Наталья Федосеева
Конспект игры-занятия по развитию речи для детей второй группы раннего возраста «Петушок и его семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: содействовать расширению представления детей о домашних животных и их характерных особенностях, побуждать к проявлению заботы о домашних птицах, к рассмотрению картины, побуждать к ответам на вопросы, понимать, что кличка животных зависит от их внешних признаков.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о домашних птицах (петушке, курочке, цыплятах);
2. Вызвать у детей радость от слушания знакомой потешки, желание послушать ее еще раз и участвовать в рассказывании, проговаривании слов;
Публикация «Конспект игры-занятия по развитию речи для детей второй группы раннего возраста „Петушок и его семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Игры, дидактические пособия
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
3. Помочь детям понять содержание незнакомой потешки, запомнить названия домашних птиц, которые встречаются в тексте;
4. Содействовать закреплению знания детей о домашних птицах (петушке, курочке, цыплятах);
5. Способствовать развитию умения слышать, воспринимать мелодику фольклорной речи;
6. Способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражений тихо-громко);
7. Способствовать закреплению правильного и четкого произношения звука [о] в звукоподражениях, имитировать движения курочки;
8. Активизировать словарь за счет слов «бородушка», «гребешок».
Коррекционные (развивающие) :
1. Продолжать формировать представления о птицах;
2. Побуждать узнавать и называть характерные внешние признаки птицы (клюв, крылья, перья, гребешок, бородушка);
3. Побуждать соотносить речь с движением при воспроизведении потешки;
4. Способствовать развитию глазодвигательной функции глаза;
5. Развивать долговременную зрительную и слуховую память;
6. Способствовать развитию мелкой мускулатуры пальцев рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к птицам;
2. Воспитывать чуткость и внимательность по отношению к родителям;
3. Создавать условия для эмоционального отклика на слова потешки.
Средства:
Демонстрационный материал: круглая желтая губка, красные и желтые прищепки; компьютер, аудиозапись со звуками домашних птиц; объемные игрушки петушка, курочки, цыплят; панорама птичьего двора (плоскостное изображение избы, тучки, петушка, курочки, цыплят); указка; картина «Дети кормят курицу и цыплят» автор серии В. Езикеева, Е. Радина; предметные картинки с изображением зверей (кошка, собака, корова, коза, овца) и птиц (курица, петух, гусь, утка); несколько игрушечных цыплят; мольберт.
Раздаточный материал: шапочки цыплят для детей, зернышки-магнитики (доски с дырочками и детали мозаики); столовые металлические ложки; сваренные вкрутую яички (по одному на каждого, мисочки для скорлупы, пластмассовые яички; лист ватмана с нарисованной в центре листа курицей, вырезанные из цветной бумаги желтые овалы; клей, кисточка для клея, тряпочки, фломастеры.
Связь с другими образовательными областями: Игры с игрушками – курочкой, петушком, цыплятами. Наблюдение за домашними животными. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Петушок». Исполнение песни «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Активация словаря: гребешок, бородушка, клюют, зернышки, вкусные, смотрят.
Формы работы: сюрпризный момент, беседа, художественное слово, дидактическая игра «Чудесный мешочек», вопросы-ответы, речевое упражнение, итог (похвала детей).
Предварительная работа: чтение стихов и потешек, рассматривание игрушек, картин.
Способы: наглядность, демонстрация, привлечение внимания детей, объяснение, обсуждение, индивидуальная работа.
Ход НОД:
Организационный момент.
Цель: организовать детей, привлечь их внимание.
Средства: слово воспитателя.
Радостная встреча детей. Назвать каждого по имени. Отметить, какого цвета одежда на них.
Дети ходят по группе в поисках солнышка.
- Солнце утром хочет встать,
Всех детишек приласкать.
Но куда оно пропало?
Нужно срочно отыскать!
- Ребятки, куда спряталось наше солнышко? (За тучку).
- Нашлось наше солнышко, только вот лучики растеряло. Поможем солнышку отыскать лучики? (Да).
Дети берут красные и желтые прищепки и крепят их к круглой желтой губке. Воспитатель индивидуально проговаривает с детьми цвета прищепок. Дети садятся на стульчики.
Сюрпризный момент.
Цель: организовать детей, привлечь их внимание.
Средства: слово воспитателя, мешочек.
- Вот наконец и солнышко проснулось, засияло.
Дети садятся на стульчики.
