Щербина Наталья
Комплексное познавательное занятие по патриотическому воспитанию «Есть у моря свои законы»
Комплексное познавательное занятие по патриотическому воспитанию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20» г. Артёма
Комплексное познавательное занятие по патриотическому воспитанию.
«Есть у моря свои законы».
Подготовила: воспитатель высшей категории
Щербина Наталья Викторовна.
Публикация «Комплексное познавательное занятие по патриотическому воспитанию „Есть у моря свои законы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно–исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели: расширять представления о родном крае, омывающем его Японском море, о своей малой родине; дать представление о других морях, познакомить детей с его цветовой и звуковой гаммой (буря, шторм, штиль, закат, рассвет, плеск волн и т. д.); учить определять на слух, формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями; упражнять в описании «настроения» моря, используя наглядность (тихое, спокойное, бурное, волнующееся и т. д.); выявить знания детей о полезности моря, его богатствах; воспитывать любовь к своим родным местам, уважение и бережное отношение к окружающей природе.
В изобразительной деятельности: учить изображать море, подбирая цветовую гамму для передачи «настроения» моря; закреплять навыки смешивания красок, получая нужный цвет; развивать цветовое восприятие; воспитывать эстетические и этические чувства к природе родного края.
Целевые ориентиры дошкольного образования: может поддерживать беседу о своей родине, о своем крае сопровождая эмоциональной речью; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и со сверстниками; рассуждать, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции (радость, удивление восхищение) при рассматривании изображений моря в разное время суток и прослушивании звукового сопровождения (звуки моря в разную погоду и в разное время года); интересуется изобразительной деятельностью (рисование на тему «Настроение моря»).
Используемая литература и наглядный материал:
1. Л. Парамонова, «Развивающие занятия с детьми 5-7 лет» г. Москва. ОЛМН, Медиа Грппа, 2008 г.
2. Т. В. Черных, «Уроки моря», г. Владивосток, Издательство ПИПКРО, 2006 г.
3. Т. И. Подрезова, «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. Г. Москва, АИРИС дидактика,2008 г.
4. Фотографии, картины, иллюстрации и открытки с изображение моря и морских пейзажей в разное время суток, в разных погодных условиях совместные работы детей и родителей.
5. Глобус, карта Приморского края, герб Приморского края.
6. Записи с различными звуками моря в разное время погодных условий.
7. Краски акварельные, кисти№2, №4,альбомный лист, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель : - Когда мы говорим слово «Родина», то представляем бескрайние просторы - леса, поля, горы, снега, пески, моря, острова. Так разнообразна наша огромная страна!
- А как вы, ребята. Представляете, что такое «Родина»? (ответы детей).
- На какой планете мы с вами живем? (ответы детей).
Дети рассматривают глобус.
-Как называется материк, на котором мы с вами живем? (ответы детей).
- Как называется наша страна?
- Как называется столица нашей страны?
- Как называется край, в котором мы с вами живем? (ответы детей, дети находят и показывают все на глобусе).
- Почему наш край называется Приморским?
Рассказ воспитателя : - Действительно, мы живем на берегу Японского моря, которое впадает в Тихий океан. А правда ли, что Тихий океан на самом деле тихий? (ответы детей). Нет, конечно! На нем бывают и сильные штормы, бури, ураганы с разрушительными ветрами. Не такой уж он и тихий.
- Нам с вами повезло, мы живем очень в замечательном крае – у нас есть совсем рядом море. На каком виде транспорта мы бы могли добраться до моря? ( Дети перечисляют: на машине, на автобусе, на электропоезде, на велосипеде и даже отправится к морю пешком). Но есть места в нашей огромной стране, где моря так близко нет (показ на глобусе). И люди, чтобы отдохнуть на море, отправляются в путешествие на поезде или на самолете.
Воспитатель подводит детей к карте Приморского края.
Рассказ о Приморье И. Семеновой «Край земли. У самого Тихого океана».
(Читать под тихий звук прибоя)
Приморский причудлив и извилист. Могучие серо-зелёные скалы, выступающие из воды, образуют бухты и заливы. Здесь океанская волна уже не накатывает без оглядки, а как бы спрашивает у каменных стражей: «Можно войти?» - и замедляя бег, ворошит песок.
