Ольга Дружинина
Консультация «Когда и как учить детей английскому языку»
▼ Скачать + Заказать документы
Это вопрос, который волнует многих родителей, и каждый отвечает на него по-своему. Предлагаю посмотреть на него с точки зрения развития детей.
Итак, дошкольники. От года до трёх ребёнок постепенно изучает звуки родного языка, развивает словарный запас и начинает усваивать грамматический строй языка. Также происходит развитие понимания речи взрослых. Дальше от трёх до шести-семи лет ребёнок осваивает речь как средство общения: идёт развитие, как словарного запаса, так и средств выражения мысли – предложения становятся более сложным и эмоционально окрашенными. Общение со взрослым у дошкольников имеет определяющее значение для развития речи.
Публикация «Консультация „Когда и как учить детей английскому языку“» размещена в разделах
- Английский для детей. Консультации для родителей
- Английский язык для дошкольников
- Консультации для родителей
- Темочки
Теперь давайте рассуждать. В дошкольном возрасте дети усваивают звуки, слова и конструкции родной речи, которые несут в себе не только смысловую нагрузку, но и образную и эмоциональную. В этом возрасте правильное, гармоничное развитие речи – это один из основных факторов развития личности, так как через речь ребёнок сначала учится взаимодействовать с предметным миром и действовать, а позже взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. И от того, какой язык формирует образы ребёнка: русский (великий, могучий, яркий и образный, очень гибкий и многообразные в плане грамматики) или английский (чёткий, однозначный, с жёсткими грамматическими конструкциями, зависит и личностное развитие ребёнка. Что же будет происходить, если у ребёнка будет два языка? Его мозг сделает некую компиляцию, так сказать третий, его собственный язык, который будет успешно функционировать и в русском, и в английском. Как известно, билингвальные дети, которые с детства общаются с людьми (обычно родителями) на разных языках, владеют каждым из языков в некотором урезанном варианте. Эта усечённость языковых конструкций не сильно заметна в повседневной жизни, но такой человек вряд ли когда-то сможет красиво излагать свои мысли в письменной или устной речи. С другой стороны такие дети обладают вполне достойным произношением в обоих языках и беглостью речи в повседневных ситуациях.
Обучение дошкольников иностранному языку – это, по большому счёту, искусственная попытка создать билингвальную среду. Нужно это Вашему ребёнку или нет – решать Вам. Но пытаясь создать такую среду для ребёнка, понимайте, что дети чувствуют любую фальшь. Они не будут понимать, почему с русской тётей они должны общаться на каком-то другом языке, кроме русского. Я знаю несколько примеров, когда русские мамы, владея английским в совершенстве, не могли создать ситуации, чтобы их маленький ребёнок общался с ними на английском – ведь мама прекрасно говорит по-русски и ещё какой-то язык не нужен. Мозг ребёнка чётко реагирует на избыточность средств общения. Итого, обучая дошкольника английскому, нанимайте носителя языка, который, просто играя с ребёнком, поставит ему произношение на всю жизнь и заложит грамматическую базу. Выбирая носителя, естественно интересуйтесь уровнем образования, наличием/отсутствием дефектов речи и его доброжелательностью по отношению к Вашему ребёнку.
Моё мнение таково. Русскому ребёнку нужно усваивать красивые и добрые образы русского языка. Чтобы наиболее полно и глубоко изучить образы родного языка, обращайтесь к русским народным сказкам, фольклору, изучайте древнеславянскую буквицу и образы, которые в ней содержатся – это заложит основы гармоничного существования.
Младший школьник. В этом возрасте у ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Ведущая деятельность – учебная. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Наглядно-образное мышление – основной вид мышления. В этот период обучение иностранному языку должно проходить в режиме игровых занятий, то есть ребёнок должен с одной стороны играть, а с другой стороны понимать, что английский – это учебная дисциплина. В этой ситуации ребёнку уже не нужен и даже вреден преподаватель-носитель языка. Ему нужен русскоязычный преподаватель который имеет хорошее произношение, понимает грамматику языка и умеет применять игровые формы обучения.
Подросток в средней школе. Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников – это один из мотивов обучения в подростковом возрасте. Осознание жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала обеспечивает подростку расширение сознания и значимое место среди сверстников. Таким образом, субъективное ощущение престижности изучения того или иного предмета в подростковой группе, где вращается ребёнок, и понимание жизненного значения определенных знаний – краеугольные камни мотивации к обучению в подростковом возрасте, которые обязательно учитываются грамотным преподавателем.
Интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Подросток гораздо более охотно участвует в тех видах учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Самостоятельные формы занятий становятся более привлекательными, и подросток легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.
Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия. Качественное преподавание – это всегда генерирование положительных эмоций ученика. В подростковом возрасте они очень часто связаны именно с чувством личного успеха.
В средней школе учебный материал усложняется, и овладение им требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Ему предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы. Подростку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, постепенно развивается способность выделять главное, существенное. Объем учебного материала велик, и воспроизвести его, пользуясь только приёмами механического запоминания, с помощью неоднократного повторения, сложно. Наибольшую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного. Грамотный преподаватель обязательно развивает мышление подростка через задания, в которых нужно что-то проанализировать, использовать логику, выделить главное и так далее. В этом возрасте обучающие задания уже очень близки к тем, которые используются при обучении взрослых, с той лишь разницей, что подростку иногда требуется показать алгоритм анализа или логических построений, чтобы он одновременно получал знания и постигал новые способы мышления.
В последнем классе средней школы подростку предстоит сдать экзамен по английскому (ОГЭ). Уже через несколько лет он станет обязательным. Чтобы избежать дополнительного стресса, давящего на формирующуюся психику подростка, важно начать подготовку к этому экзамену как можно раньше – в идеале, с пятого класса. Грамотно подобранные задания помогут получить необходимые знания и сформировать все навыки, которые потом помогут успешно сдать экзамен.
Старший школьник. Это период жизни, который характеризуется уже сформировавшимися мыслительными процессами и познавательной сферой, но при этом ещё идёт интенсивная работа по формированию личности. Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Он завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования.
Юноша планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни. Поиск профессии - важнейшая проблема юности.
Из всего этого, можно сделать несколько практических выводом касающихся преподавания английского (или любого другого предмета). Методы введения новых знаний и развития навыков в юношеском возрасте – это методы работы со взрослым учеником. При этом, вопрос мотивации является особенным. Начиная строить планы на будущую жизнь, молодой человек помещает тот или иной предмет, который ему предлагает изучать школа, в разряд «очень важных», «важных» или «неважных» для будущей карьеры и жизни. Если, например, английский язык попал в категорию «неважных», то, в принципе, репетитор не поможет до тех пор, пока установка не изменится. Можно ли её изменить? Конечно. Иногда хватает одного слова значимого для юноши человека, и он уже поменял свою точку зрения. Ключевое здесь – это значимый человек. Не всегда это родители. Часто это более харизматичные сверстники или тренер по борьбе, или любимый учитель – тот человек, который нашёл ключик, к сердцу юноши или девушки, который обладает качествами, которые уважаемы данным молодым человеком.
Как только вопрос мотивации решён, чтобы подтянуть уровень знаний и навыков, нужно найти репетитора, который сможет подготовить молодого человека к выпускному экзамену по английскому (ЕГЭ). Этот экзамен станет уже скоро обязательным, то есть все кто желает получить высшее профессиональное образование обязаны будут его сдать.
Какие требования к репетитору по английскому школьника 10-11 класса важны? Кроме знания языка, важно чтобы преподаватель умел поддерживать имеющуюся мотивацию и работать с психологическими травмами, которые, возможно, были нанесены в младшей или средней школе при изучении английского. Типичный пример подобной травмы – не очень общительный ребёнок, который и по-русски не очень охотно высказывается, не может справиться с устными заданиями на уроках английского в школе. Он получает не очень высокие оценки, которые рождают чувство неуспеха в данном предмете. Может быть, и учитель в школе его недолюбливает и считает неспособным к языкам. Если подобная ситуация имеет место в средней школе в течение нескольких лет, то вот и травма. Такой ребёнок, становясь юношей, принимая решение о будущей профессии, всегда будет оглядываться на эту свою «неспособность» к языкам. А ведь это не так! Английский – это не только устная речь, это ещё и навык чтения, знание и использование грамматики, правильное письмо, понимание речи на слух. И ещё один момент. Если человек говорит и пишет по-русски, то, как он может быть не способен выучить английский, который в десятки раз проще? Правильно, этого не может быть. Просто недостаток мотивации или практики, или того, и другого.
Также грамотный репетитор умело использует уже сформировавшиеся мыслительные процессы: учит активно использовать плюсы, которые полезны при сдаче экзамена и помогает разработать алгоритм нивелирования минусов.
Репетитор, который специализируется на подготовке к ЕГЭ, должен хорошо знать формат экзамена и тренировать ученика именно к нему. Так как простого знания языка недостаточно для получения высокого балла. Об этом подробнее читайте в моей группе Английский для школьников. ЕГЭ-ОГЭ в статье «Высокий балл на ЕГЭ-ОГЭ по английскому: 5 слагаемых успеха».
И, последнее, важна психологическая совместимость репетитора и ученика.