Ольга Данченкова
Клубный час «Экспедиция на Байкал» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическая разработка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
Муниципального образования города Братска
Клубный час «Экспедиция на Байкал»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Номинации №1. Методическая разработка занятий (мероприятий) по экологическому воспитанию и образованию обучающихся.
Ольга Михайловна Данченкова,
Воспитатель, 1 квалификационной категории
Публикация «Клубный час „Экспедиция на Байкал“ для детей среднего и старшего дошкольного возраста, Методическая разработка» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Российская Федерация, Иркутская область,
г. Братск, ж. р. Центральный, ул. Мира, 19Д
Данченкова О. М.
Воспитатель, 1 кв. категории
«Клубный час» по типу «Большая игра» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Экспедиция на Байкал»
Аннотация
«Клубный час» является одним из средств развития детской инициативности, проводится для детей среднего и старшего дошкольного возраста, построена с учетом ФГОС с использованием технологии проблемного обучения и активных методов обучения : исследовательского, проблемно-поискового: создание проблемных ситуаций, опыты, наблюдения; игрового метода : игра-путешествие, малоподвижные игры; словесного метода : комментированный анализ, проблемная беседа. «Клубный час» по типу «Большая игра» дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка, а также способствует развитию умения детей воспринимать и понимать жизненные ситуации, дает возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Дети самореализуются: у них активизируются речь, воображение, мышление; проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности.
Актуальность выбранной темы: В современном мире много проблем, с которыми приходится сталкиваться и взрослым, и детям. Экологическая проблема Байкала– это огромная проблема современного общества. Актуальность проблем, связанных с экологическим воспитанием, приобретает чрезвычайную значимость. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об экологии, охране природы и окружающем мире. Знания, приобретенные в детском саду, имеют большое значение, а вот применять эти знания и преломлять под определенные ситуации – это первостепенно. Одним из способов реализации детьми знаний в определенных ситуациях и служит педагогическая технология «Клубный час». Клубный час позволяет воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки, учит детей ориентироваться в пространстве, воспитывает дружеские отношения между детьми, учит планировать свои действия и оценивать их результаты.
Цели:
• Закрепление полученных знаний детей о родном крае, знания о правилах поведения во время похода на природе.
• Формирование творческого воображения и мышления, развитие общения и самостоятельности у детей посредством "Клубного часа".
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к уникальному озеру – Байкалу.
2. Познакомить с животным миром Байкала, дать некоторые исторические знания о Байкале.
3. Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.
4. Воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе, желание заботиться о природе, дать представление о свойствах пресной воды.
5. Формировать умения ориентироваться в пространстве.
6. Планировать свои действия и оценивать результаты.
7. Создать атмосферу доброжелательности у детей в походах, сплоченности коллектива.
Предварительная работа: показ презентации о Байкале; рассматривание фотографий, картинок; беседы о правилах пожарной безопасности на природе; чтение художественной литературы о Байкале; дидактические игры «Профессии», «Огонь – друг, огонь – враг», «Найди лишнее».
Материалы и оборудование: рюкзак, сшитый макет озера Байкал; презентация о Байкале, звуки природы; вырезанные силуэты рыб, обитающих на Байкале; таз с водой для опытов, камни, разной формы и цвета, привезенные с озера, воронка, песок, ватный диск, прозрачные стаканчики; игрушки: птицы и животный мир нашего края, млекопитающее нерпа; пластилин, влажные салфетки, акварельные краски.
Ход ИГРЫ
Дети путешествуют по группам детского сада и заходят в группу «Экспедиция на Байкал». Воспитатель встречает их с рюкзаком на спине.
Воспитатель:
Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть!
Как вы думаете, куда я собралась? (ответы детей).
Правильно - в поход. А вы хотите пойти со мной? Приглашаю вас с собой!
А чтобы отправиться в поход, нам предстоит отгадать загадку, послушайте:
Есть в Сибири озеро такое,
Где вода в нём прозрачна, чиста.
Называем мы озеро — море,
И мимо проезжая, любуемся им издалека.
-О каком озере говорится в загадке? (Байкале) -Как вы догадались, что это Байкал? (Самое большое, как море, вода в нём прозрачная, чистая). Почему это озеро известно во всём мире? (пресная вода).
Опыт. Воспитатель смешивает песок с водой и задает вопрос детям: - как можно воду сделать чистой? Ответы детей. Давайте попробуем провести опыт. Возьмем воронку, положим в нее ватный диск – это будет фильтр. Потихоньку переливаем воду. Что происходит? Ответы детей.