- Ребята, смотрите, что у меня есть. Этот мешочек не простой, а волшебный. Хотите посмотреть, что в нем? Даю подсказку, отгадайте мою загадку; «Кто рано встает, громко песни поет, детям спать не дает?» (Ответы детей).
- Правильно, петушок. Вы хотите, чтобы петушок пришел к вам в гости? (Да).
Воспитатель достает из мешочка объемную игрушку петушка. Звучит аудиозапись «ку-ка-ре-ку-у».
- Кто это? Кто же так громко кричит? (Петушок).
- А какую потешку мы знаем про петушка. Давайте расскажем.
Потешка петушка :
Цель: помогает эмоционально затронуть детей, приучает слушать, понимать стихотворные строки.
Средства: художественное слово воспитателя.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
- Вот какой красивый петушок!
- Где у петушка клюв? Лапки? Хвост? Гребешок? Бородушка?
-Какого цвета у петушка гребешок?
- Где у петушка крылышки? Дети гладят петушка, рассматривают его.
- Как поет петушок? Дети хором: «Ку-ка-ре-ку!»
Физкультминутка
- Покажите, как петушок ходит. (Дети показывают). Петушок важно держит голову, высоко поднимает ноги, широко расставляет крылья и машет ими.
Дыхательная гимнастика: «Петушок кричит».
Цель: дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха, развитие речевого дыхания.
Средства: художественное слово воспитателя.
Стоя, спокойно вздохнуть, на выдохе произнести : «Ку-ка-ре-ку!»
Тихо-тихо все кругом (сидеть на корточках,
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил (встать, руки поднять вверх,
Всех ребяток разбудил (подняться на носки)
«Ку-ка-ре-ку!» (произнести на выдохе).
Дети садятся на стульчики.
- Чем питается петушок? (зернышками).
Воспитатель показывает баночку с зернышками.
- Дети, потрогайте зернышки, которые клюет петушок. Какие зернышки клюет петушок? Зернышки маленькие, он их клюет. Клюв у петушка острый.
- Ребятки, а кого зовет петушок? Как вы думаете? (Ответы детей). Петушок зовет курочку. Как он ее зовет? («Ку-ка-ре-ку»).
Воспитатель достает из мешочка курочку. Звучит аудиозапись: «Ко-ко-ко!».
- Как у наших у ворот
К себе курочку зовет.
- Услышала курочка, как кричит петушок, вышла во двор.
Чтение потешки «Курочка-тараторочка».
Цель: помогает эмоционально затронуть детей, приучает слушать, понимать стихотворные строки.
Средства: художественное слово воспитателя.
- Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
«Ко-ко-ко».
Воспитатель показывает детям объемную игрушку курочки. Дети рассматривают ее, выделяют характерные особенности. Затем сравнивают курочку и петушка.
- Посмотрите, где у курочки клювик? Гребешок?
-Какой у курочки гребешок? (Маленький).
- А у петушка? (Большой).
- Чем отличаются петушок и курочка? (Гребешком, хвостиком). У петушка большой, красный гребешок, а у курочки – маленький; у петушка большой хвостик, а у курочки – маленький; на ногах у петушка есть шпоры (показывает, а у курочки их нет. Петушок по размеру больше, чем курочка. А что одинакового у петушка и у курочки? Чем похожи? У курочки и петушка есть туловище, голова, хвост, ноги. На голове есть глаза, клюв, гребешок и бородушка.
- Что наша курочка делает? (Гуляет, зернышки ищет).
Зрительная гимнастика: воспитатель ведет указкой по диагонали от солнышка к петушку, затем к курочке и обратно.
Цель: помогает эмоционально затронуть детей, приучает слушать, понимать стихотворные строки, развитие внимания.
Средства: художественное слово воспитателя.
- Ребятки, давайте вспомним, кто просыпается утром первым? (Солнышко).
- Кто проснулся потом? (Петушок).
- А потом пришла. ?
- Курочка.
Воспитатель рассказывает потешку про петушка и курочку :
- Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет!
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Всех курочек напою!
Пальчиковая гимнастика: «Птичка».
Цель: помогает эмоционально затронуть детей, приучает слушать, понимать стихотворные строки, развитие мелкой моторики руки.
Средства: художественное слово воспитателя.
Показать детям, как можно из кистей рук сделать птичку: соедините и переплетите большие пальцы обеих рук- это туловище и голова птицы. Оставшиеся пальцы – крылья. Помашите крыльями.
- Кого же нам не хватает? (Ответы детей).
Звучит аудиозапись: «Пи-пи-пи». Воспитатель достает из мешка цыплят.
