Лягина Светлана
Презентация «Комбинированные виды изобразительной деятельности как средство формирования глагольного словаря детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Комбинированные виды изобразительной деятельности как средство формирования глагольного словаря детей
СЛАЙД 1.
Мы живем в эпоху активной коммуникации и бурного развития всех ее видов и форм. Это предъявляет высокие требования к коммуникативной культуре современного человека, что включает в себя умение владеть словом, знание законов и правил речевого поведения.
Публикация «Презентация „Комбинированные виды изобразительной деятельности как средство формирования глагольного словаря детей“» размещена в разделах
В настоящее время растет количество детей с различными речевыми нарушениями, в том числе и с общим недоразвитием речи. Учёных (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Чиркина, Л. Н. Смирнова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Н. С. Жукова, А. В. Ястребова) давно интересует проблема коррекции речи у детей данной категории, в частности и вопрос формирования глагольного словаря. Как отмечают исследователи детской изобразительной деятельности (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева, Р. Г. Казакова, Е. Н. Лебедева, в процессе рисования совершенствуются все психические функции, в том числе и речь. В процессе рисования, лепки, аппликации дошкольники часто озвучивают свои действия, в результате чего они учатся рассуждать, делать выводы. Изобразительная деятельность доступна детям с речевой патологией.
СЛАЙД 2. В исследованном нами информационном пространстве не было выявлено достаточно данных о влиянии изобразительной деятельности на формирование глагольного словаря дошкольников с ОНР. Это позволило нам сформулировать цель и задачи исследования, с которыми вы можете ознакомиться на слайде.
СЛАЙД 3. Мы предположили, что формирование глагольного словаря у детей 5-6 лет с ОНР III уровня будет более эффективным, если использовать в работе комплекс заданий, включающих комбинированные виды изобразительной деятельности.
СЛАЙД 4. Под комбинированными видами изобразительной деятельности мы понимаем такие виды продуктивной деятельности детей, которые включают в себя лепку, аппликацию, рисование и характеризуются применением на одном занятии сочетания как традиционных, так и нетрадиционных техник изобразительной деятельности, объединением обязанностей между воспитателем и логопедом, использованием различных материалов, а также проведением работы по формированию пассивного и активного словаря.
СЛАЙД 5. Анализ теоретических основ проблемы исследования позволил сформулировать цель и задачи констатирующего эксперимента, которые отражены на слайде.
СЛАЙД 6. Констатирующий эксперимент включал в себя три задания, направленных на изучение особенностей понимания и употребления глаголов, отображающих изобразительную деятельность детьми с ОНР 3 уровня. Цели каждого задания представлены на слайде.
СЛАЙД 7. Результаты констатирующего эксперимента также отражены на слайде. Дети с ОНР показали более низкие результаты, как понимания, так и употребления глаголов, отображающих изобразительную деятельность :
- в целом глагольная лексика детей с ОНР отличалась бедностью.
- дети с ОНР лучше справлялись с заданием, в котором требовалось показывать действия, т. е. направленного на понимание значений глаголов;
- испытуемые не могли вспомнить действия, соответствующего данному глаголу, часто не давали словесного объяснения значения глаголов;
- были выявлены частые замены глаголов по звуковому и смысловому признакам;
- дети с ОНР не знали названий различных действий, свойственных одному предмету.
СЛАЙД 8. По итогам констатирующего эксперимента нами была поставлена цель и выведены задачи формирующего эксперимента.
В экспериментальной работе мы опирались на задания, предложенные Т. С. Комаровой и Р. Г. Казаковой, которые нами были доработаны (особый упор в работе педагога на обогащение глагольного словаря с помощью уточняющих вопросов, проговаривания детьми своих действий, заострялось внимание детей на объяснении значения новых глаголов).
СЛАЙД 9. Всего нами было модифицировано 14 заданий. Они проводились каждый день на протяжении трех недель во второй половине дня. Работа велась в три этапа (подготовительный, основной и заключительный).
Цель подготовительного этапа представлена на слайде. На этом этапе было проведено два задания, на которых дети были познакомлены с техниками изобразительной деятельности : оттиск смятой бумагой, прием обрывание бумаги, прием монотипия предметная, кляксография, обведение ступней и рук. Также уточнялись способы лепки и техника вырезания. На данном этапе ведущая роль принадлежала взрослому: он показывал техники выполнения заданий, проговаривал все свои действия, акцентировал внимание детей на глаголах-действиях, давал определения глаголам, помогал детям в случае затруднений.
На основном этапе было проведено девять заданий. В каждом задании по очереди был задействован один вид изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Всего было проведено по три задания по рисованию, по лепке и аппликации. После того, как дети познакомились с различными техниками изобразительной деятельности, стали проводиться задания, в результате которых дети изготовляли поделки. Были проведены задания на такие темы как: «Ежик», «Паучок», «Зайчонок», «Фантазеры», «Божьи коровки», «Кошка», «Животные, которые я сам придумал», «Улитки в траве», «Я слепил снеговика». Педагог по-прежнему комментировал свои действия и давал детям инструкции, но после этого уже спрашивал каждого ребенка и просил рассказать о своей поделке. Таким образом, обогащался активный словарь детей. Кроме того проводилось уточнение ранее изученных глаголов, детей просили рассказать о том, что они делали на прежних занятиях и рассказать как выполняли ту или иную поделку. Усложнялась и структура заданий. Например, теперь в одном задании дети изготовляли поделки с использованием нескольких техник изобразительной деятельности.
СЛАЙД 10. Целью заключительного этапа стала проверка наличия глаголов, отображающих изобразительную деятельность в активном словаре дошкольников с ОНР III уровня. На данном этапе было проведено три задания по каждому виду изобразительной деятельности. Детей просили вспомнить и изготовить одну из поделок, а затем рассказать о ней. На данном этапе была максимальная речевая активность детей, уменьшилась роль педагога. Он выполнял лишь контролирующую функцию.
СЛАЙД 11. Для выявления эффективности коррекционных мероприятий был проведен контрольный эксперимент по методике констатирующего эксперимента.
Дети ЭГ показали динамику по сравнению с констатирующим экспериментом: большинство детей оказалось на высоком или среднем уровне. Дети ЭГ стали гораздо меньше допускать ошибок при показывании действий по инструкции. Это свидетельствует об обогащении пассивного словаря. Дети перестали путать значения глаголов, имеющих одну корневую основу, уверенно давали определения многим глаголам, объясняли их значения. Дети ЭГ называли практически все действия, которые можно выполнять с предметами. Даже при назывании всего разнообразия действий с бумагой и пластилином дети не испытывали трудностей.
Таким образом, была достигнута цель, решены все задачи, подтверждена гипотеза исследования.
СЛАЙД 12- Благодарим за внимание!