Екатерина Сорокина
Комплекс дидактических игр для формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры данного комплекса соответствуют дидактическому принципу «от простого - к сложному». В словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых, к более сложным пространственным характеристикам, например: от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и другие, для определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх этот принцип выражается более точным определением пространственного местонахождения.
Публикация «Комплекс дидактических игр для формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Можно выделить следующие этапы работы, которые соответствуют усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений :
I этап. Формирование навыков пространственного ориентирования с точки отсчета «от себя».
II этап. Формирование навыков пространственного ориентирования с точки отсчета «от предмета» или «от другого человека».
III этап. Формирование умений детей называть месторасположение того или иного предмета по отношению к другому.
IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
V этап. Формирование умений ориентироваться в двухмерном пространстве (ориентировка на листе бумаги).
Для того чтобы решить задачи каждого этапа надо уделить немалое внимание закреплению умений различать левую и правую руку. Нужно упражнять детей в различении противоположных направлений, нужно постепенно усложнять задания, например: увеличивать количество предметов. Детей необходимо учить устанавливать, в каком направлении от них располагаются предметы, самостоятельно образовывать указанные ситуации. Двигаясь по указанному направлению, можно предложить детям самим изменять направления движений, как во время ходьбы, так и вовремя бега.
Эти игры и упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, это дает возможность детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.
1. Игры на формирования навыков пространственного ориентирования : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Игра «Что справа» (коммуникативная деятельность).
Дети садятся по краю ковра, по сторонам которого расположено по 5-7 игрушек.
Вариант 1. Дети вместе с педагогом вспоминают, где у них находится правая рука. Потом предлагает одному из детей встать по центру ковра, и рассказать - какие предметы размещены от него справа. При этом обязательно нужно, что бы каждый следующий ребёнок был, развернут в другую сторону по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Педагог называет игрушки, которые расположены в одном ряду и предлагает ребенку, рассказать с какой именно стороны они лежат.
Вариант 3. Педагог предлагает любому из детей встать так, чтобы игрушки, находящиеся на одной из сторон ковра, лежали справа от него.
Игра «На плоту» (двигательная деятельность).
Дети должны встать на ковер так, чтобы стоять на равном расстоянии друг от друга. Каждый ребенок должен вообразить, что стоит на плоту. Педагог каждому ребенку задаёт индивидуально вопросы, предлагая им изменить направление. Например, Максим, скажи нам кто стоит у тебя слева; Глеб, кто стоит сзади тебя; Карина, скажи, кто стоит перед тобой; теперь все повернулись налево и так далее.
Игра «Колокольчик» (музыкально-художественная деятельность).
Все дети садятся на ковер, один из них будет водящим, он должен закрыть глаза. Педагог должен отойти в сторону и звенеть колокольчиком, а тот, кто водит, должен сказать, откуда слышен звон. Если ребенок все называет правильно, то он становится на место воспитателя.
Игра «Скажи наоборот» (коммуникативная деятельность).
Можно играть в эту игру со всеми детьми вместе, а можно и с одним ребенком или двумя. Педагог называет пространственные ориентиры, ребёнок, который получил знак (это может быть мяч, стрелка, фишка) должен правильно назвать противоположный ориентир. Например: лево - право, вперед-назад и т. д.
Игра «Магазин» (коммуникативная деятельность).
Играть в эту игру могут как несколько детей, так и две подгруппы детей. Они должны сесть друг напротив друга, и отгородиться ширмой. Каждому ребенку дается одинаковый комплект карточек (на них могут быть изображены продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и картинка, на которой изображена полка магазина. Сначала свои карточки выкладывает один ребёнок и говорит, как он их расположил. Затем другой ребенок, который сидит на против него должен попробовать повторить всё так же как сказал сидящий перед ним ребенок. По окончанию педагог, убирает ширму, чтобы дети смогли посмотреть и сравнить свои «магазины».
2. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
Игра «Отгадай - где» (коммуникативная деятельность).
Педагог предлагает всем встать в кружок и внимательно посмотреть, какие из предметов находятся слева от них, какие справа, какие сзади и какие впереди. Если ребенок дал правильный ответ, он получает фишку. По окончанию игры, каждый ребенок подсчитывает, сколько он получил фишек.
