Полюх Наталья
Когда логопед направляет ребенка к неврологу
▼ Скачать + Заказать документы
Первые три года – наиболее важный период развития ребенка, именно в этом возрасте происходит серьезный скачок в формировании речи. Поэтому именно в это время важно обращать внимание на определенные моменты, которые могут свидетельствовать о развитии речи.
Не секрет, что нормальный процесс формирования речи у всех детей протекает по одинаковому сценарию. И существуют возрастные нормы этого процесса — в определенные моменты жизни ребенок должен обладать определенными речевыми навыками.
Публикация «Когда логопед направляет ребенка к неврологу» размещена в разделах
От рождения до 3 месяцев, нужно обращать внимание на так называемый комплекс оживления, когда ребенок эмоционально реагирует на взрослого, начинает двигать ножками, ручками, реагировать голосом на появление родителей. В этом возрасте у ребенка должно появиться "гуление". Он пытается голосом приветствовать родителей, "пропевает" голосом гласные. При этом голос его еще довольно слабый.
В 6-7 месяцев у ребенка уже появляется лепет, он неоднократно повторяет слоги: "ка-ка-ка", "ма-ма-ма" и т. д. Как бы пробуя звуки на вкус, пытается почувствовать их губами, небом, языком.
В 1 год ребенок должен произносить хотя бы десять слов. Пусть они будут «лепетные», то есть неправильные, но они должны обозначать конкретные понятия, когда, например, «ав» – это всегда собака.
В 2-3 года ребенок уже должен запоминать и рассказывать несложные стихи, говорить развернутыми фразами, причем его «язык» должен быть понятен окружающим, а не только маме.
Несоответствие этим нормам свидетельствует о том, что что-то в развитии ребенка происходит не так.
Но, с другой стороны, дети все-таки разные и нельзя требовать, чтобы все они развивались как по команде. Несмотря на то, что возрастные нормы развития речи существуют, допускаются некоторые варианты формирования норм в ту или другую сторону.
Проблема заключается в том, что до 2,5 лет довольно трудно однозначно утверждать, лежит ли в основе речевых нарушений какая-либо медицинская причина или они являются допустимыми вариациями нормы (развитие происходит полноценно, но с опозданием: структуры мозга созревают чуть позже).
Что это значит? Что во втором случае помощи логопеда может быть вполне достаточно, а в первом к процессу коррекции речевых нарушений необходимо подключение других врачей и специалистов.
Если до 2,5 лет поведение ребенка не вызывает тревоги (малыш активен, контактен, играет с другими детьми, узнает близких, у него выражена реакция оживления, а занятия дают результат, то, скорее всего, помощи логопеда будет достаточно — специалист «подгонит» речь ребенка под возрастные нормы.
Но если занятия с логопедом не имеют положительной динамики или наряду с речевыми проблемами проявляются какие-то другие настораживающие признаки, уместно говорить о наличии органических причин нарушения речи.
В таком случае на помощь только логопеда полагаться опасно и однозначно стоит пройти комплексное диагностическое обследование.
И вот почему: чем ближе подходит время к 2,5-3 годам, тем отставание в речи ребенка становится более значительным и заметным. Его все сложнее интерпретировать как индивидуальную особенность развития. Скорее всего, нарушение развития речи не будет единственным проявлением проблемы.
У малыша могут наблюдаться определенные особенности в поведении (специалист может увидеть их и раньше, но к этому возрасту они становятся более выпуклыми).
Например, ребенок на фоне затруднений с речью может не реагировать на обращенную к нему речь, не смотреть в глаза, не пытаться вступить в контакт с другими детьми, не проявлять интереса по отношению к другим людям, демонстрировать однообразие в играх, моторную неловкость. Такие особенности поведения говорят о том, что малыш может находиться в аутистическом спектре и ему требуется помощь не только и не столько логопеда, сколько невролога, невропатолога, дефектолога, нейропсихолога, а иногда и генетика.
Или, например, ребенок не замыкается, охотно настроен общаться, интеллектуально развит, но его речь непонятна. Он говорит на «тарабарском» языке, добавляя для убедительности к словам паралингвистические средства — мимику, жесты, интонацию.
Скорее всего, это неврологическое нарушение - алалия. Участки головного мозга малыша, отвечающие за его речь, повреждены. Такому ребенку однозначно требуется помощь невролога вкупе с психологом и логопедом.
Ребенок может вообще замкнуться, отказаться разговаривать в принципе. И при этом его интеллект также сохранен, к тому же нет никаких органических патологий. Это классический невроз. В основе такого поведения исключительно психологические причины, и справляться с таким отказом от речевой деятельности должен психолог.
Если на каком-то этапе развития речи в раннем возрасте вас что-то насторожило, обратитесь для начала к неврологу. Он может направить вас на консультацию к логопеду. В некоторых случаях невролог может рекомендовать специальные препараты, стимулирующие развитие определенных клеток мозга, чтобы дать толчок развитию речи.
Если нарушение речевого развития — это симптом, проявление какого-либо заболевания, то в таком случае логопеду необходима помощь других врачей и специалистов. Сам по себе, без комплексного подхода к устранению причины нарушения, логопед не поможет. О чем, кстати, хороший, грамотный специалист всегда сообщит родителям.
Помните возраст три года — это пограничный рубеж. Речевое отставание после трех лет становится причиной для отставания уже развития психического.
Дело в том, что человеческая психика до определенного возраста проходит обязательные поэтапные ступени развития. Нормальное психическое развитие происходит только в том случае, если последовательно пройдена каждая ступень. Речь — одна из этих ступеней.
Как только ребенок заговорил (а именно начал общаться с помощью речи, его психика начинает в своем развитии опираться на это умение говорить, на эту приобретенную способность к коммуникации. Речь не дана человеку, чтобы просто произносить слова. Смысл речи — в общении! И без подключенного в определенный момент опыта общения психика не может дальше развиваться полноценно.
Именно поэтому, начиная с 3-3,5 лет, речь ребенка должна войти в норму как можно быстрее. А что это значит? Это значит, что мозг малыша должен работать в режиме гиперактивности.
С одной стороны, ему приходится догонять свой возраст, а значит, работать с большим усилием, но, с другой стороны, пока он догоняет, время не стоит на месте, и мозгу ребенка приходится идти на опережение — одновременно развиваться «сейчас» и наверстывать упущенное ранее.
Это и есть режим гипернагрузки. Но человеческому мозгу присуща одна особенность:
когда обстоятельства загоняют его в режим перегрузок, он включает механизмы самозащиты и начинает сам себя оттормаживать.
Без визита к неврологу и медикаментозной поддержки здесь не справиться. Ее назначение в данном случае — работать и на устранение причины нарушения, и на оказание помощи мозгу для переключения в «турборежим».Отказываться в такой ситуации от помощи невролога и подвергать мозг ребенка перегрузкам не стоит.
Чем раньше вы заметите симптомы, которые могут говорить о проблемах развития речи у ребенка, и чем быстрее обратитесь к специалисту, тем вероятнее вы избежите нежелательных последствий в старшем возрасте. Ведь развитие речи влияет на успеваемость в школе и вообще на психологическое состояние ребенка, а своевременное овладение правильной чистой речью делает ребенка более уверенным в себе, способствует развитию мышления, коммуникативных качеств.
Учитель-логопед
МБУЦППМСП
Наталья АлександровнаПолюх