Любовь Бабикова
Коллективная творческая деятельность воспитанников по освоению программы «Разговор о правильном питании»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержательный аспект программы «Разговор о правильном питании»
План.
1. Содержательный аспект программы «Разговор о правильном питании».
2. Реализация программы через коллективную творческую деятельность воспитанников в педагогической деятельности воспитателя.
Публикация «Коллективная творческая деятельность воспитанников по освоению программы „Разговор о правильном питании“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Коллективные работы
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
3. Участие родителей в реализации программы «Разговор о правильном питании».
«Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя»
В. Сухомлинский.
Для того чтобы ребёнок гармонично развивался, он, конечно, должен быть здоров. Будущее нашей России – это здоровые дети. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Что такое здоровье?
Здоровье складывается из мелочей. Из здоровых привычек: с удовольствием ложиться спать и бодро просыпаться, из зарядки и готовности мыть руки и умываться, с удовольствием тщательно пережёвывать пищу и полоскать рот после еды. Из чистоты тела и дома, из меню здорового человека, в котором не будут доминировать красители и пузырьки углекислоты.
Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Научить человека быть здоровым с детства – вот самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. От здоровья детей зависит их умственное развитие, прочность знаний, духовная жизнь.
Анализ заболеваемости детей нашего детского сада показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушения осанки, заболеваний желудочно-кишечного тракта. Это вызвано рядом причин:
-ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания; возрастающее светомерцающее, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов);
-значительное ограничение двигательной активности;
-социальная напряженность в обществе;
-быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.
И неправильное питание – одна из них. Утром, перед приходом детей в детский сад, родители готовы выполнить любое желание любимого чада: шоколад, конфеты, чипсы, сухарики и т. д. Как результат: за завтраком ребёнок плохо ест или совсем отказывается от полезного полноценного завтрака.
Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми! Но как этого добиться?
Важную роль в решении этой проблемы играют образовательные программы. В настоящее время в работе дошкольных учреждений используются различные варианты программ, направленных на формирование культуры здоровья.
Ознакомившись с программой «Разговор о правильном питании», разработанной в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством БезрукихМ. М., директора этого Института, академика РАО, я познакомила с ней родителей, провела мини – исследование «Правильно ли питается ваш ребёнок?»(Cм пр. №1) которое показало незнание родителями правил рационального питания. Многие родители не придают особого значения проблеме питания. Мной был составлен план работы по ознакомлению детей и родителей с основами правильного питания.
Цели моей работы:
- сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
а) обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;
б) развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;
в) воспитывающая – создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.
Работаю по этой программе четвёртый год. Программа включает теоретические
знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребёнку сохранить здоровье. Работаю по следующей тематике программы, охватывающей различные аспекты рационального питания :
-разнообразия питания :
1. «Самые полезные продукты»,
2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
3. «Где найти витамины весной»,
4. «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»,
5. «Каждому овощу свое время».
-гигиена питания : «Как правильно есть».
-режим питания : «Удивительные превращения пирожка».
-рацион питания :
1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,
2. «Плох обед, если хлеба нет»,
3. «Полдник. Время есть булочки»,
4. «Пора ужинать»,
5. «Если хочется пить».
-культура питания :
1. «На вкус и цвет товарищей нет»,
2. «День рождения Зелибобы».
Формы работы самые разнообразные: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные игры, наблюдения, беседы, разнообразные конкурсы и викторины, занятия.
За годы работы создано много игр и пособий по правильному питанию, этикету, которые пользуются большой популярностью у детей:
«Чудо-дерево» (См. в приложении)
«Волшебные перчатки»
«Пирамида здоровья»
«Приготовим сами»
Создан сборник игр по правильному питанию, собраны рецепты старинной казачьей кухни (См в приложении, проведен фотоконкурс «Семейные традиции наших воспитанников» (См. в приложении, разработан цикл консультаций для родителей и педагогов. В разные годы были оборудованы уголки по правильному питанию «Растишка», «Бабушкино лукошко», «Витаминкины друзья» (См в приложении). Широко использую в своей работе «Книжки-малышки», где дети знакомятся с загадками, пословицами, поговорками (См в приложении, были проведены интересные занятия (См. занятие «Разговор о правильном питании» пр. №3) и др. С большим увлечением дети работают в тетрадях «Разговор о правильном питании», где путешествуют вместе с героями рабочей тетради: разгадывают кроссворды, выполняют увлекательные задания, рисуют, разукрашивают. Задания в тетрадях вызывает огромный интерес у детей, способствует развитию внимания, логического мышления, памяти, одновременно закрепляет новые знания у детей (Cм в приложении).
