Светлана Малинко
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Колосок необычайной красоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
тема: «Колосок необычайной красоты».
Автор: воспитатель
Тематическое содержание:
1. Приветствие: «Встанем мы в кружочек дружно…»;
2. Сюрпризный момент : Аудиозапись «Кадриль» (переодевание воспитателя в русский народный костюм);
3. Чтение стихотворения Михаила Синицы «Колосья»;
4. Чтение произведения «Легенда о хлебе»;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Колосок необычайной красоты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
5. Физкультурная минутка «В землю зёрнышко попало»;
6. Загадка;
7. Беседа о колоске;
8. Д/И «Объясни»;
9. Выполнения самостоятельной работы по выполнению колоска;
10. Подведение итогов;
11. Оценка деятельности детей;
12. Рефлексия.
Цель: раскрывать и развивать потенциал каждого ребенка в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и природным окружением по средствам знакомства детей с нетрадиционной техникой работы с использованием природного материала (тыквенные семечки) изготовить аппликацию «Колосок необычайной красоты»;
Задачи:
• познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку;
• расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде;
• формировать базисные основы экологической культуры детей;
• развивать способность свободно выражать различные эмоциональные
состояния при взаимодействии с окружающим миром через различные движения, мимику и речь, создавать положительное психоэмоциональное настроение детей;
• по средствам организации различных видов деятельности способствовать формированию познавательных навыков в ознакомлении с природным миром;
• активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый);
• воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе;
• умение доводить начатое дело до конца;
• аккуратность при работе с клеем и красками;
• воспитывать бережное отношение к хлебу и к природе в целом.
Материал и оборудование: Черный картон, тыквенные семечки, гуашь желтая, клей ПВА с дозатором, салфетки бумажные, шаблоны стебля и листьев колоска, кисточка, баночка для воды, иллюстрация веселого и грустного колоска, русский народный костюм, аудиозапись мелодии «Кадриль».
Структура НОД:
1. Вводная часть – 1,5 – 2 минуты
- Психологический настрой 0,5 минуты.
- Сюрпризный момент (Звучит русская народная мелодия «Кадриль», появляется воспитатель в национальном костюме) 1 минута.
2. Основная часть – 27 минут:
- Чтение стихотворения Михаила Синицы «Колосья»;( 0,5 мин)
- Чтение произведения «Легенда о хлебе»; (2 мин)
- Физкультурная минутка «В землю зёрнышко попало» (под музыку музыкального руководителя); (1 мин)
- Загадка;(0,5 мин)
- Беседа о колоске; (1 мин)
Д/И «Объясни» (2 мин)
Выполнения самостоятельной работы по выполнению колоска (20 мин).
3. Заключительная часть – 2 минуты:
Подведение итогов НОД;
Оценка деятельности детей;
Рефлексия
Длительность НОД - 31 минут.
Ход непосредственно – образовательной деятельности
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
(Дети входят в группу).
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ. (После приветствия начинает тихонько играть русская народная мелодия «Кадриль»)
В: Ой, Ребята, что это? играет такая красивая мелодия, давайте с вами тихонько присядем на коврик, закроем глаза и насладимся ее звучанием (Сделать мелодию немного громче). (прослушивание музыки 1 мин. Дети сидят на ковриках, в это время воспитатель надевает русский народный костюм или просто кокошнике. (Выключается мелодия).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. В: Ребята, скажите, какое настроение навеяла вам эта мелодия?
Д: Радости,. выслушать несколько вариантов ответов детей.
В: А мне эта мелодия навеяла улыбку и радостное настроение. Подойдите все ко мне и станьте, пожалуйста, полукругом. (Дети становятся полукругом рядом с воспитательницей).
В: Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно?
(Воспитатель зачитывает стихотворение)
Шумят колосья золотые,
Шумят и клонятся к земле.
Они, как будто все живые,
Шумят и ночью в тишине.
Придет пора, в колосьях зерна
Все превратятся в новый хлеб,
Который нужен всем сегодня,
Чтоб счастлив был наш человек.
Чтоб жила радость в каждом доме,
И счастье было на Земле
От этих маленьких вот зёрен,
От того хлеба на столе!
Воспитатель: Ребята, это стихотворение написал писатель Михаил Синица. Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: о колосьях, о красоте природы, о хлебе и т. д. (выслушать мнение детей).
