Тамара Ходор
Колыбельные песни в музыкальном развитии малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Колыбельные песни -основа фольклора разных народов, большой пласт народного
искусства. Название "колыбельная" произошло от слов"колыбель","колыхать"
(качать). В ранних исторических источниках
встречается слово "байки", которое созвучно древнерусскому "байкать"(баюкать, убаюкивать) или "баять" (сказывать небылицы,говорить неторопливо, нараспев). Древние колыбельные пелись без слов или на припев"баю-баю-баюшки".
Публикация «Колыбельные песни в музыкальном развитии малышей» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слушая колыбельные песни, ребёнок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных- усыпить того,кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребёнка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.
Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством,
определяющим здоровье ребё нка на всю жизнь: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими рас-
стройствами. Колыбельные песни помогают
установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом. Исполнение колыбельных песен
благотворно влияет и на материнский организм. Педиаторы отмечают усиление
лактации у кормящих матерей, которые регулярно напевают что-то своим детям.
Информация, которая передаётся ребёнку с песней во время засыпания, остаётся у него в памяти. Дитя воспринимает интонации, тембр голоса, который даёт ему чувство тепла и защищённости. Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребёнку.
Исследователи выделяют несколько разновидностей колыбельных.
К первой группе относятся песни, которые обращаются к ребёнку с пожеланием сна, благополучия, счастья, достатка, с обещанием гостинцев, вкусной еды.
Во вторую группу входят колыбельные, в которых фигурируют образы животных и птиц, обращение с просьбой помочь укачать ребёнка- к коту, к голубям и т. п.
Третью группу составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона, которые должны успокоить ребёнка, навеять на него сон.
К четвёртой группе относятся песни, которые содержат мотив устрашения, запугивания ребёнка.
Ещё одну- пятую группу - образуют песни со смешанным содержанием.
Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребёнка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителей). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребёнку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создаёт в ребёнке уверенность не только в свих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.
Колыбельная песня- продукт особо прочного,"двойного залегания" в человеческом мозгу: её текстовые и музыкальные компоненты связаны и в то же время независимы.
Обычно в течении дня ребёнок слышит колыбельные песни перед дневным и перед ночным сном. Их поют взрослые, которые хотят усыпить малыша, дать ему возможность отдохнуть и набраться сил.
При прослушивании разных колыбель-
ных у ребёнка появляются любимые песни. Он напевает их, например, играя, укачивая игрушку (куклу, мишку, зайку). Хорошо, если воспитатель или родитель покажут малышу, как правильно прижать игрушку к себе, как правильно её укачивать и одновременно петь колыбельную.
Использовать колыбельные можно и на занятиях. Так, например, воспитатели, которые знакомят детей с творчеством поэтов, могут включать эти стихи:
- при чтении художественной литературы;
- на занятии по рисованию.
Музыкальные руководители могут использовать колыбельные :
- на музыкальных занятиях;
- в театрализованных постановках;
- при подготовке и проведении праздников;
- для организации досуга детей.