- Кто это там пищит, маму курочку зовет? (Цыплята).
- Правильно, цыплята. А как мама курочка зовет цыпляток? («Ко-ко-ко»)
- Вот и цыплята прибежали к папе-петушку и маме-курочке.
Воспитатель берет цыпленка в руки.
- Как мы будем держать цыплят в руках? (Бережно, ласково, нежно.)
- Посмотрите, какие цыплятки? (Желтенькие, маленькие, пушистые).
Дети рассматривают маленьких цыплят, радуются их появлению. Воспитатель рассказывает о том, что курочка, петушок и цыплята – это домашние птицы. Они живут во дворе рядом с человеком. Люди ухаживают за ними. Курочка несет яички.
- Как цыплятки пищат? («Пи-пи-пи!»).
- Кого любят цыплятки? (Курочку и петушка).
- А мои ребята кого любят? (Маму и папу).
- Давайте отнесем цыпляток к папе и маме, чтобы у нас получилась дружная семейка.
Воспитатель кладет цыпленка с петухом и курочкой рядом.
Воспитатель предлагает дидактическую игру «Мозаика».
Цель: развивает мелкую моторику пальцев, закрепляет умение различать называемые цвета.
Средства: художественное слово воспитателя.
Перед детьми доски с дырочками и детали мозаики.
- Цыплятки просят накормить их.
- Давайте их покормим. Как вы думаете, чем можно угостить петушка, курочку и цыплят? Посыплем зернышек. ( Дети сыплют зернышки и зовут цыплят: «цып-цып-цып», показывают ручками.)
- Цыплята хотят красных зернышек. (Дети находят красные мозаики и вставляют их в отверстия 3-5 шт.)
- Цыплята просят зеленых горошин, желтых семечек, синих зернышек.
- Что такое? Почему цыплятки так громко запищали? Пить захотели.
Пошла курочка за водичкой.
Появляется картинка с речкой.
Читает потешку: «Курочка - рябушечка, куда пошла?.»
Цель: помогает эмоционально затронуть детей, приучает слушать, понимать стихотворные строки.
Средства: художественное слово воспитателя.
Курочка становится на другой берег, в это время появляется цыпленок. Увидела курочка цыпленка и закудахтала: кудах-тах-тах!
-Как закудахтала курочка? (Ответ детей).
-Давайте поможем перебраться цыпленку к маме. Построим для него мостик. (Массаж шестигранным карандашом : дети руками раскатывают карандаш между ладонями - раскатывают бревнышки.)
Цель: помогает эмоционально затронуть детей, приучает слушать, понимать стихотворные строки, развитие мелкой моторики руки.
Средства: художественное слово воспитателя.
- Построили из карандашей мостик.
- Помогли цыпленку добраться до мамы.
- Услышал петушок, что цыплята громко пищат, пошел курочку искать. Увидел петушок курочку, закричал: Ку-ка-ре-ку! Услышала курочка петушка и домой пошла. Принесла целое ведро воды, напоила цыпляток.
- Была еще у курочки корзинка с яичками, да пока она через реку переходила, все яйца в реку оборонила. Плачет курочка: Ко-ко-ко! Помогите мне достать яйцо.
Цель: способствовать развитию основных движений, координацию и умение быстро передвигаться.
Средства: художественное слово воспитателя, яйца «киндер-сюрприз», таз с водой.
- Поможем курочке из воды достать яйца? (Дети ложками достают яйца «киндер-сюрприз», из таза с водой.)
- Прилетел петушок и принес от курочки подарок (например, красивое Пасхальное яйцо).
Воспитатель предлагает обучающую игру «Птицы – звери».
Цель: способствует объединению животных по принадлежности их к птицам или зверям, закрепляет знание о животных.
Средства: художественное слово воспитателя, картинки с изображением зверей (кошка, собака, корова, коза, овца) и птиц (курица, петух, гусь, утка).
Воспитатель раскладывает перед детьми предметные картинки с изображением зверей (кошка, собака, корова, коза, овца) и птиц (курица, петух, гусь, утка). Карточки перемешиваются. Детям нужно распределить в одну сторону изображения птиц, в другую- зверей, питающихся молоком.
- Скажите пожалуйста, в какой сказке курочка снесла яичко не простое, а золотое? («Курочка Ряба»)
- А у меня для моих любимых цыпляток есть угощение. Пойдемте мыть ручки и садиться за столики угощаться.
Спасибо за внимание!