Воспитатель:. Вы вдумчиво послушали стихотворение и смогли вникнуть в его смысл и понять о чем оно. Я не просто так зачитала вам именно слова этого стихотворения и надела костюм русский народный. Сделала это потому, что хочется окунуться в былые времена и вспомнить, как в былые времена из колосьев мололи муки и выпекали из нее хлеб и различные вкусные булочки и ароматные ватрушки. В современном мире все это делают при помощи электроприборов: хлебопечек, духовых шкафов (показать фото). Но раньше все это делалось в русских печках (показ иллюстрации). Скажите, а из чего готовят хлеб?
Дети: Из муки
Воспитатель: А из чего делается мука?
Д: из зерен пшеницы. и т. д.
А знаете ли вы, как выглядит колосок?
Д: Да.
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим колосок. (Рассмотреть иллюстрацию или сам колосок.)
Воспитатель: Раньше люди собирали колосья вручную, а сейчас все механизировано и делается на заводах при помощи специального оборудования. А чтобы и вам было понятно, как появился хлеб в далекие времена, я расскажу вам интересную легенду. Присядьте на стульчики и послушайте. (Воспитатель садится вместе с детьми и начинает рассказывать)
«Легенда о хлебном колосе» :
"Существует история о том, что очень давно, сам Господь Бог, спустившись на землю, решил полюбоваться, как же живут люди и увидел, что жизнь их легка и сыта. Круглый год стояла жара, а когда было необходимо, то шел дождь. В лесах росли плодовые деревья, звери были спокойны и питались травой, а на полях колосилась рожь и овес. Но, однажды, Бог увидел одну ситуацию, которая привела его в ярость: "Мама подтерла краюшкой, только что испеченного хлеба, замаравшегося ребенка и при этом отказала в пище страннику. Бог рассердился, поднялся на небо и лишил людей хлеба" Земля стала твердой, словно камень, реки опустели, а без воды засохли и растения. Наступил голод.
Тогда кошка и собака пошли к Богу просить хлеба. Стали они просить у Господа прощения за грех человеческий и сжалился над ними Бог и дал им колос на длинном стебле.
Бог сделал так, что лето стало занимать только половину года. Зима – для людей, а лето – для зверей. Люди, выпекая свежий хлеб, первый кусок отдавали кошкам и собакам.
Воспитатель: А теперь скажите, чему нас учит данная легенда?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Да, вы правы, смысл этой легенды заключается в бережном отношении к хлебу и умению испытывать чувство сострадания как к людям нуждающимся, так и к животным.
А сейчас пришло время немного отдохнуть.
Физкультурная минутка «В землю зёрнышко попало» (под музыку музыкального руководителя) :
В землю зёрнышко попало.
(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)
Прорастать на солнце стало.
(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая:
«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!»
«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»)
(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)
Дождик землю поливал, и росточек подрастал!
(Дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся (руки в стороны)
И красавцем обернулся (руки вперёд).
Золотые колоски на ветру качаются,
(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз).
Низко наклоняются.
(Дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают) :
«Поспел урожай! Приезжай, убирай!
(Наклоны вниз)
Воспитатель: Вот мы и отдохнули, а сейчас я загадаю вам загадку, а вы послушайте и скажите мне отгадку.
Воспитатель зачитывает загадку:
«Вырос в поле дом, полон дом зерном
Дети: колосок, колос и другие варианты (воспитатель выслушивает мнения детей). (Пока дети отгадывают загадку, помощник воспитателя ставит на стол вазочку с колоском)
Воспитатель: Ребята, пока мы загадку отгадывали, у нас в группе пророс колосок, посмотрите на него, он печальный. (На фланелеграфе вывесить иллюстрацию грустного колоска).
Воспитатель: Как вы думаете, почему он грустный?
Дети: Выслушать варианты ответов детей.
Воспитатель: Возможно, он печален, так как совсем один давайте его рассмотрим. (Воспитатель вместе с детьми подходит к фланелеграфу и просит, чтобы они стали вокруг нее полукругом, дети совместно с воспитателем рассматривают колосок).
Воспитатель: Давайте расскажем колоску, что мы про него знаем.
Беседа о колоске
1. Где растет колосок?
2. Какие растения еще растут в поле, у которых есть колоски?
