МААМ-картинки

Комплекс упражнений по методу эйдетики для развития памяти детей

Илькевич Оксана Николаевна
Комплекс упражнений по методу эйдетики для развития памяти детей
▼ Скачать + Заказать документы

1.«Цепочки-ассоциации. (Цепной метод)

Цель: развитие ассоциативных связей

Психолог предлагает ребенку назвать слово, следующему ребенку – ассоциацию на него, и так по очереди. Повторять слова, конечно же, нельзя.

Например: семена – земля -вода- росток- яблоко-сок-пакет-стакан-раковина.

Задание повторяется, пока каждый ребенок не назовет слово для ассоциации.

2. «Веселые считалочки». (Акровербальный метод).

Цель: облегчить запоминание, тренировка памяти.

Публикация «Комплекс упражнений по методу эйдетики для развития памяти детей» размещена в разделах

Дети придумывают веселые, необычные считалочки для запоминания графика дежурства в группе.

На доске висит утюг

То дежурит Коля друг.

Нарисован там щенок

Наш Виталик всем помог.

Если видим мы матрешку

То дежурит Рита-крошка.

Ну, а если там листок

То ищи себя Ванек. И т. д.

3. «Нарисуй загадку» (Мнемотехника)

Цель: усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти

Детям предлагается карточки с изображением предметов по темам (мебель, посуда, фрукты и т. д.). Ребенок должен нарисовать признаки загадываемого предмета с помощью пиктограмм (символов).

4. «Выучи стихотворение» (Мнемотехника)

Цель: повышение эффективности запоминания различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти.

Ребята должны "записать" предлагаемые слова из стихотворения, которое читает психолог, в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки.

5. «Составь рассказ» (Мнемотехника)

Цель: Формировать умение превращать мысли в рассказ.

Для этого нам понадобятся карточки с изображениями домов, животных, природы, домашней утвари, растений и т. п. Предлагаем ребенку выбрать не менее 8 картинок и придумать рассказ к ним. Потом можно обменяться картинками.

6. «Придумай сказку (рассказ)»

Цель: повышение эффективности запоминания различных видов информации; усвоения мнемотехнических приемов, позволяющих расширить объем оперативной памяти, снятие психоэмоционального напряжения).

Дети сидят в кругу. Считалочкой выбираем того, кто первый начнет, затем выбираем тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают (рефлексия).

7. «Запомни цифру» (метод зрительной прорисовки).

Цель: повышение эффективности запоминания цифр.

Раскладываем на столах картинки с нарисованными цифрами от 1 до 10. Предлагаем детям взять карандаши и дополнить контур знака деталями таким образом, чтобы он превратился в какой либо предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — коса, а из 8 — очки. Когда ребенок рисует, он развивает память и прочно фиксирует в ней написание цифр, и когда он встречает нарисованный предмет, то сразу вспоминает зашифрованный знак.

8. «Запомни предложение» (метод мысленной прорисовки).

Цель: облегчить запоминание фраз, повышение эффективности запоминания. Перед тем, как начать процесс запоминания, мы погружаем ребенка в атмосферу того, о чем говорится в тексте, предложении, стихе (красочно описываем природные явления, внешность людей, цветы, животных и т. д. ,чтобы ребенок это все нарисовал в своих мыслях.

9. «Запомни, что видел» (зрительные ассоциации)

Цель: развитие зрительного восприятия, увеличение объема памяти

Садимся с детьми в кружок, психолог просит всех внимательно посмотреть вокруг себя, максимально запомнить предметы, затем загадываем предмет, который находится в поле зрения детей, проговаривая один из его признаков. Дети должны отгадать предмет, задавая наводящие вопросы. Если кому то из детей сложно, то можно поменяться ролями. Начинать можно с любого признака предмета.

10. «Что пропало?» (зрительные ассоциации)

Цель: развитие зрительного восприятия, увеличение объема памяти

Раскладываем на столе много предметов, разного цвета, формы. Предлагаем детям подойти, потрогать, хорошо рассмотреть их. Затем детям необходимо отвернуться, психолог убирает один предмет (или не убирает,а дети должны сказать, что пропало. Указать место, где лежал предмет, назвать его признаки. Занятия проводится при делении детей на подгруппы.