От бухты Золотой Рог поднимается вверх по сопкам город Владивосток. В бухте можно увидеть и серые военные корабли, и белые пассажирские лайнеры, и рыболовные суда, и юркие сторожевые катерки с красными полосками на борту…
Воспитатель : - Ребята, а какую пользу приносит человеку море?- (ответы детей). Мы должны быть благодарны морю за то, что оно нас кормит, дарит нам отдых и здоровье, делится своими богатствами, радует нас своей красотой в разное время суток.
На планете Земля, кроме нашего Японского моря, много и других морей. Ни одно море не называется синим. Как говорится в сказках и песнях, что ни море – то обязательно синее море: «В синем море волны хлещут…», «У самого синего, синего моря…»
- Если посмотреть на наш глобус, то можно увидеть и Черное море, и Красное море, и Жёлтое море, и Белое море (показ на глобусе). Но если спросить моряков : «Какого цвета морская вода?», то они скажут в один голос: «И в Черном, и в Белом, и в Красном, и в Желтом морях вода синяя». Но сами моряки то знают, что Красное море бывает красным, когда на его поверхность всплывают буро-красные водоросли. Желтое море лишь там жёлтое, где в него впадает широкая река Хуанхе. Она выносит столько глины, что море на десятки километров становится мутновато-жёлтым. А там, далеко-далеко, в открытом жёлтом море, все равно море синее. Белое море назвали так потому, что оно северное, студеное, а зимой белое – от заметенных снегом льдов. Черное море красивое, ласковое, синее. Но таким оно бывает не всегда, даже летом. А уж зимой то! Как начнут дуть холодные ветра, как станут разгуливать по широкому морскому простору свинцово-серые волны – великаны, оно насупится, потемнеет, почернеет. Потому и назвали его Черное, что значит «суровое», «грозное», «опасное».
- Море как и человек, имеет своё «настроение» Мы сейчас прослушаем записи звуков и определим по звуку «настроение» моря. (Прослушиваем записи звуков моря)
Воспитатель : - Сейчас ребята расскажут нам с вами, каким бывает море, какой у него характер. Дети читают стихотворение Г. Поженяна «Есть у моря законы».
Есть у моря свои законы
Есть у моря свои повадки…
Море может быть то зеленым
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло – синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым лёгким бризом.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт и под тобою
То ли небо, а то ли море…
Но бывает оно и черным
Чёрным, мечущимся, покатым
Неумолчным и непокорным
Поднимающимся, горбатым.
Рассматривают иллюстрации и фотографии с морскими пейзажами.
Воспитатель : - Какое у моря бывает настроение? (ответы детей)
- Как определить, что у моря хорошее настроение? (ответы детей)
- Как определить, что у моря плохое настроение? (ответы детей)
- С настроением меняется цвет моря. Как вы думаете, какого цвета спокойное, без волн море? (ответы детей).
Какие краски нам понадобятся, чтобы нарисовать море с плохим настроением (ответы детей)
- Цвет моря зависит и от погоды. Погода портится – море волнуется, сильный ветер образует волны. На море начинается шторм и буря.
- Каким цветом бывает море, освещенное солнцем? (ответы детей).
- Солнышко – настоящий художник. В разное время суток море и небо выглядят по-разному, в зависимости от окраски неба меняется и цвет моря…Утром небо и море окрашиваются нежными, светло-жёлтыми, как солнышко, красками и начинается новый, прекрасный день (восход). Перед заходом солнце не такое яркое, как днем. Сначала оно золотисто-жёлтое, потом переходит в оранжевое, а у самого горизонта солнце становится ярко-красным. Так и море, и небо меняют свои цвета : оранжевое, розовое, красное. Море, как зеркало, отражает небо, облака, скалистые берега, горы.
Физкультминутка «Морская фигура».
Воспитатель : - а сейчас, ребята, вы каждый изобразите, как представляете своё море.
Дети проходят за столы и приступают к заданию. Изодеятельность сопровождается звуками моря. По ходу занятия, дети вспоминают пословицы и поговорки о Родине.
1. Кто за Родину горой, тот и истинный герой.
2. Береги землю родную, как мать любимую.
3. Рыбам – море, птицам – воздух, а человеку – отчизна.
4. Жить – Родине служить.
5. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
6. Всякому мила своя сторона.
По окончании работы, дети выставляют свои работы на выставку и дают название каждой работе.
Ребенок читает стихотворение о Родине.
Слышишь песенку ручья – это Родина моя!
Слышишь голос соловья – это Родина моя!
Видишь звёздочки Кремля – это Родина моя!
Детский сад, мои друзья – это Родина моя!
Руки матери моей, шум морей и звон дождей,
И в саду смородина – это тоже Родина!