Марина Филимонова
Комплексная НОД для детей старшего дошкольного возраста «Кузьминки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить детей с праздником земледельческого календаря «Кузьминки» и народными традициями, связанными с этим праздником.
2. Развивать монологическую речь детей.
3. Развивать чувство композиции и цвета.
4. Воспитывать интерес к обычаям своего народа.
Оборудование: сундук, прялка и веретено, веник, лапоть, игрушка Домовой; план рассказа в рисунках, магнитофон с записью народной музыки, «веник» из цветного картона на каждого ребенка, ножницы, цветная бумага, тесьма, пайетки, клей.
Публикация «Комплексная НОД для детей старшего дошкольного возраста „Кузьминки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Предварительная работа: составление рассказов с помощью рисованого плана, проведение НОД о других праздниках народного земледельческого календаря, таких как Семен Летопроводец и Никита Репорез.
Ход.
Воспитатель: Сегодня мы, ребята, отправляемся в путешествие в прошлое. Ой, кажется кто-то в углу шуршит! (Достаю игрушку Домового). Кто это?
Домовой (озвучивает воспитатель) : Я – то? Домовой. В старину меня уважали, в пустом доме не бросали! А вы уезжать собрались, а меня забыли!
Воспитатель: Действительно, ребята, раньше, переезжая в новый дом, хозяева ставили под печку лапоть и говорили домовому: «Вот тебе сани, поезжай с нами», а потом этот лапоть обязательно ставили под печку в новом доме. (Домовому) : Но ведь мы не насовсем уезжаем!
Домовой (детям) : А далеко ли собрались?
Дети : Мы отправляемся в прошлое!
Домовой: Вон что удумали! А на улице-то наверное холодно, зима на дворе!
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года, ведь и правда, снег уж выпал.
Ответы детей : Сейчас ноябрь. Это последний месяц осени.
Домовой (ворчливо) :Ноябрь, ноябрь. Ноябрь ноябрю рознь Нынче-то ноябрь каков?
Воспитатель: Давайте, ребята, расскажем Домовому о поздней осени. Чтобы рассказ получился стройным, используем наши картинки-подсказки. ( Выставляются картинки: 1-ая – изображение календаря. Это значит, что в начале рассказа говорим, какое сейчас время года, какой месяц на календаре. 2-ая – схематическое изображение дерева, солнца, птицы. Это значит, что в середине рассказа надо говорить о изменениях в живой и неживой природе в это время, о том как связаны явления между собой. 3-я – две маски – веселая и грустная. Это значит, что закончить рассказ необходимо сообщением о том, нравится тебе это время года или нет и почему.) Далее заслушиваются 1-2 рассказа детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Действительно, часто осенняя погода нас не радует, плохая бывает погода. А как еще можно сказать о плохой осенней погоде? Какие слова можно подобрать?
Ответы детией: дождливая, ненастная, пасмурная, хмурая, невеселая, унылая, грустная, безрадостная, печальная, скучная.
Воспитатель: Да, невеселая получается картина. Но мы с вами помним, что народ на Руси был неунывающий, жизнерадостный. В конце лета и осенью люди устраивали веселые праздники. Какие вы знаете?
Дети: Семен Летопроводец, Никита Репорез. Воспитатель: А как их отмечали?
Ответы детей : На Семена Летопроводца был потешный обычай хоронить мух и комаров. В репорез устраивались игры, хороводы.
Воспитатель: Верно, давайте и мы с вами поиграем. (Проводится игра –хоровод «Расти, репонька», затем дети возвращаются на свои места).
Воспитатель: Ну чтож. А теперь отправляемся в прошлое. Начинаем обратный отсчет! 5,4,3,2,1! Сегодня мы узнаем еще об одном народном празднике. Его справляли в ноябре, а назывался он «Кузьминки», в честь Кузьмы и Демьяна, сказочных помощников всех кузнецов и других умельцев. В наших краях, на Урале, после Кузьминок наступает уже настоящая зима. Вот в народе и говорят: «Невелика у Кузьмы – Демьяна кузня, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются; закует Кузьма – Демьян, до весны красной не расковать». В поле все работы к тому времени заканчивались, припасы на зиму, соленья да варенья заготовлены, и садились девицы за рукоделие да за пряжу. (Достаю прялку и веретено, начинаю прясть, даю желающим попробовать). Считали за это Кузьминки девичьим праздником. Девушки рядились цыганками, ходили по дворам с украшенным веником, пели веселые песенки, выпрашивали угощение. (Открываю сундук, достаю шаль, накидываю на плечи, достаю веник, украшенный бантиками, рябиной, бусинами). Потом все собирались в одной избе, приглашали парней, устривали игры, водили хороводы. На Кузьминки справляли «Курьи именины». Женщины собирались с курицами на руках вокруг церкви, а потом дарили этих птиц своим родным. Яйца этих кур считались целебными.
Вот как весело проходили Кузьминки. А теперь нам пора возвращатся. 5,4,3,2,1 – вот мы и дома!
Домовой: Что? Как? Вернулись? А я-то все путешествие проспал, ничегошеньки не видал, ничегошеньки не слыхал!
Воспитатель: Не горюй так! Ребята тебе сейчас обо всем расскажут!
Вопросы детям: О каком празднике мы сегодня узнали? Какие веселы забавы устрваивали в это время? Что делали девушки после Кузьминок?
Ответы детей.
Домовой: Вот оно что! Ну спасибо вам, ребята, а мне пора уж! Прощайте! (Убираю игрушку).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня интересно рассказывали и про осень, и про Кузьминки. А вот и для вас подарочки (достаю из сундука все необходимое для аппликации и заготовки «веники»). Давайте и мы с вами Кузьминки отпразднуем, веники украсим и обязательно дома обо всем расскажем! (Дети рассаживаются за столами, выполняют аппликацию по своему замыслу).