11. «Отгадай по звуку» (слуховые ассоциации)

Цель: развитие слухового восприятия, увеличения объема памяти.

Показываем детям по очереди разные музыкальные инструменты и предметы, которые могут издавать звуки, дети играют на них, стучат ими, звенят и т. д. Затем мы прячем все предметы и инструменты в коробку. Потом издаем звук каким либо предметам и просим ребенка назвать предмет издавший звук.

12. «Найди аромат» (обонятельные ассоциации)

Цель: развитие обонятельного восприятия, снятие психоэмоционального напряжения.

1 вариант. Раскладываем в плотные бумажные пакеты пахнущие травы, специи, фрукты, кофе, ваниль и т. д. Дети по очереди подходят, нюхают и угадывают по запаху и называют то, что в коробке. Все пакеты одинаковые, после каждого ребенка мы их перемешиваем.

2 вариант. Раскладываем в плотные бумажные пакеты пахнущие травы, специи, фрукты, кофе, ваниль и т. д. Каждый пакет в двойном экземпляре. Дети по очереди должны найти по аромату два одинаковых мешочка и назвать их содержимое.

После выполнения задания каждый ребенок описывает запах, если с этим возникает проблема, то психолог предлагает описание запаха, а ребенок выбирает, какой, на его взгляд, был этот запах. При необходимости психолог подробно рассказывает какие бывают запахи и что чем пахнет.

13. «Отгадай по вкусу» (вкусовые ассоциации)

Цель: формировать умения запоминать на основе вкусовых ощущений,.

Дети по очереди, с завязанными глазами, подходят к столу, на котором (по количеству детей) разложены знакомые для детей продукты (апельсин, лимон, банан, сыр, хлеб и т. д.).И по вкусу определяют, что это за продукт и описываю, почему они так решили.

14. «Потрогай и запомни» (тактильные ассоциации)

Цель: формировать умения запоминать на основе тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения.

Детям предлагаются набор тактильных карточек разного вида. На столе разложены различные изображения (природа, животные и т. д.).Ребенку предлагается потрогать тактильную карточку и выбрать к ней картинку, которая по мнению ребенка подходит этой тактильной карточке. После выбора и пояснения ребенка спросить у него, какие ощущения и мысли возникли при соприкосновении с тактильной карточкой. Спросить, про что подумал, когда коснулся этой карточки.

15. «Составь рассказ по тактильным карточкам»(тактильные ассоциации)

Цель: создание ассоциативных связей между предметами и явлениями.

На столе раскладываем тактильные карточки. Каждый ребенок выбирает 6 карточек и начинает составлять рассказ.

Например: Я увидел дерево, у него шершавая кора, а листья у дерева гладкие. Веточки у дерева гибкие и неровные. Начался дождик, листья покрылись капельками. А вот и птичка, она серая и пушистая, прячется в ветвях.

16. «Запомни геометрическую фигуру»(метод трансформации)

Цель: формирование навыка запоминания визуальной информации.

Детям предлагается выбрать нарисованную на листе геометрическую фигуру, назвать ее. Психолог предлагает ребенку из этой фигуры изобразить какой-либо конкретный предмет. Например: ребенок выбрал квадрат, затем из квадрата сделал телевизор, а потом разрисовал его, добавив изображение.

17. «Шифровка» (метод трансформации)

Цель: формировать умение находить ассоциации на основе уже имеющихся.

Детям предлагается уже готовая схема, в которой закодировано слово, или фраза (код придумывается любой, главное понятный ребенку: картинки, стрелки, символы) Задача ребенка-расшифровать с пояснениями, почему он так решил.

18. «Расскажи наоборот» (метод трансформации)

Цель: развитие творческого мышления и фантазии.

Психолог предлагает детям вспомнить сказки, которые они любят и знают. Затем детям дается задание придумать сказку с новыми героями и рассказать ее по-новому. Например вместо некрасивой Бабы-Яги придумать прекрасную Ягулю - Красотулю, которой помогли добрые поступки, или Снежную королеву превратить в летнюю Фею, сменив корону изо льда на венок из цветов. В конце дети поясняют свой выбор героев.

19. «Волшебные превращения» (метод трансформации)

Перед детьми на столе выложены карточки с разными предметами, животными, деревьями, транспортом и т. д.

