Людмила Субботина
Комплексно-интегрированная образовательная деятельность образовательной деятельности «Путешествие в село Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам. Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.
Задачи:
1. Образовательная :
- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.
Публикация «Комплексно-интегрированная образовательная деятельность образовательной деятельности „Путешествие в село Дымково“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
-Познакомить детей с процессом изготовления игрушки, приемы рисования элементов дымковской росписи,
-Вызывать у детей желание расписывать игрушки, ориентируясь на образцы росписи.
-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
-Совершенствовать навыки работы с гуашью.
-Использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом).
-Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги, умение располагать узор на объемной форме, закрепить цветосочетание характерное для дымковской росписи.
2. Развивающая:
- Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию, музыкально-художественную деятельность, навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе и по результатам продуктивной деятельности; развивать чувство симметрии, ритма.
3. Воспитательная:
-Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа, интерес к устному народному творчеству.
Интеграция областей:
«Художественное творчество» :
-
«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Виды детской деятельности : продуктивная, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Материалы и оборудование: гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки для воды, салфетки, дымковские игрушки, заготовки дымковских игрушек, презентация «Дымковские игрушки», мультимедийная установка, фонограммы русской народной музыки, тарелочки для игрушек.
Ход НОД:
1. Воспитатель (перед входом в зал) : Ребята, вы любите путешествовать? (Да). Я предлагаю вам отправиться в путешествие! А в путешествие мы отправимся необычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот это Солнце, которое будет освещать наш путь. Итак, наше удивительное путешествие начинается…
(В зал под музыкальное сопровождение, в костюме Дымковской барышни, входит воспитатель с детьми. Звучит русская народная музыка)
Воспитатель:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказки превращали,
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Э. Г. Чурилова
Воспитатель:
Здравствуйте, дети!
Я - барыня-сударыня
Из Дымково села
В гости к вам пришла
И солнце яркое - светило
собою принесла!
Полюбуйтесь на меня,
Кофточка цветная, юбка расписная
А на ней кружочки, полоски и листочки.
-Бывали ли Вы в селе у нас? (рукой веду на экран)
(на проекторе показывается слайд №1 с изображением села Дымково) (волш. музыка -например, при зажигании елки).
-Тогда о нем я поведу сейчас рассказ:
«Далеко-далеко за дремучими лесами, за заснеженными полями, на берегу голубой речки Вятка, стояло большое село. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Жили в этом селе веселые и озорные люди. Зимой - изготавливали игрушки для старинного праздника «Свистунья» (слайд №2). А с приходом весны несли их на ярмарку- солнце зазывать, весну закликать. Себе – на радость, людям - на потеху.
-Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.
(рассматривание презентации)
3слайд. Водоноска
За студёною водицей
Водоноска – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт
4 слайд. Олень.
Олень золотые рожки!
На груди – полосы и горошки.
5 слайд. Дымковские кони
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
6 слайд. Барышня.
Посмотри, как хороша – эта девица душа.
Туга черная коса.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барыня так красива.
Воспитатель: У вас у всех есть игрушки, из каких материалов они сделаны? (ответы детей) Подумайте и скажите, из какого материала могут быть сделаны дымковские игрушки? (Из глины).
Воспитатель: Как вы думаете, почему мастера использовали именно этот материал? (Глина легко лепится, не крошится, быстро застывает).
Переход к столу
Воспитатель: Идемте за мной. В народе говорят, что Дымка рождается три раза. А вы можете сказать, почему? (варианты ответов детей). Я вам раскрою секрет, как рождается игрушка. Первый раз она рождается, когда ее лепят из глины. Глина бывает красная, белая и синяя. (Показ – сюрприз). Добавляют воду и месят, как тесто. И глина приобретает вид теста, из которого уже можно лепить барышню. Затем ее оставляют подсохнуть (показ игрушки перед обжигом). Из какой глины слеплена эта барышня? (из синей глины). Второй раз рождается игрушка, когда ее обжигают в печи, чтобы она стала прочной. В старину обжигали в обычной печи (показ печи). А в наши дни - в муфельных печах (слайд с печью). Посмотрите, какого цвета стала барышня после обжига? (коричневого цвета). Она не только коричневой, но и прочно и звонкой. (Демонстрация обожженной игрушки).
Воспитатель: (Слайд №8)В третий раз рождается игрушка, когда ее покрывают ее мелом, разведенный молоком. (Показ готовой покрытой белой болванки). После того как подсохнет, можно приступать к росписи. В селе Дымково, очень много узоров, и каждый мастер по – своему расписывает игрушку.
Переход к мольберту.
Посмотрите, какая нарядная Дымковская барыня. На голове непременно – кудри, кокошник. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – зонтик. По белому фону мастерицы щедро «разбросали» крупные и мелкие горошины, кружки, полоски, волны, точки. Оказывается, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей, прямая линия – дорога, перекрещенные линии – сруб колодца, дома. Как вы думаете синяя волнистая линия символ чего (это символ воды) .А круг на что похож? (круг – это символ солнца, каравая хлеба).А маленькие точки – это звёзды.
Воспитатель: Краски, какого цвета используются для росписи дымковских игрушек? Почему?
Дети: Используются яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. Яркие они потому, что они изготавливались к празднику.
Воспитатель: Обратите внимание, ребята, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.
Воспитатель: Чтобы провести широкую линию нужно провести кисточкой,нажав на нее, плашмя. Тоненькую линию - рисовать кончиком кисти, а маленькие круги и точки- используем тычок, ватную палочку.
Переход к рабочим местам.
Воспитатель: Посмотрите, вот еще барышня! Полюбуйтесь на нее. Чего не достает в ее наряде? (ответы детей). Давайте, преобразим наших барышень.
Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к работе, выполним гимнастику для наших пальчиков:
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Вращение кистей рук.
1,2,3,4,5,
Не сидится им опять:
Постучали, повертели
И работать захотели.
Воспитатель: Перед вашими глазами расположены образцы с элементами росписи, выберете понравившийся элемент, узор, внимательно рассмотрите его и приступайте к работе.
-Нужно хорошо потрудиться, чтобы ваша дымковская барышня была нарядная, праздничная, красивая. А про упорный труд народ сложил поговорки:
1. Умелые руки не знают скуки.
2. дело мастера боится.
2. Самостоятельная работа детей. (Дети работают под музыку. Индивидуальная работа).
3. Рассматривание работ.
Воспитатель: Полюбуйтесь своими работами. Возьмите игрушку на подставке и поднесите на стол, где их ждут другие.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь пора нам возвращаться в наш детский сад. Становитесь полукругом, и произнесем вместе волшебные слова «Закрываем мы глаза, вот такие чудеса,1,2,3,4,5 и вернулись в детский сад!»
4. Рефлексия. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель:
Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось.
-Где мы сегодня побывали? Как называется село?
-Чем в этом селе занимаются?
-Из чего сделаны игрушки?
-Какую игрушку мы сегодня с вами расписывали?
- Давайте еще раз вспомним, какие дымковские игрушки вы знаете? (на слайде изображения игрушек).
Ваша дымковская барышня может быть хорошим подарком для близкого человека. Спасибо вам за хорошую работу, мне было очень приятно с вами поработать. Я предлагаю вам взять свои игрушки. Я вас провожу.