Реализация программы через коллективную творческую деятельность воспитанников в педагогической деятельности воспитателя.
Одним из основных педагогических компонентов моей работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» является коллективная творческая деятельность детей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познать окружающий мир. Так, В. В. Давыдов в послесловии к книге Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не мешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л. Н. Толстой) в душе ребёнка.
В своей работе я, как и многие воспитатели, отдаю предпочтение совместно- индивидуальной форме организации в коллективной деятельности, которая предполагает, что каждый ребёнок-участник деятельности – выполняет свою, порученную ему часть общей работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Согласование действий участников работы осуществляется в её начале – на этапе планирования – и в конце, когда нужно суммировать результаты. Выполняя свою часть работы, ребёнок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручили, тем лучше будет работа коллектива. Это создает условия для мобилизации творческих возможностей ребёнка, а так же позволяет вовлечь в коллективную деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы. Занятия с этой формой организации позволили мне сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели – воспитанию творчески развитой личности ребё нка:
-вовлечь детей в творческий процесс,
-создать благоприятный психологический климат в детском коллективе, способствовать установлению тесного контакта между детьми,
-развивать у детей творческое восприятие умение видеть и понимать его красоту,
-научить детей реализовывать поставленную творческую задачу,
-развивать коммуникативные навыки при выполнении коллективной работы.
В моей работе присутствует системность. Единое творческое пространство – система развивающих занятий по рисованию и лепке, аппликации, художественному труду.
Для развития творческих способностей у детей были созданы необходимые условия. Так был организован творческий уголок, где дети могут самостоятельно выбрать любой художественный материал для работы, посмотреть альбомы и дидактические игры художественной направленности, найти трафареты, полюбоваться предметами народного творчества.
При выполнении работ по изобразительной деятельности я активно использовала игровые методы и приёмы, сказочных героев, проблемные ситуации, наблюдения, художественную литературу – всё это способствовало тому, что у детей формируются яркие образы, появляется желание помочь героям решить какую-то проблему или воплотить их образ в собственной изобразительной деятельности. Необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, возможность выбора обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Дети с одной стороны применяют ранние усвоенные знания, навыки, умения, с другой – вносят новые решения, творческие подходы.
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. О предстоящем коллективном творчестве детям всегда говорю заранее. Стараюсь создать игровую ситуацию или проблемную ситуацию, мотив для того, чтобы заинтересовать детей. Организовать творческий процесс, в котором дети чувствовали бы себя комфортно, чтобы созданная обстановка способствовала максимальному проявлению творческой фантазии детей. Я говорю детям о том, что сегодня мы будем с вами украшать группу или делать декорации к сказке, или маски к играм, театральной деятельности. Сочинять или иллюстрировать сказку, создавать книжку-малышку.
Формы организации и тематика коллективных работ постепенно усложняется в зависимости от возраста детей, от их умений и навыков. В младшем и среднем дошкольном возрасте мы с детьми рисовали, лепили или вырезали одинаковые предметы (фрукты, овощи, изделия из теста, продукты питания). При соединении всех работ в конце занятия получались картины «Ваза с яблоками», «Короб с пирожками» к сказке «Маша и медведь», «Булочки для Зелибобы» и т. д. В процессе создания коллективных работ каждый ребёнок старался лучше выполнить свою работу, чтобы общая картина или панно выглядела красиво, чтобы не подвести товарищей, чтобы результат порадовал всех. В коллективных работах так же, как и в индивидуальных, деятельность детей сопровождается музыкой, используются стихи, фольклор, подвижные игры. Затем коллективные работы используются в оформлении помещений групповой комнаты, детского сада, используются на различных выставках. Дети подолгу рассматривают получившуюся работу, вспоминают, кто и что рисовал или лепил, Детям не безразлично, как к результату их творческой деятельности относятся родители, воспитатели. Они стремятся показать свою работу всем окружающим. Поэтому в уголке для родителей я вывешиваю все работы всех детей. Это повышает самооценку ребёнка, раскрепощает творческое воображение детей. Кроме того, коллективные просмотры приучают детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Примером коллективной творческой работы можно назвать создание декорации «Репка» к одноименной сказке. Дети работали дружно. Кто-то делал обрывной аппликацией правый бочок репки, кто-то левый. В итоге получилась большая-пребольшая репка. Эту сказку затем дети показали в ясельной группе. Тем самым почувствовав общественную значимость своего коллективного труда. (См. в приложении на диске) Так же для театрализованной деятельности мы с детьми изготавливаем маски овощей, фруктов. Например, для осеннего утренника мы с детьми для игры «Есть у нас огород…» изготовили маски капусты, лука, моркови, кабачка и т. д. А потом использовали эти маски в играх, сценках, для показа младшим дошкольникам. Игры и действия с самостоятельно выполненными работами дети воспринимают очень эмоционально.
