лариса григорьева
Коллекционирование как одна из форм развития познавательного интереса детей старшего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Семейный проект "Волшебный фантик"
Тяга к собирательству заложена в детях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало – листики, камушки, ракушки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи. Нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим родителей и ребенка. Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, т. е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.
Публикация «Коллекционирование как одна из форм развития познавательного интереса детей старшего возраста,» размещена в разделах
Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость.
В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу. Ну и, наконец, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Началом нашего коллекционирования стал проект «Волшебный фантик».
В ходе проекта были созданы оптимальные условия для развития творческой активности, через организацию разных видов деятельности.
К большому сожалению, в современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес. И задача нас взрослых не только увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и всячески помочь ему в этом. Поскольку польза от такого рода занятий неоспорима.
Работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе мы познакомились с таким понятием как коллекционирование, побеседовали о том, какие бывают коллекции, рассмотрели их в интернете. Узнали как называют коллекционеров той или иной коллекции.
Многообразие представленных коллекций поразило воображение ребенка, с интересом были рассмотрены все представленные коллекции.
Вторым этапом было рассматривание домашних коллекций. В нашей семье коллекционирование уже стало семейной традицией. Приобщение ребенка с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений. Воспитывает у ребёнка положительный образ семьи, чувство гордости за семью.
Коллекционированием марок у нас занимается папа, его коллекция насчитывает уже несколько сотен экземпляров, есть даже уникальные экземпляры. Старшая сестра занимается коллекционированием фигур лошадей, а я занимаюсь коллекционированием мыла.
Сейчас делают много разных конфет. Мы делили их на группы: шоколадные, леденцы, карамель, батончики, помадка, ирис. На каждом фантике указана фабрика, где конфеты изготовлены. Мы читали название города и затем на карте искали города, откуда к нам привезли конфеты. Таким образом, обогатили представления о разнообразии городов и фабрик.
Коллекционируя фантики от конфет, мы многое узнали об истории их создания. Ребенок как сказку воспринимал рассказ о Древнем Египте, где конфеты изготавливали из фиников, которые смешивали с сахарным тростником.
Рассматривание фантиков сочетали с работой по развитию речи, ознакомлению с детской литературой, учили отгадывать загадки о том, что изображено на фантиках. Каждая загадка полна познавательного смысла, это по сути - значит выполнить сложную мыслительную операцию., решение задачи, ответить на вопрос.
Вместе мы попытались изготовить конфеты в домашних условиях, для этого приобрели специальные формы для конфет, нашли рецепт в интернете. Этот вид деятельности очень понравился ребенку, а конфеты впоследствии были съедены с еще большим удовольствием.
6 этапом стало, придумывание своего собственного фантика, который теперь висит на самом видном месте.
Мы сделали поделки из фантиков, чтобы наглядно показать, что многим ненужным вещам можно найти новое оригинальное применение, а не выбрасывать их. То есть многое, что мы выбрасываем, можно ещё успешно использовать. А в итоге получаются красивые изделия, поделки, сувениры, которые могут быть подарком близким и друзьям, украшением группы.
Результатом этой длительной работы явилась персональная выставка поделок, которая позволила познакомить родителей и детей группы с совместным творчеством ребенка. Также коллекция фантиков какое-то время находилась в группе и все желающие могли с ней ознакомиться.
То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллекциями : ни материальной, ни общественной ценности они конечно не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. Для детей интересен сам процесс собирания и связанное с этим общение, в том числе с родителями, поэтому важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано в семье.