Лучший педагог года Итоги 2024

«Домашние птицы». Комплексное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме

НАТАЛЬЯ ШАКИРОВА
«Домашние птицы». Комплексное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексное логопедическое занятие по лексической теме «Домашние птицы»

Ход занятия

Приветствие

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Собрались сегодня снова,

Все к занятию готовы!

Будем весело играть

И друг другу помогать!

Обучение чтению. Буква «Е» - слоговое чтение

Цели: учить читать слоги и слова с буквой «Е» после согласной.

Материал: Карточки со слогами «ЛЕ», «МЕ», «БЕ», «ВЕ», «ДЕ», «СЕ», «ТЕ», «ПЕ», «РЕ».

Карточки с буквами: «Л», «М», «Б», «В», «Д», «С», «Т», «П», «Р», «Е».

Картинки с изображением предметов на эти слоги, например: девочка (дед, веник, белка, репка, лейка, сено, перец, мельница и т. п. Зеркальце.

Ход занятия:

1. Комплекс на артикуляцию «Весёлое зеркало»

(Дети достают зеркальца и, глядя в них, повторяют за взрослым веселые упражнения):

- Заборчик. Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

- Лопаточка. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

- Лошадка. Присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно.

- Качели. Открыть рот, как при произнесении звука «А». Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

2. Закрепление буквы «Е», слоговое чтение.

- Ребята, в какой букве живёт два звука: «Й» и «Э»? (В букве «Е».)

Взрослый прикрепляет карточку с буквой «Е» в центре доски.

- Буква «Е» необычная, но очень общительная! Давайте познакомим букву «Е» с другими буквами, чтобы они подружились и встали парами.

Взрослый слева от буквы «Е» в столбик пишет или прикрепляет карточки с известными детям согласными буквами, а справа от буквы «Е» в столбик – слоги, составленные из этих согласных и буквы «Е». Педагог показывает указкой на называемые буквы и произносит:

"Б" и "Е", а вместе (хором) - "БЕ",

"В" и "Е", а вместе (хором) - "ВЕ",

"С" и "Е", а вместе (хором) - "СЕ",

"Л" и "Е", а вместе (хором) - "ЛЕ",

"Н" и "Е", а вместе (хором) - "НЕ",

"М" и "Е", а вместе (хором) - "МЕ",

"Р" и "Е", а вместе (хором) - "РЕ",

"Д" и "Е", а вместе (хором) - "ДЕ".

Дети часто поначалу произносят «БЪЕ», «МЪЕ» вместо «БЕ», «МЕ». Педагог просто поправляет их, не вдаваясь в подробности, почему читается так, а не иначе.

Затем взрослый очищает доску и ставит внизу доски карточки с картинками на изучаемые слоги, например: белка, веник, лейка, Незнайка, девочка, репка, мельница, сено (семечко, сетка).

- Ребята, а теперь мы поиграем в такую игру: я буду показывать вам слог, вы – называть его и находить на доске изображение предмета, название которого начинается на этот слог.

- Прочтите этот слог (показывает карточку). (Дети: «БЕ».) Найдите предмет, название которого начинается на слог «БЕ». (Белка.) Молодцы.

Взрослый прикрепляет на доску слог «БЕ», а рядом – картинку с белкой.

Далее – работа с каждым слогом по аналогии:

Слог «ВЕ» - картинка «веник».

Слог «ЛЕ» - картинка «лейка».

Слог «МЕ» - картинка «мельница» и т. д.

Когда все слоги прочтены и картинки найдены, взрослый предлагает детям закрыть глаза и меняет местами пару картинок: например, после слога «ВЕ» ставит лейку, а после слога «ЛЕ» - веник. Дети открывают глаза, ищут и исправляют ошибку. Поиграйте так 2-3 раза.

Развитие речи. Е. Карганова «Как Цыплёнок голос искал»

Цель: развитие устной связной речи и словарного запаса, развитие мышления, памяти, познавательного интереса. Знакомство детей с разными литературными жанрами.

Вопросы детям:

1. Что искал Цыплёнок?

2. Кого он встретил на пути? (Ворону, Лягушку, Кошку, Собаку, Гуся, Козочку, Курочку.)

3. Зачем Цыплёнок хотел иметь громкий голос? (Чтобы все слышали.)

4. Кто посоветовал Цыплёнку иметь громкий голос?

5. Получилось ли у Цыплёнка пищать громко? Почему?

6. Каким должен быть голос? Что сказала Цыплёнку мама-курица? (Не чей-нибудь, а свой.)

7. Какие голоса нравятся вам? Почему?

8. Какой голос у вашей мамы? У папы?

Развитие моторики. «Дорожка к дому»

Цель: развитие мелкой моторики.

Материалы: Пластилиновая основа. 6 очищенных спичек на блюдечке, камешки или фасоль, шаблон цыплёнка, закреплённый с левого края доски.

Подвижная игра «Переменка»

Дети стают в круг, лицом в центр круга.

Мы сидеть чуть-чуть устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, руки вниз.

Вправо, влево повернись.

(Движения по тексту.)

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени!

А теперь ногами машем –

Вверх взлетают ноги наши!

(Поднимаем ноги, согнутые в коленях, затем прямые.)

Развитие моторики. «Перинка для гнезда»

Цель: развитие моторики.

Материалы: каждому: блюдце, вата, салфетки, тряпичный лоскут размером с блюдце.

Подготовка руки к письму. «План двора»

Цель: развитие графо-моторных функций. Развитие умения штриховать и работать с трафаретной линейкой.

Материалы: рабочий лист с цыплёнком по центру, трафаретная линейка, цветные карандаши.