Игра «Корабли» (двигательная деятельность).
Дети присаживаются на любую сторону ковра. На нем за ранее должны лежать стульчики (в виде перевёрнутых контейнеров) на равном расстояние друг от друга: четыре ряда по три штуки в каждом ряду. Это будут «островки» в море, каждый ребенок по очереди будет «кораблём». На каждом островке кто-то будет жить (игрушка, или какая ни будь карточка с изображением животного спрятана под стульчиком). Ребёнку надо выбрать, к кому он хочет отправиться, и тогда педагог должен дать правильные ориентиры, указав место с которого он должен будет отправиться. Правильно дойдя до «острова» ребёнок должен поднять стульчик, чтобы быть уверенным в правильности выполнения задания.
Вариант 1: педагог указывает направления движения поэтапно. Например, пройди вперёд на один острова и поверни направо, пройди ещё два острова и поверни налево, пройди ещё один остров, и теперь ищи.
Вариант 2: педагог даёт ориентир месторасположения «острова» по отношению к другим «островам». Например, этот «остров» красного цвета, находится справа, и перед ним находится – желтый «остров».
Вариант 3: педагог выдаёт ребёнку схему месторасположения «островов» и даёт, к ней установки придерживаясь схемы, потом ребёнок должен попытаться найти нужный «остров».
Игра «Где я сяду» (двигательная деятельность).
Лучше всего эту игру проводить перед занятием, чтобы рассадить каждого ребенка на заданное место. Дети находятся на ковре. На столах уже должны лежать перевёрнутые картинки. Педагог выдаёт каждому ребенку инструкцию, по которой он должен будет найти своё место, карточка же, поможет ребенку, самому проверить себя правильно ли он нашел свое место. Например, Карина, подойди к столику, который стоит перед окном, справа от двери. Сядь за этим столом слева. Миша, подойди к столику, который расположен между шкафом и столом воспитателя, сядь справа за этим столом, и т. д.
Игра «Давай меняться» (двигательная деятельность).
Дети должны выстроиться на ковре на равном расстоянии друг от друга. Педагог одному из ребят даёт инструкции, по которой нужно будет двигаться в пространстве, чтобы найти нужное месторасположение. Например, Семен, встань так, чтобы слева от тебя был стул, а перед тобой стояла Вика. Если Семен отыскал место правильно, то ребёнок, который стоял на этом месте, встаёт на место Семена.
3. Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Игра «Что изменилось?» (коммуникативная деятельность).
Перед детьми на столе нужно расположить игрушки в 2 или 3 ряда, так чтобы в каждом ряду лежало по 3 или 4 игрушки. Ведущий предлагает ребятам посмотреть и запомнить, как игрушки расположены. После чего дети должны закрыть глаза.
Вариант 1: ведущий убирает одну из игрушек и просит детей отгадать какая игрушка исчезла и на каком месте она лежала. Например, исчез Мишка, который был внизу между котенком и лисичкой.
Вариант 2: ведущий переставляет две игрушки и предлагает детям назвать место, где игрушки лежали изначально. Например, волчонок сидел внизу справа, а лисичка наверху между котенком и медвежонком.
Ведущим может быть не только воспитатель, но и любой ребенок.
Игра «Новоселье» (коммуникативная деятельность).
Нам нужны настенные полки для игрушек и небольшие игрушки (желательно животные). Дети по очереди должны «заселить» в дом игрушки по заданной воспитателем инструкции. Например, на верхнем этаже мы заселяем: котенка, лисенка и щенка, при этом котенок будет у нас жить справа, а лисенок между котенком и щенком.
Было бы лучше всего проводить эту игру с небольшой подгруппой детей (2-3 человека). Роль ведущего сначала берет на себя воспитатель, потом можно пробовать вовлекать и детей, потому что это будет давать возможность закреплению и расширению их активного словарного запаса.
4. Игры на формирование умений ориентироваться в движении.
Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь» (двигательная деятельность).
Необходимо перед игрой рассадить детей полукругом, так, чтобы полки с игрушками были перед ними. Одному из детей необходимо повернуться лицом ко всем детям так, чтобы ничего не видеть. Воспитатель тем временем должен спрятать игрушку. Далее он даёт инструкции ребенку, который был отвернут. Например, сделай три шага вперёд, два шага влево, ещё два шаг вперёд, ищи на верхней полке. В самом начале роль ведущего исполняет воспитатель, но уже потом им может быть ребенок, который правильно выполнил инструкцию.
