Наталья Толкачева
Комплексы игр для профилактики и снижения тревожного поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: составить комплекс игр, направленных на профилактику и снижение тревожного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- отобрать игры для реализации поставленной цели;
- составить картотеку игр, направленных на профилактику и снижение тревожного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Комплексы игр для профилактики и снижения тревожного поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Работа по профилактики и снижению тревожного поведения может проводиться с детьми в любое свободное время, в ходе совместной деятельности как в первую, так и во вторую половину дня, а так же как структурный элемента организованной образовательной деятельности.
Необходимо выбирать такие игр, которые бы помогали детям старшего дошкольного возраста справиться с тревожным поведением, которое препятствует их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. А так же помогали в преодоление негативных переживаний и снятия страхов, уменьшали тревожность, воспитывали уверенность в себе, снижали эмоциональное напряжение. Для этого были отобраны подвижные, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.
Педагог должен помнить о том, что большое влияние на эффективность игры в процессе снижения тревожного поведения играют ее средства : игрушки, музыка, предметы-заместители, изобразительные средства (краски, пластилин и т. п.). Предметы, использующиеся в игре позволяют раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир. Их задачей стоит моделирование ситуаций, в которых дошкольник сможет разрешить внутренний конфликт. Поэтому применение игрушек и других предметов помогает приблизить модель к реальности и тем самым выявить проблему в процессе игры.
Организуя игры, педагог должен руководствоваться такими правилами, которые определил В. Экслайн, как:
- не сравнивать ребенка, часто выказывающего тревожное поведение с другими детьми, не ставить их в пример;
- избегать соревновательного момента в играх, пусть дети играют для собственного удовольствия, а не с целью выиграть;
- если тревожный ребенок не хочет участвовать в игре, не нужно настаивать, нужно проявить творческий подход, заинтересовать ребенка, ненавязчиво вовлечь его в игру [25].
Из большого количества разнообразных игр, предложенных для профилактики и снижения тревожного поведения старших дошкольников, нами были отобраны 18 (приложение 5). Которые на наш взгляд не затруднены в организации, интересны, с легкими правилами и могут понравиться детям. А так же, способствуют повышению самооценки, обучению детей умению управлять своим поведением, снятию мышечного напряжения.
Это такие игровые упражнения, как, например: «Воздушный шарик», в которой дети должны надувать воображаемый шарик, что помогает снять напряжение. Это игровое упражнение, например, можно применять перед началом организованной образовательной деятельности
Игра «Передай клубочек» заключается в формировании умения говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек. Так дети услышат приятное в свой адрес и смогут сказать комплимент другому, что так же будет способствовать развитию групповых отношений и повышению самооценки.
В игре «Я могу» дети сами должны сказать о себе что - то хорошее, то, что кажется им важным, наиболее тревожные и стеснительные дети впервые могут просто промолчать, но, педагог должен помочь им, понять их сильные стороны, подсказать, выделить, чтобы в следующий раз в этой игре они говорили с уверенностью.
В игре «Слепой танец» дети учатся доверять друг другу и помогать друг другу, а так же помогает снять мышечное напряжение. Дети должны разделиться на пары, в которых у одного ребенка завязаны глаза, в таком положении пара должна танцевать держась за руки под легкую музыку, затем дети меняются ролями. Более тревожного ребенка необходимо ставить в пару с наиболее уверенным, чтобы тот показал ему, что боятся не нужно.
В игре «Смелый капитан» наиболее тревожный ребенок назначается капитаном. Все остальные дети – это буря, а капитану необходимо перекричать бурю. Таким образом удается повысить самооценку ребенка, развить уверенность в себе. Все дети должны почувствовать себя в роли капитана.
Игровая ситуация «Потерялся!» заключается в том, что одному ребенку завязывают глаза (он якобы потерялся). А все остальные испуганно зовут его. Ребенок отзывается, когда посчитает нужным. Это позволяет снять напряжение и почувствовать ребенку свою нужность, что за него переживают, его ищут, ему рады.
В игре «Зайки и слоники» дети примеривают на себя роль трусишек (зайцев) и роль больших и сильных (слонов). После проведения этой игры необходимо обсудить кому кем больше понравилось быть, почему. Это позволяет детям повысить свою самооценку, тем самым преоболеть тревожное поведение.
