Ирина Аронова
Комплексно тематическое планирование в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое планирование на год в соответствии с ФГОС
Месяц Тема недели Развёрнутое содержание работы Формы организации образовательной деятельности Примечание
Сентябрь 1неделя
3– 7 сентября Праздник знаний
Публикация «Комплексно тематическое планирование в старшей группе» размещена в разделах
Развивать познавательный интерес, интерес к школе,книгам. Закреплять знания детей о школе, ,о школьных принадлежностях. Закрепление знаний детей о школе,о том,зачем нужно учиться,кто и чему учат в школе. Формировать положительные представления о профессии учителя и «профессии» ученика.
• сюжетно -ролевые игры («Школа», «Магазин канцтоваров» (покупка школьных принадлежностей); чтение художественной литературы по теме праздника-З. Александрова «В школу»
• знакомство со школьными принадлежностями и способами их использования;
• отгадывание и составление загадок о школьных
принадлежностях ;
мастерская (изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Школа»).
• беседы по теме
•Лепка на тему «школьные принадлежности»
•Рисование «Букет первокласснику».
• Д\игра «Что это такое».
•Конструирование «Здание школы»
•Рассказы взрослых о своём школьном детстве- «Нелегко и интересно быть учеником».
•Просмотр презентации и слайдов про школу
Итоговое мероприятие Праздник «День знаний».
2 неделя
10-14сентября Осень золотая Систематизировать знания детей об осени; Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру Воспитание интереса к осенней природе, любви к поэзии. Уточнить знания детей о жизни природы осенью ; дать представления о взаимосвязи жизни растительного и животного мира человека с временем года. Познакомить и расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального).Активизировать знания детей об осенних месяцах.
• Рассматривание иллюстраций «Наступление осени», «Сосновый бор».
•Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса», «Осенний лес».
• Рисование,лепка по теме
• Коллективная аппликация «Осенний лес»
•Поделки из природного материала на тему «Осень» •Чтение стих-я И. Бунин «Лес точно терем расписной», чтение стих-я «Падают,падают листья» М. Ивенсен, чтение рассказа «Листопад»-М. Пришвин.
• Дидактическая игра «Времена года», «Подбери пару», «Приметы осени», «Угадай с какого дерева упал плод».
• Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в осенний сад».
• Заучивание стихов об осени
• Сбор листьев для гербария
• Разучивание песен об осени.
• Беседы по теме «Осенние приметы»
•Просмотр презентации «Осень золотая»
Итоговое мероприятие Праздник осени
3 неделя
17-21 сентября Профессии села
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Закрепить знания детей о сборе урожая зерна и сельскохозяйственной технике. Ознакомить детей с профессиями тракториста,комбайнера. Закреплять знания детей о разных видах сельскохозяйственного труда ;Воспитывать интерес к хлеборобам, овощеводам,животноводам. Воспитание уважения к людям труда. Развитие интереса к различным профессиям.
• сюжетно-ролевые игры «Магазин «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Профессии».
•Дидактические игры «Собери картинку», «Опиши а я угадаю», «Похож-не похож».
•Отгадывание и составление загадок по теме
•Чтение художественной, научно-художественной литературы по теме недели-«Л. Толстой «Старик и яблони» ,сказка «Колосок» ,Н. Носов «Огурцы».
беседы и рассказы по профессиям;
развивающие игры по теме;
показ презентации о разных профессий;
проектная деятельность: изготовление;
атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
просмотр фильма, слайдов по теме;
• Рисование по теме недели
Итоговое мероприятие Викторина- («Что? Где? Когда)
Познавательного характера по теме недели
4 неделя
24- 28сентября
Дары осени
Закрепить знания детей о растениях полей,садов,лесов и огородов и условиях необходимых для их роста. Расширять представления о сборе урожая,о некоторых овощах,фруктах,ягодах и грибах. Воспитывать бережное отношение к природе. расширять представления о правилах безопасного поведения в природе.
• рассматривание картин на тему «Дары осени».
• заучивание стихов об осени
• чтение художественной литературы «Печка в огороде» Г. Юрмин.
• рисование по теме недели
• лепка, аппликация «Овощи, фрукты, ягоды»
• отгадывание загадок про овощи,фрукты,грибы, ягоды.
• экскурсия в огород
• труд в природе (уборка листьев)
• экспериментальная деятельность (рассматривание листьев в микроскоп).