Много мы с детьми работаем с соленым тестом. Чудесно у нас с детьми получилась работа «Ваза с фруктами» (См в приложении на диске). Каждому ребёнку нужно было вылепить плоскостную форму любимого фрукта. Потом мы вместе слепили корзину из жгутов теста. Когда тесто подсохло, мы раскрасили каждый свой фрукт. Эта коллективная работа до сих пор служит украшением группы.
Работы, созданные детьми в совместной партнёрской художественной деятельности, находят широкое применение в играх «Мы идём в магазин», «Самые полезные продукты», «Ярмарка» и другие.
Ещё одним примером коллективного творчества детей является работа детей «Изделия из муки». (См в приложении на диске). Работа проводилась в подготовительной группе. Это было занятие на закрепление знаний детей по теме «Плох обед, если хлеба нет». Ребятам предстояло нарисовать, вырезать нарисованные хлебобулочные изделия, объединив их в совместную работу по аппликации «Хлеб и хлебобулочные изделия». Эта коллективная работа до сих пор служит украшением группы, дети с куклами частенько организовывают посиделки с чайком, играют в различные сюжетно-ролевые игры.
Ещё одним примером работы детей в коллективе можно назвать создание книжек-малышек. Дети своими руками создают иллюстрации к любимым сказкам, загадкам, стихам на тему «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» и другие темы программы «Разговор о правильном питании». Большую помощь мне в этой работе оказывают рабочие тетради с первой частью программы, откуда дети могут вырезать нужные наклейки для оформления книжки. Оформлением дети занимаются индивидуально, в парах и небольшими группами. Большую помощь в оформлении книжек-малышек детям так же оказывают родители, которые пишут, сочиняют с детьми стихи, записывают текст, участвуют в создании книжек. (См в приложении на диске)
Особое место в творчестве детей занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими или сюжетно-ролевыми. Что даёт право называть игру творческой деятельностью? Игра – отражение жизни. Детское творчество здесь проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актёры. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется так же в поиске средств для выполнения задуманного; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, - изготовить самим. Дети с удовольствием играют в игры «Угости друга», «День рождения куклы Кати», «Столовая», «Булочная», «Молочный магазин», «На ферме». Так в игре развиваются творческие способности дошкольника.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы, работе повара, продавца, доктора, играют в игры «Шеф-повар», «Поварята» и др. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Таким образом, творческая коллективная игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности, этим определяется её место в педагогическом процессе детского сада.
Все дети любят сказки. Коллективное сочинение сказки так же является средством развития творческих способностей детей и позволяет создавать продукт творческой деятельности. Сказки можно сочинять между делом, на ходу и о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари. Ребёнок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно. (См. пр. №4) Задача воспитателя – дать импульс к сочинительству. Воспитательный смысл этого творчества в том, что оно совершается в коллективе. Дети открываются друг другу, вдохновение порождает вдохновение, каждому хочется быть умнее, мудрее и не хочется казаться невеждой. Сказка оттачивает индивидуальное мышление каждого ребёнка и в тоже время открывает детские сердца навстречу друг другу, создаёт тонкие интеллектуальные взаимоотношения в коллективе. Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки и проиллюстрировать её рисунками, можно предложить детям сочинение сказки по картине или серии картин, используя ту же рабочую тетрадь к первой части программы «Разговор о правильном питании». Я предлагаю детям тему, например «Как Кубик и Бусинка поссорились», привлекая детей к развитию сюжета,
Можно придумать сказку поэтапно. Сначала предложить детям придумать название сказки, например «Приключение зернышка», героев, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка собирается из детских ответов на вопрос воспитателя : «С чего начинается сказка? Как будут развиваться события? Что произойдёт дальше? Какой момент будет самым острым? Какой – самым интересным? Чем закончится сказка?». Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования. Потом можно детям придумать костюмы, разработать поведение героев, придумать мимику, жесты, интонацию каждого героя, то есть инсценировать сказку. Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут быт не только дети, но и герои кукольного театра, игрушки, куклы, в том числе изготовленные своими руками.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Наше время – время перемен, поэтому современному обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Перед нами, воспитателями, вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы - не взялся.
Создание коллективных работ приносит детям огромное удовольствие. Общий результат всегда богаче по содержанию и более ярок. Повышается эмоциональная отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Дети учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу. В результате расширяется словарный запас, совместная деятельность сближает ребят, делает отношения между ними добрыми, товарищескими.
Участие родителей в реализации программы «Разговор о правильном питании»
Считаю, что успешная воспитательная деятельность по организации рационального питания дошкольников немыслима без системы работы с семьёй. У нас, воспитателей, и у родителей должна быть одна цель – вырастить ребёнка здоровым. Здоровье ребёнка зависит от уровня осведомлённости родителей в вопросах организации правильного здорового питания в семье. По результатам анкетирования «Правильно ли питается ваш ребёнок?» и тестирования «Правильно ли вы питаетесь?» (См приложение №1,№2) я выяснила, что в семьях очень редко обсуждаются вопросы правильного питания. Многие родители имеют очень смутные представления о пищевой ценности продуктов, о связи питания и здоровья. Одной из причин различных заболеваний детей кроме тех причин, на которые я указывала выше, отсутствие у родителей сколько-нибудь правильных и систематизированных знаний о здоровом питании, неправильная организация питания в семье. Поэтому я поставила перед собой задачу: в доступной форме раскрыть перед родителями актуальные вопросы питания дошкольников. Вооружить родителей санитарно- гигиеническими знаниями, знаниями о пагубном влиянии на организм вредных пищевых добавок, чипсов, кириешек, знаниями о культуре питания, нравственных и медицинских аспектах организации питания в семье. Помочь родителям осознать необходимость постоянного соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психо-эмоционального состояния во время приёма пищи.
С целью пропаганды психолого-педагогических и гигиенических знаний по вопросам организации питания дошкольников мной были освоены разные формы работы с родителями: индивидуальные и групповые беседы, рекомендации, родительские собрания, дни открытых дверей и т. д. Разработан цикл консультаций для родителей на темы: «Значение пищевых веществ в жизнедеятельности ребёнка», «Витамины – незаменимые компоненты питания», «Рекомендации по питанию детей на летний период» и др. Родители активно принимали участие в выставке поделок из соленого теста, выставке рисунков «Волшебные продукты» и др. При работе с родителями широко использую разные виды наглядности: красочные стенды, папки-передвижки, альбомы, фотомонтажи на различные темы по организации питания, знания о культуре питания и др. Родители активно принимали участие в создании фотоальбома «Семейные традиции воспитанников», делились рецептами старинной казачьей кухни (см в приложении на диске). Так же был организован конкурс на лучшую книжку- малышку, где родители или сочиняли сказку вместе с ребёнком, или сочиняли стихотворение на тему правильного питания и красочно оформляли. (см в приложении на диске). Ежегодно накануне международного праздника 8 Марта провожу конкурс выпечки «Самая «вкусная» мама», где планирую чаепития с родителями и дегустацию блюд, приготовленных мамами и бабушками, а так же семейные соревнования и эстафеты. Знакомлю родителей с новинками литературы, статьями в СМИ по проблеме здорового питания. Всё это служит для родителей убедительным доказательством необходимости и дальнейшей совместной работы по вопросам питания детей. Помогло родителям решить проблемы с организацией питания : дети стали охотнее есть молочные и овощные блюда, перестали, есть всухомятку, полюбили каши и супы, освоили правила приёма пищи, умение вести себя за столом, меньше стали болеть. У детей сформировалось позитивное отношение к режиму питания и продуктам питания.
Известный французский исследователь, автор книги «Физиология вкуса» Брилья-Саварен заявил, что «судьба наций зависит от того, как они питаются». Возможно, этот афоризм и страдает некоторым преувеличением, но одно бесспорно – питание всегда было, есть и будет важнейшей стороной жизни человека. В том, что и как мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада жизни многих наших предков. Еда и всё, что с ней связано – неотъемлемая часть материальной культуры любого народа. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решить эту проблему «всем миром» - семья, детский сад, общественность.