В игре «Гусеница» дети должны составить единое целое, соединиться и представить себя гусеницей и делать все как один, это помогает формировать сплоченность и чувства доверия, тем самым предупреждая появление тревожного поведения. Аналогична этой игре игра «Дракон кусает свой хвост».
А вот в игре «Красивое имя» задействованы средства рисования: краски, фломастеры, дети должны украсить свое имя, повышая таким образом уровень самопринятия.
В игре «Испуганный ежик» дети учатся выказать сочувствие, другому, учатся утешать соседа, для этого нужно разделиться на пары и одному из детей представить себя испуганным ежиком, а другому утешать и успокаивать его, затем обязательно поменяться ролями. С этой игрой схожа игра «Не плачь».
По аналогии проводиться игра «Проснись», в которой дети должны учиться ласково будить другого, используя слова и прикосновения.
Игра «В магазине» проводиться не обычно, а используя жесты и мимику. Продавец предлагает товар. Дети, представляют себя каким-либо животным и должен взять только то, что характерно для этого животного (медведь – малину; кошка – молоко). В первый раз продавцом будет пеагог, а при последующих проигрываниях необходимо, чтобы все дети побывали и в роли продавца и в роли покупателя.
В игре «Давай мириться» дети входят в роль лисенка и волчонка, друзей, которые поругались, и которым плохо друг без другу, им обязательно нужно помириться.
Кроме таких «этюдных» игр необходимо для профилактики и снижения тревожности играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, ведь, как считает А. И. Захаров, сюжетно-ролевая игра позволяет выявить состояние фрустрации, агрессивные тенденции, неуверенность, страхи. «С помощью проигрывания этих чувств можно вывести их на поверхность, открывая для осознания. Сталкиваясь с ними лицом к лицу, ребенок обучается их контролировать» [9, с. 208].
Именно в сюжетно-ролевой игре возможно выявить тревоги ребенка и при помощи ролевых диалогов, игровых атрибутов помочь преодолеть проблемы. Если сюжетно-ролевая игра организована грамотно, то она дает возможность устранить непосильную ношу отрицательных эмоций.
В свою картотеку по профилактике и снижению тревожного поведения старших дошкольников посредством игры мы включили три сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Ветеринарная клиника», «Магазин одежды».
Так как в игре «Пожарные» дети должны представить себя в трудной ситуации и стараться действовать быстро и сообща, чтобы помочь другим, почувствовать, что выполняют ответственное, нужное дело.
В игре «Ветеринарная клиника» помимо всего прочего формируется чувство эмпатии, чувства, что ты нужен более слабому.
А в игре «Магазин одежды» дети учатся общаться, коммуницировать друг с другом, отрабатывая правила культуры общения и поведения.
Необходимо помнить о том, что организация сюжетно-ролевой игры наиболее трудоемкая. Необходимо провести предварительную работу, куда может входить беседы по теме игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Педагог должен продумать сюжетные линии, создание игровых ситуаций, способствующих развитию сюжета. Необходимо определить с ролями и ролевыми действиями и диалогами, подготовить необходимые для игры атрибуты. Старшие дошкольники участвуют в подготовке атрибутов, будет хорошо, если к этому делу привлекутся и родители, будет полезно совместно создать пространство для игры. Ведь все это вовлекает каждого ребенка в общее дело, что и будет способствовать формированию собственной значимости, а значит и профилактике и снижению тревожного поведения.
Взяв за основу составленную нами картотеку, педагог может сам дополнить ее сюжетно-ролевыми играми, которые будут способствовать профилактике и снижению тревожного поведения по своему усмотрению.
Итак, в данном параграфе мы определили по какому принципу должны отбираться игры, направленные на профилактику и снижение тревожного поведения старших дошкольников. Опираясь на рекомендации и разработки Н. Н. Лебедевой, С. Л. Новоселовой, Л. М. Костиной, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой мы составили картотеку из 18 игр. Представленные игры возможно использовать в любой режимный момент, и если применять эти игры многократно и систематически, то они будут способствовать профилактике и снижению тревожного поведения детей старшего дошкольного возраста.