• наблюдения за объектами живой и неживой природы
• подвижные игры по теме
• дидактические игры по теме «Съедобное-несъедобное», «Овощехранилище», «Живая –не живая природа», «Что растёт в лесу»
• Беседы по теме недели «Растения полей,лесов,садов и огородов», «Что нам осень подарила», «О труде людей осенью», «О бережном отношении к природе».
• просмотр презентации,слайдов по теме недели-«Грибы,ягоды».
•Коллективная аппликация «Ягодное лукошко».
• привлечь родителей к изготовлению ящичков под рассаду;
• создание коллажа «Дары Севера».
Итоговое мероприятие
Фотовыставка «Осень урожайная»
Октябрь
1 неделя
1 – 5 октября День пожилых людей Сформировать уважение к старым людям,желание им помогать,ухаживать за ними. Уточнить представление о важности бабушек и дедушек в жизни семьи, детей,внуков. Закрепить представления «Молодой», «Старый» .Уточнить знания детей о том, чем можно порадовать и чем можно огорчить дедушек и бабушек. Воспитывать в детях уважение к людям преклонного возраста. • Беседы по теме праздника: «Праздник. «День пожилого человека», «Как дети могут заботиться о взрослых».
•Дидактические игры «Что радует и что огорчает пожилых людей»
•Творческая мастерская- по изготовлению поздравительных открыток.
• Чтение художественной литературы по теме праздника: «Дедуля»-Т. Бокова, «Бабушкины руки»-Л. Квитко.
•Слушание песни «Бабушка рядышком с дедушкой».
•Презентация «День пожилого человека»
•Игры подвижные «Жмурки», «Краски», «Телефон».
•Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Итоговое мероприятие Конкурс рисунков и поделок для бабушек и дедушек
2-неделя
08-12 октября Я расту здоровым! Развивать интерес к своему организму,желание узнать о нем больше. Продолжать знакомить детей со здоровым образом жизни человека. Формирование первичных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Расширить представления о закаливании ;формировать представление об активном отдыхе ;воспитывать желание заботиться о своём здоровье ;соблюдать личную гигиену
•беседа по теме недели; «Витамины и здоровый организм»
•дидактические игры «Что предмет расскажет о себе», «Определи на ощупь», «Кто я?», «Здоровая пища».
• Чтение художественной литературы «Боюсь врачей», «Сказка про лекарственные растения» П. Синявский,Л. Соколова «Сказка про маленькую Чумазку», «Стихи о здоровом образе жизни» ,К. Чуковский «Мойдодыр»
•Подвижные игры «Два Мороза», «Кто быстрее», «Эстафета парами».
•Сюжетно-ролевая игра «Профилакторий».
•Составление фотоальбома «Моя спортивная семья».
•Загадывание загадок про ЗОЖ
Итоговое мероприятие Развлечение «Весёлые старты»
3 неделя-
15-19-октября Познаю себя Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Продолжать знакомить детей со здоровым образом жизни человека. Продолжать формировать у ребёнка образ своего «Я» ,осознание своего места в обществе. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим. Совершенствовать двигательные навыки в разнообразной форме детской деятельности. • Загадывание загадок о предметах личной гигиены».
•Творческая мастерская «Красивая салфетка».
•Беседы по теме недели «Как мы отдыхали летом».
• Чтение художественной литературы: «В. Лившиц «Неряха», «Страшная история»-Э. Успенский,А. Кузнецова «Кто умеет» К. Драгунский «Лекарство от послушания».
•Рассматривание иллюстраций –строение пищеварительной системы.
• Дидактические игры: «Найди по описанию», «Предметы закаливания», «Вершки и корешки», «хорошо-плохо».
•Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Поликлиника».
•Презентация по теме недели.
• Художественное творчество :Лепка человека.
• Подвижные игры: «Мы весёлые ребята»,
«Дорожка препятствий».
Итоговое мероприятие Фотовыставка «Как мы отдыхали летом»
4неделя-22-31октября Я и Моя Семья Закреплять представление детей о родственных связях, о благополучной дружной семье.
-Формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях.
-Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям.
-Воспитывать интерес к истории своей семьи.
-Помогать ребенку в сознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
• Беседы по теме недели: «Что я знаю своих родных», «С кем я живу», «Милая мама моя», «Профессии моих родителей».
•Рассматривание семейных фотографий
•Чтение художественной литературы; «А что у вас»-С. Михалков, «Сыновья»-В. Осеева, «Старый дед»-Л. Толстой, «Помощница»-А Барто, «Вовка-добрая душа», «Мой дедуля»-А. Чурбанов, «Шофёр»-Б. Заходер.
•Чтение пословиц о поговорок о семье
• Дидактические игры: «Настроение моих родных», «Угадай профессию», «Помогаю взрослым».
•Дидактическое упражнение «Дружная семья».
•Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Семейный праздник».
•Просмотр мультфильмов «Золушка», «Мама для мамонтёнка», «12 месяцев».
•Просмотр презентации «Мамочка милая моя».
•Конструирование гостиной комнаты
•Творческая мастерская «Портрет моей бабушки»-аппликация.
•Сюжетное рисование «Семейный праздник».
•Разучивание стихотворения «Капитан Дениска»-А. Алфёрова.
Итоговое мероприятие Выставка творческих работ «Моя семья».
Ноябрь
1- неделя
01-09 ноября Родная страна Расширять представления детей о родной стране,о государственных праздниках. Вызвать интерес к истории своей страны;
Воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. • рассматривание картин и иллюстраций о городах России.
• рисование по теме недели
• Дидактические игры: «Найди свой флаг», «Назови город», «Кто где живёт», «Одень куклу в национальный костюм».
• наблюдения за украшением города к празднику
• чтение художественной литературы-Т. Боков «Родина», В. Гудимов «Россия» ,Т. Янтарная «Россия» ,А. Жигулин «О Родине» ,К. Ушинский «Наше Отечество» ,В. Степанов «Флаг России».
• разучивание стихотворения «Лучше нет родного края-П. Воронько.
• презентация «Моя Россия».
• ситуативные разговоры и беседы по теме «Что мы знаем о России», «Наша родина Россия».
• Слушание песни «Широка страна моя родная»
• фотовыставка «Мой любимый город»
• Чтение пословиц и поговорок о Родине.
• Творческая мастерская «Российский флаг»-аппликация.
• Сюжетно-ролевые игры- «Семья».
Итоговое мероприятие выставка рисунков «Я люблю свой город
2-3неделя 12-21 ноября Москва-главный город -России (символы России). Знакомить с историей России, гербом,флагом,мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том,что Россия - огромная многонациональная страна;
Москва – главный город страны, столица нашей Родины • Беседы «Москва-столица России», «История России».
• Рассматривание иллюстраций с символами России
• Рассматривание флага,герба России.
• Исследовательская деятельность «Почему орёл двуглавый»
• Дидактические игры «Собери герб», «Что лишнее», «Кто, где живёт».
• Чтение художественной литературы- З. Александрова «Дозор», «Нет на свете Родины красивей»-С. Прокофьев, «Страна,где мы живём»-С. Баруздин, «привет-Россия»-Н. Рубцов.
• Рисование «Русская матрёшка»
• Рассматривание альбома «Русские промыслы».
• Рисование «Флаг России».
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Строители».
• Творческие задания: «Что будет,если…». «Родина-это….», «Хорошо- плохо…».
• Творческая мастерская «Хоровод матрешек из бумаги».
Итоговое мероприятие Выставка рисунков «Моя Родина».
4 -5- неделя
22-30 ноября День матери
Мама - самый главный человек в жизни. Воспитание, уважение к материнскому труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей. Формировать любовь и уважение к самому дорогому человеку –матери. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.
• Дидактические игры «Где, чья мама», «Собери букет», «Бусы в подарок маме», «Ласковые слова», «Кто что любит делать».
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
• Беседы по теме недели- «Какая мама», «Моя семья», «Как я помогаю маме», «День матери».
• Рассматривания картин, иллюстраций «Мать и дитя»;
• Чтение художественной литературы :А. Барто «Мама» ,Г. Виеру «Мамин день».
• Изготовление подарков милой мамочке «Цветы нашей маме».
• Заучивание стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине».
• Слушание песен «Самая хорошая», «Мама для мамонтёнка».
• Просмотр презентации и слайдов «Наши мамы».
Итоговое мероприятие
Выставка детского рисунка «Портрет моей мамы».
Декабрь
1неделя-03-07
декабря
Зима спешит к нам в гости
Уточнить представление о первых признаках зимы, зимних явлениях природы: долгота дня, снегопад, метель; Систематизировать представления детей о зиме, зимней природе. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования. 22декабря – день зимнего солнцестояния. Расширять представления о местах, где всегда зима. Знакомить с зимними видами спорта, формировать представление о безопасном поведении людей зимой. • Словесные игры «Какой,какая,какие.», «Скажи ласково», «Подбирай, называй,запоминай».