Раскрашивание +Аппликация «Цыплёнок»

Цель: развитие моторики, развитие умения работать с красками, нитками, ножницами и клеем.

Материал: рабочий лист «Цыплёнок», жёлтая гуашевая краска, кисточка, стакан с водой, салфетки, клей ПВА, ножницы, резиновая груша, фломастеры, шерстяные нитки желтого цвета, мелко порезанные на кусочки.

- Сегодня мы сделаем портрет героя нашей сказки – цыплёнка:

Развитие речи. Игра «Подбери слово»

Цель: развитие речи, мышления, расширение словарного запаса.

Материал: Мяч.

Дети встают в круг, взрослый бросает мяч каждому по очереди, задавая вопросы:

1. На чём можно ездить, Ярик? (На машине.) Оля, ещё на чём? (На поезде.) Даня, ещё на чём можно ездить? (На велосипеде.) Молодец! Света, ещё? (На самокате.) И т. д. (На автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) Всё это одним словом называется… (транспорт.)

2. На чём можно сидеть? (Дети называют по очереди: «На лавке», «на стуле», «на кресле», «на диване», «на скамейке», «на табуретке» и т. д.) Как назвать одним словом стул, кресло, диван? (Мебель.)

Физминутка. «Что я за птица?»

Материалы: песенка Цыплёнка «Надо в дорогу мне торопиться».

Педагог организовывает физминутку на ковре. Дети встают в круг и выполняют движения под музыку.

Первый куплет:

1. На куплет дети идут по кругу, ритмично поднимая колени, машут ручками-крыльями, изображая птичек.

2. На припев поворачиваются в круг, наклоняются вперёд, изображая, что они клюют зёрна.

3. Кружатся на месте.

Конструирование. Кубики Никитина. «Горка»

Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие умения видеть в целом части и собирать из частей целое.

Материалы: Кубики Никитина, образец собираемого узора «Горка».

Цыплёнок хочет покататься с горки, а на дворе, где он живёт, нет ничего похожего на горку. Давайте соберём для него горку из кубиков. Вот такую. (Показывает картинку.)

Дети собирают горку по образцу под слова потешки:

Массажная пауза «Мой послушный мячик»

Материалы: каждому: массажный мяч.

И. п. – дети сидят на стульчиках, массажный мячик под ногой.

Мяч катился по дорожке

Закатился мне под ножки. (Катаем мяч по полу то левой, то правой стопой.)

Покатался, покатался

И в ладошки мне попался. (Наклоняемся, берём мячик в руки.)

Математика. Число и цифра «0»

Цель: Знакомство с числом и цифрой «0». Закрепление темы «Углы».

Материалы: рабочий лист с разными углами. Раскраска Нолика. Карандаши. Карточки с цифрами. Иллюстрации для демонстрации. Верёвочка для выкладывания цифры «0».

Лепка. «Спрячь лягушат»

Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работать с пластилином. Развитие воображения и творческих способностей.

Материал: Доска для пластилина, пластилин разных цветов, стека. Салфетки.

Развитие речи и слухового восприятия. «Кто сказал «Мяу»?»

Цель: развитие речи и слухового восприятия. Развитие умения владеть своим голосом, говорить то тихо, то громко. Закрепление представлений о домашних животных и птицах и их голосах.

Материал: Иллюстрации животных из сказки: ворона, цыплёнок, лягушка, кошка, собака, козочка, гусь, курица. Рабочий лист, где показаны все герои сказки.

Спортивная дорожка

Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).

Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т. д.

Раскрашивание по описанию

Цель: Развитие волевой сферы, формирование умения работать по словесной инструкции взрослого. Развитие слуховой памяти и графических навыков.

Материал и оборудование: Цветные карандаши, рабочий лист «Две наседки».

Детям раздаются рабочие листы «Две наседки».

Пальчиковая гимнастика. «Гномики-прачки»

Жили – были в домике

маленькие гномики: (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого.)

Раз, два, три, четыре, пять

– стали гномики стирать. (Сжимаем ладошки в кулачки, трём их друг о друга.)

Токи – рубашки, Пики – платочки, (Разгибаем по одному пальцу на обоих кулачках.)

Лики – штанишки, Чики – носочки,

Мики умница был,

всем водичку носил.

Развитие моторики. «Водичка для цыплят»

Цель: Развитие моторики.

Материалы: пипетка, палитра, стакан с водой, раздаточные листы «Цыплята гуляют».

Взрослый раздаёт детям листы, где цыплята гуляют среди зелени.

Завершающая гимнастика. «Снежинки»

Закружились, завертелись

Белые снежинки. (Покружиться на месте.)

Вверх взлетели белой стаей (Поднять руки.)

Легкие пушинки. (Покружиться на носках.)

Прощание

Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Хоть и жалко расходиться,

Время нам пришло проститься.

Мы сюда придём опять

Заниматься и играть.

Публикации по теме:

«Домашние животные и птицы». Игры и упражнения для дошкольников по изучению лексической темы«Домашние животные и птицы». Игры и упражнения для дошкольников по изучению лексической темы Данные игры и упражнения были запланированы и проведены мной в рамках изучения программ дополнительного образования "Говорю правильно" и.

Игровые технологии по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» в старшей группе Цель: Расширять обобщенные представления детей о домашних животных и их детенышах. Дидактические игры:«Отгадай, что за животное»Цель:.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые»Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые» Индивидуальное логопедическое занятие по лексической теме «Насекомые», автоматизация звука IРI. Задачи: Образовательные: - закреплять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Домашние птицы». Комплексное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 18:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Домашние птицы». Комплексное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ ШАКИРОВА (УИ 1121551) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД