полина лупачева
Коллективная аппликация как один из видов творческого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Коллективная аппликация – как один из видов творческого развития дошкольников
Коллективная изобразительная деятельность — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного развития, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Публикация «Коллективная аппликация как один из видов творческого развития дошкольников» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Коллективные аппликации
- Коллективные работы
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Также важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравятся такого рода работы. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным к полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей; во-вторых, как правило, результат — картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значимости деятельности каждого ребенка, не нивелирует индивидуальные усилия каждого. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат; чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.
Коллективные занятия по аппликации проводятся не только в нашей стране. Такие занятия занимают большое место в японских детских садах и школах. Японские педагоги считают, что коллективные формы деятельности позволяют воспитывать у детей коллективизм, а это одна из важнейших задач воспитания современной японской системы образования на всех уровнях, начиная с дошкольного. Японские педагоги объединяют результаты детской изобразительной деятельности в общую композицию практически уже на первом этапе овладения детьми изображением.
Руководство коллективной изобразительной деятельностью детей требует от воспитателя больших усилий, чем просто индивидуальная изобразительная деятельность. Особенно сложна в этом плане совместно-взаимодействующая форма организации деятельности. Все это нуждается в тщательном продумывании, четком планировании всех этапов работы и согласований, рациональном размещении материалов и оборудования.
Коллективной аппликации, как и индивидуальному, должен предшествовать подготовительный этап, который позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждения прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
Основной этап — этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель — не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненная детьми композиция должна быть на виду, до следующей тематики. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, рождения новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: обе эти деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира. События и ситуации передаются в них в образной форме. Созданные ребенком образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают интерес к деятельности. Использование на коллективных занятиях, уроках игровых методов и приемов повышает эффективность коллективной деятельности.
Коллективные формы создания изображения можно использовать как в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с младшей группы, так и в начальной школе. В создании коллективной композиции могут быть объединены дети разных возрастов. Так, например может создаваться оформление стены актового зала детского к празднику. Несомненно, созданная всеми детьми картина принесет им много радости и вызовет интерес у родителей, которые обязательно захотят посмотреть на детское творчество.
Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия? Прежде всего о времени их проведения. Работа может осуществляться как на занятиях в детском, так и в свободное от занятий время и дома с родителями, если это педагогический проект на совместную деятельность с семьей. Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работе над ней можно посвятить 2—3 занятия. Для создания общих композиций дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою честь общей композиции.
Воспитателю необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.
Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы изображения, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповом занятии или в свободное от занятия время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.
Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые – это могут быть мастер-классы для родителей, совместные с ними досуги или просто дать наблюдать детям, как вне занятий педагог готовит основу для будущей коллективной работы. Даже когда ребенок, в какой-то части работы, принимает пассивное участие, взрослый и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, дети имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, ее хода, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует воспитатель и обучаться.