Каждый ребенок выбирает себе карточку, которая его заинтересовала. Затем, по очереди, дети «трансформируют» свою карточку при помощи наводящих вопросов, или самостоятельно. Например вопрос:

-Во что может превратиться дерево? Стекло? Металл? Глина Бумага? Дрова?

- Во что может превратиться семечка? Дерево? Шелуху? Арбуз?

-Волк дикое животное. В кого можно превратить волка, чтобы он стал домашним животным? Собака? Корова?

-С кубиком можно играть в футбол? Кубик будет кататься? А если поместить его в шар? и т. д.

20. «Сделай как я» (ассоциации)

Цель: закрепление навыков зрительного восприятия, увеличения объема памяти.

На столе разложен конструктор. Каждому ребенку выдаем одинаковый набор деталей и себе берем один комплект. Из своих деталей складываем фигуру. Демонстрируем ее детям 2-3 секунды и прячем. После того, как мы ее спрятали. дети приступают к выполнению задания. Задача детей состоит в том, чтобы сделать точно такую же фигуру. Постепенно задача усложняется, увеличивается количество деталей.

21. «Четыре фрукта» (метод соощущений)

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети садятся в круг. Психолог поясняет задание, если звучит слово «яблоко», то руки опускаются вниз, если «груша», то руки перед собой вытягиваем,если «банан», то поднимаем руки вверх, если «апельсин», то вращаем руки круговыми движениями. При этом психолог иногда путает детей, показывая движения и говоря неверное слово. Постепенно упражнение усложняется. Например говорим «зеленое яблоко», значит руки вниз и голова повернута влево, оранжевый апельсин- вращаем руки и голову круговыми движениями и т. д.

22. «Лукошко» (ассоциации)

Цель: развитие объема памяти.

Группа делиться на 2 подгруппы. Считалочкой выбираем первого игрока. Начинаем с фразы: «Я беру лукошко и кладу туда яблоко». Второй игрок продолжает: «Я беру лукошко и кладу туда яблоко и банан» и т. д. Каждый последующий игрок повторяет сказанное и добавляет свое слово к цепочке. Затем меняемся местами и начинает уже тот, кто последним клал слово в лукошко. Игру повторяем несколько раз.

Публикации по теме:

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Разминка Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.) Начинаем их.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–6 лет Двигательные упражнения с мячом. 1. Жучок Ползание, сидя на полу, с опорой на слегка расставленные стопы впереди и руки сзади за спиной,.

Комплекс двигательных упражнений для детей среднего возраста Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Упражнение «Буратино потянулся» Выполняются движения в соответствии с текстом. Буратино потянулся,.

Комплекс двигательных упражнений «Зайчик» для детей 4–6 лет 1. Упражнение «Заячья зарядка» 1. И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево, вправо. Зайка беленький сидит И под.

Комплекс гимнастических упражнений «Дождик» для детей среднего возраста Комплекс упражнений для проведения на воздухе для детей 4-5 лет Комплекс упражнения «Тучи дождевые» Приплыли тучи дождевые, (Шагают.

Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой для детей 5–7 лет Упражнения с гимнастической палкой для детей 5-7 лет 1. Палка на грудь И. п. : ноги врозь, палка за спиной зажата согнутыми руками. 1 – поворот.

Комплекс упражнений с косичкой для детей дошкольного возраста Упражнений с косичкой для детей 5-7 лет 1. Упражнения с косичкой Косичку вверх И. П. : ноги на ширине плеч, косичка за спиной. 1-2 – наклон.

Комплекс упражнений с кубиками для детей дошкольного возраста 1. Упражнения с кубиками 4-6 лет Кубики вместе И. п. : ноги слегка расставить, кубики в стороны. 1-кубики вверх, вместе, посмотреть; 2-вернуться.

Комплекс упражнений с обручем для детей дошкольного возрастаКомплекс упражнений с обручем для детей дошкольного возраста Упражнения с обручем 4-6 лет 1. Ходьба в колонне по одному на носках, обруч в прямых руках над головой (6-8 с). 2. Ходьба на пятках, обруч.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс упражнений по методу эйдетики для развития памяти детей
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 12:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс упражнений по методу эйдетики для развития памяти детей» (включая файлы) размещена пользователем Илькевич Оксана Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД