс, 2002.-192с.