Игра «Найди магнит» (коммуникативная деятельность).
На магнитной доске перед детьми весят разнообразные магниты. Каждый из детей должен выбрать себе магнит, который он должен будет отыскать с завязанными глазами. Все по очереди должны будут выходить к доске, чтобы попробовать отыскать «свой» магнит. Эти временем все остальные дети остаются сидеть на своих местах, и пробуют подсказать, где нужно искать. Например, ниже, ниже, ещё ниже, правее, чуть-чуть вверх.
Игра «Синхронное плавание» (двигательная деятельность).
Дети выстраиваются на ковре на равном расстоянии друг от друга. Педагог даёт детям инструкции, как передвигаться в пространстве всем детям одновременно, иногда меняя их направление, по отношению друг к другу. Например, делаем все два шага вперёд, три шага вправо, теперь повернулись налево и сделали четыре шага назад.
Игра «Новая походка» (двигательная деятельность).
Эту игру нужно проводить на прогулке, как со всеми детьми, так и с несколькими. Педагог предлагает детям походить не так как обычно, а по-особенному. Например, три шага назад, два шага влево, один шаг вперёд.
5. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).
Игра «Назови соседей» (коммуникативная деятельность).
Для этой игры понадобится листок бумаги, на котором в разброс расположены изображения предметов.
Вариант 1: воспитатель предлагает детям найти изображение какого-то определенного предмета и определить:
- что изображено слева от него;
- что нарисовано над ним;
- что находится внизу слева от него и так далее.
Вариант 2: педагог детям предлагает назвать или показать предметы, которые находятся:
- в левом нижнем углу;
- вдоль верхней стороны листа;
- посередине листа, и т. п.
Игра «Лабиринт Гарри Поттера» (продуктивная деятельность).
Воспитатель детям дает по листу бумаги, на котором нарисован лабиринт. Начальный путь обозначен стрелкой. Дети должны отыскать путь к кубку, чтобы его найти, надо следовать инструкции. В конце можно будет проверить, правильно ли выполнено задание. Надо чтобы лист лежал так, чтобы вход в него был слева, потом надо идти по нему (вести линию) до поворота, и по инструкции повернуть в нужную сторону.
Игра «Геометрический диктант» (продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность).
Детям дается набор геометрических фигур и листок бумаги. Дети по инструкции воспитателя должны выполнять задания очень быстро. Например, синий квадрат положить в правый верхний угол, красный круг - в центр листа, и так далее. После того как задание выполнено, дети могут проверить правильно ли все сделано:
вариант 1: задача педагога заранее приготовить лист бумаги, на котором нарисованы геометрические фигуры соответственно диктанту;
вариант 2: детям предлагается (под руководством педагога) выполнить свою работу на магнитной доске. Потом ее можно будет повернуть ко всем детям.
Игра «Я еду на машине» (коммуникативная деятельность).
Перед детьми на столе лежат по листу бумаги (формата А3) и по маленькой машинки.
Вариант 1. Дети, следуя инструкции воспитателя, начинают передвигаться на машинке по заданному направлению. Например, в левом верхнем углу листа - школа, оттуда мы поедем по верхней стороне листа в парк и так далее.
Вариант 2. Педагог игру начинает, а дети продолжают, по очереди придумывая и проговаривая следующий ориентир.
Игра «Калейдоскоп» (продуктивная деятельность).
Игра, в которой дети должны сами нарисовать орнамент или наклеить уже готовые геометрические фигуры. Потом они должны описать свою работу. Но прежде чем это сделать, педагог должен дать тему работы. Например: «Фартук», «Платье», «Одеяло», «Пасхальное яичко» и другие.
Игра «Укрась ёлку» (продуктивная деятельность).
Вариант 1. Перед детьми лежит листок с нарисованной ёлочкой, дети должны украсить ее, закрасив все шарики по инструкции воспитателя.
Вариант 2. Перед детьми лежит ёлочка из бумаги, а так же вырезанные разноцветные геометрические фигуры. Детям необходимо о очереди, правильно назвать ориентиры, куда и какую фигуру нужно наклеить.