• Просмотр иллюстраций и альбомов по теме недели- «В городе моём зима», «Мы в городском парке».
• Творческая мастерская «Изготовление кормушек для птиц».
• Беседы по теме недели: «Первые признаки зимы», «Где рождается снег и иней».
• Чтение художественной литературы :И. Бунин «Первый снег» ,Я. Аким «Первый снег» ,И. Суриков «Зима» ,Т. Белозёров «Мороз» ,В. Лунин «Зима».
• Дидактические игры «Угадай признаки зимы», «С какой ветки детка», «Снег -хорошо и плохо», «Когда это бывает»
• Просмотр презентации «Красавица зима».
Итоговое мероприятие Выставка детского творчества: «Зима пришла».-коллективная работа
2неделя-10-14 декабря
Приметы
матушки-зимы
Расширить представления детей о сезонных изменениях,происходящих в природе в зимнее время,используя сведения из народного календаря. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой,обобщить знания об образе жизни и характерном поведении животных в лесу зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям природы
.
• Рассматривание пейзажей и картин на зимнюю тематику
• Экспериментирование со льдом и снегом
• Просмотр мультфильмов «Зима в Простоквашино», «Умка».
• Слушание муз. произведений Метель»-(муз. Свиридова, «Зимнее утро» -(муз. Чайковский).
• Лепка рисование по теме недели.
• Чтение худ. литературы Т. А. Шорогин «Снежинка» ,Белозёров «Мороз»,В. Шульжик «Сон медведя».
• Беседы по теме недели «Как узнать зиму», «Как животные приспособились к зиме».
• Просмотр презентации «Зима в лесу».
• Дидактические игры по теме «Предметы зимы», «Отгадай следы», «Что перепутал художник», «Подскажи словечко».
• Сюжетно-ролевые игры «Семья»
• Подвижные,хороводные игры, театрализованные игры.
Итоговое мероприятие
Экологическое развлечение «Хороша, ты зимушка-зима».
3-4-неделя
17-30декабря Новый год спешит к нам в гости.
Формирование представлений о Новом годе как о весёлом и добром празднике. Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику,желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником,преподнести подарки сделанные своими руками. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. Закладывать основы праздничной культуры. • чтение художественной литературы: А. Гайдар «Ёлка в тайге» ,Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку», «Г. Х. Андерсен «Ёлка» ,Е. Трутнева «С Новым годом!».
• рассматривание картин и иллюстраций о Новогоднем празднике
• рисование, лепка, аппликация по теме недели
• «Мастерская –изготовление украшений для группы.
• разучивание стихов, песен, танцев
• театрализация сказок на новогоднюю тему
• просмотр фильмов, слайдов по теме
• рассказ воспитателя с просмотром иллюстраций о праздновании Нового года в других странах мира
• Составление рассказов о Деде Морозе
• Дидактические игры «Составь ёлочку», «какая ёлочка», «Что изменилось», «Найди ошибку»
•Конструирование «Замок Деда мороза»
•Сюжетно-ролевая игра «Семья»- «Готовимся к Новому году».
• Беседы по теме: «Удивительный праздник Новый год», «Как правильно украшать ёлку».
•Просмотр презентации по теме недели.
Итоговое мероприятие Новогодний
Утренник
Январь
2-3 неделя
09-18 января Народные праздники на Руси
Расширять представления о народных праздниках, обычаях, традициях.
Расширять представления о народных игрушках и играх.
Продолжить знакомить с устным народным творчеством.
Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости
• Беседы «Народные праздники на Руси. Что такое Рождество?», «Пришла Коляда накануне Рождества»
• Чтение стихов Рутенина «Рождество».
• Рассматривание рождественских почтовых открыток
• Изготовление (лепка) сказочного образа Снегурочки
• Слушание пьесы «Фея зимы»
• Чтение и загадывание загадок
• Инсценирование русских народных сказок
• Рисование «Моя рождественская открытка»
• Игры (русские народные) «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник», «Гори, гори ясно».
• Пение рождественских песенок,разучивание колядок.
• Дидактические игры: «Чего на ёлке не бывает», «Не опоздай игрушку передай».
• Презентация «Зимние святки».