Дети: (воспитатель выслушивает ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а что находится на колоске?
Дети: зерна (воспитатель демонстрирует натуральный пшеничный колос, если есть, или иллюстрацию колоска).
Воспитатель: Ребята, скажите, что делают из пшеничных зерен?
Дети: муку
Воспитатель: что делают из муки?
Дети: Хлеб, булки, бублики, макароны, хлебобулочные изделия и т. д.
Воспитатель, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, может тогда колосок улыбнется и перестанет грустить.
Д/ И: «объясни».
Я в руках держу игру,
И кручу ее кручу.
Куда стрелка попадает,
То мы быстро объясняем.
Готовы?
Дети: Да. (Воспитатель берет в руки круг, к которому прикреплена стрелка, крутящаяся по кругу).
Воспитатель вновь обращает внимание детей на грустного колоска. К сожалению, у нас не получилось игрой развеселить колоска,но у меня есть идея. Подойдите ближе ко мне. Воспитатель шепотом говорит детям: - «Давайте поможем колоску перестать грустить. Я предлагаю вам пройти тихонько за свои столы и внимательно послушать, что нам нужно будет сделать. Я вам расскажу свою идею, а мы вместе ее воплотим. Предлагаю вам сделать пшеничное поле для колоска, тогда его печаль пройдет, ведь он перестанет быть один.
Самостоятельная работа:
Воспитатель: Внимательно посмотрите на свои столы и скажите, все ли у вас есть из того, что я назову вам для выполнения нашей работы. Нам понадобится: черный лист картона (плотный, матовый, формат А4, клей ПВА (с дозатором, кисть плоская с жесткой щетиной, гуашь желтого цвета, бумажный жгут желтого цвета, нарезанные листья тоненькие, тыквенные семечки и оригинал колоса или иллюстрация для примера. Проверьте, все ли у вас есть?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда приступим. Первым делом мы выложим колос на основу из черного картона, вот так (воспитатель демонстрирует, но пока без использования клея, чтобы вам было понятно, как будет выглядеть ваш колосок. Выкладываем стебель, а зернами нам послужат тыквенные семечки. Посмотрите на свои колоски, запомните расположение всех деталей. А теперь давайте аккуратно все это приклеим на основу. Повторяйте за мной: - Берем клей и тонким слоем наносим его на лист картона на то место, где будет стебелек, вот так (демонстрирует, проводя прямые линии для стебля, приклеивая бумажный жгут - стебель, затем промазывает каждое зернышко – семечку, прижимает. (Все действия воспитатель показывает).
В: Вот наш колосок почти готов, осталось закрасить семечки желтым цветом. Берем кисточки и аккуратно наносим краску на зернышки – семечки, вот так (показывает). А чтобы придать нашему колоску красоту, дополним его финальным штрихом, задекорируем его листьями и остью (тонкий заострённый отросток на цветковой или колосковой чешуе у растений) или это можно будет прорисовать кистью. (Пока дети были заняты работой, помощник воспитателя заменил колос грустный, на колосок с улыбкой)
Воспитатель: Вот мы с вами и сделали колосковое поле! Посмотрите, какая же красота у нас получилась. Теперь наш гость Колосок не будет скучать, ведь мы сделали ему целое поле друзей. Давайте покажем ему, что у нас получилось. Посмотрите, наш колосок повеселел. А пока, наши работы сохнут, мы с вами помоем ручки и приведем рабочее место в порядок.
Итог Оод: Спасибо за то, что вы были отзывчивые, активны, внимательны и очень старались при выполнении колосков. Не оставили нашего гостя грустным, а подарили ему новых друзей.
Рефлексия: Вам понравилось наше занятие?
Что вы запомнили?
Что было самым интересным?
Что нового вы узнали?
О чем вы из нашего занятия сможете рассказать родителям?
Список используемой литературы:
1. Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях/ З. А. Богатырева. М. : Просвещение 2017.- 152 с.
2. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду/ З. А. Богатырева. М. : Просвещение, 2016.- 224 с.
3. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 2016. - 208 с.
4. Гусакова, М. А. Аппликация/М. А. Гусакова. М. : Просвещение, 2017. - 126 с.
5. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т. С. Комарова. М., Просвещение, 2016 г. - 251 с.
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-синтез, 2016.