Итоговое мероприятие Развлечение Рождественские потехи
4 неделя
21-31 января Зимние забавы Расширить представления детей о зимних забавах (катание на санках, снег окатах, ледянках, лыжах, умение слепить и украсить снеговика, способствовать формированию здорового образа жизни. Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта. Расширять представления о безопасном поведении людей зимой. • Чтение художественной литературы И. Демьянов «Снежная баба», Б. Гримм «Бабушка Метелица» ,Л. Квитко «Санки» ,Л. Введенский «На лыжах».
• Прослушивание музыкальных произведений П. Чайковский «Январь».
• Дидактические игры «Кому что нужно», «Зеркало», «Опиши мы отгадаем».
• Рассматривание фотовыставки «Как нам весело зимой».
• Беседы по теме недели: «Мои любимые зимние забавы», «Весело зимой»
• Рисование,лепка,конструирование по теме недели.
Итоговое мероприятие Спортивное развлечение «В гостях у зимушки-зимы».
Февраль
1 неделя
1-8февраля Международный день друзей
Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить». Формировать умение осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым
• Беседы по теме недели: «Ребята давайте жить дружно», «Драться или договариваться».
• «Хорошо-плохо», «Назови семью». Дидактические игры : «Скажи ласково». Чтение художественной литературы: С Михалков «Песенка друзей» ,Б. Гримм «Бременские музыканты» ,К. Ушинский «Вместе тесно,а врозь скучно» ,В. Катаев «Цветик –семи цветик».
• Загадки о дружбе
• Просмотр презентации «Поговорим о дружбе»
• Рассматривание иллюстраций по теме «Дружба»
• Творческая мастерская : «Сделай доброе дело»-изготовление подарков для малышей.
• Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
Итоговое мероприятие Выставка рисунков «Мой лучший друг»
2неделя
11-15февраля
День доброты Создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбности. Поощрять попытки пожалеть сверстника обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Развивать умение общаться спокойно, без крика. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь) Жить дружно, вместе, пользоваться игрушками.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительные отношение к окружающим. Учить заботиться о младших.
• Беседы: «Что такое доброта?» «Что значит быть добрым?»
• Чтение Русская народная сказка «Хаврошечка» А. Барто «Вовка добрая душа», В Осеева «Волшебное слово».
• Рассматривание иллюстраций
• Изготовление сказочных персонажей по сказке «Хаврошечка»
• Рисование «Волшебный цветок для Феи Доброты»
• Игры: «Семья» «Больница», «Магазин»,
• Д. Игры: «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме», «Цепочка добрых слов», «Передай настроение».
• Пословицы о доброте.
Итоговое мероприятие Выставка рисунков добрых поступков.
3 неделя
18-22февраля
День защитника Отечества Дать понятие о празднике – День защитника Отечества. Осуществлять патриотическое воспитание.
Знакомить с военными профессиями. Воспитывать любовь к Родине.
Осуществлять гендерное воспитание (формировать стремление у мальчиков быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, в девочках – уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины).
• Беседы: «Будем в армии служить», «Наша армия родная бережет нащ мирный труд» «Что такое героизм?», «Бравые солдаты»
• Чтение М. Бородицкая «Ждем брата», Я. Аким «Земля», С. Маршак «Наша армия», С. Михалков «Быль для детей». Рассматривание иллюстраций памятников героям войны, видеофильмов, слайдов.
• Изготовление подарков для мальчиков и для пап, дедушек ко дню защитника отечества.
• Рисование: рисунки для выставки на темы: «Вечный огонь», «Наша армия», «Военные учения»
• Пословицы и поговорки, «За правое дело-сражайся смело» «крепка рука у русского моряка, «Умный боец-везде молодец».
Итоговое мероприятие Спортивное развлечение- (с участием пап)
4 неделя
25-28февраля
Масленица Продолжать знакомить детей с традиционными русскими праздниками; расширить и углубить знания детей о празднике «Масленица», развивать понимание названия праздника, воспитывать любовь к традиционным русским праздникам. Продолжать знакомить детей с народными песнями и плясками.
• Слушание музыки П Чайковский «Проводы Масленицы».
• Рассматривание иллюстраций,фотографий о Масленице.
• Беседы по теме недели: «Масленица», «Как мы готовимся к празднику».
• Просмотр презентации «Масленица. История праздника».
• Разучивание стихотворения: «Ой блины-блиночки…».
• Рисование на тему «Зимние забавы».
• Разучивание масляничных закличек,песен «Вот уж зимушка проходит».
• Народные,хороводные игры «Карусель», «Заря».
• Д/игры «Опиши предмет», «Испечём блины».