Дальше развивать «Клубный час» по типу «Большой игры» можно в нескольких вариантах:
Вариант 1. «Лаборатория на Байкале»
Игра-эксперимент с камушками и водой.
Воспитатель: Ребята, а что это за посылка появилась на окне? Давайте откроем. В ней карта, нам надо найти сокровища. (дети по карте находят сундук, в котором спрятаны камни из озера Байкал). Давайте попробуем угадать, что там находится.
Игра на ощущение.
Ребенок с завязанными глазами вытаскивает из посылки один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Например: «Это камешек, он маленький, круглый, гладкий»
Воспитатель: Камни живые или неживые? (неживые) Докажите, что камни неживые.
Дети высказывают версии (не дышат, не питаются, не размножаются, не передвигаются, не растут).
Воспитатель: Как образуются камни? (при разрушении гор)
А хотите сейчас быть учеными? Тогда располагайтесь в лаборатории.
Экспериментирование.
Дети садятся за столы.
Задания:
Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством).
Рассмотрите камешек через лупу. Что видно? (трещины, узоры, крупинки)
Морские камни. Какие они? (круглые, без острых углов). Почему они такие? (вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они трутся и о песок; острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми).
Воспитатель предлагает взять несколько камешков в ладошки о потрясти их, чтобы дети почувствовали, как они стучат друг о друга.
Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что – с пластилином? Почему? (камень тверже пластилина).
Потрогайте разные камни, приложите их к щеке. Они холодные или теплые? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?
Можно ли рисовать камнем? Проверим, оставляют ли разные камни следы на черной и белой бумаге, пачкают ли руки?
Что будет, если положить камешек в воду? (пусть ребенок сформирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать? Бросьте камешек в воду, наблюдая, что происходит.
Какой красивый байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком). Предлагаю нашим ученым продолжить экспедицию на берегу Байкала.
Ребята, давайте эти камешки расположить на берегах Байкала. (Дети несут камешки к макету озера Байкал и развивают сюжет «Клубного часа» по типу «Большой игры» самостоятельно.
Вариант №2. Туристы идут в поход.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие-то горе-туристы оставили кучи мусора, не тушили костры, сломали деревья. Что же может случиться? (ответы детей)
А вы хотите отправиться в экспедицию, отправляясь мы постараемся соблюдать все правила поведения на природе. А какие они? (дети отвечают)
Нам надо взять все необходимое для экспедиции. Что нам понадобится? (ответы детей)
Все готовы! Тогда - вперед!
Речё вка туриста:
Воспитатель: Кто шагает с рюкзаком?
Все: Мы, туристы!
Воспитатель: Кто со скукой не знаком?
Все: Мы туристы!
Воспитатель: Где турист всегда идет?
Все: По тропинкам!
Воспитатель: Наш девиз:
Все: «Всегда вперёд!»
Воспитатель: Эй, ребята,
Все: Твёрже шаг!
Воспитатель: Что турист берёт в дорогу?
Все: Песню, ложку и рюкзак»
Вот мы и пришли! (дети садятся на ковер)
-А хорошо-то как вокруг! Воздух чист и свеж! (фонограмма звуков природы).
Упражнение на дыхание.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышат он, и я, и ты.
Давайте проверим, так ли это.
Сейчас постарайтесь глубоко вздохнуть и закрыть рот и нос ладошкой и не дышим. Что вы почувствовали?
Давайте выполним с вами упражнение на дыхание.
Упражнение на дыхание:
«Погреемся» : руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрепить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести «У-Х-Х».
«Заблудились в лесу» : сделать вдох, на выдох прокричать «А-У-У».
Физнинутка.
Ходит по лесу лесник, (Имитационные движения ходьбы)
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома, (Руки в замок над головой - крыша дома)
Все давным-давно знакомо.
Взгляд лесничего остер: (Повороты в сторону - вглядывание вдаль)
Тут недавно был костер -
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и - пожар. (Приседание и поднимание рук вверх - имитация пламя огня)
Воспитатель предлагает детям подойти к макету озера Байкал, где стоит костер с котелком и палатки с куклами -туристами. Дети развивают сюжет сюжет «Клубного часа» по типу «Большой игры» самостоятельно.
Вариант №3. «Экспедиция в Байкальский заповедник». Продолжим нашу экспедицию к озеру Байкал. Вот мы к озеру спустились, Дети образуют круг. Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками. Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают себе водой в лицо. Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Идут по кругу. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Изображают брасс, двигаясь по кругу. Одной, другой – это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу. Вышли на берег крутой. Идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются.
Воспитатель:
Ребята подскажите, чем богата наша сибирская земля? (ответы детей)
-Верно, у нас богатый растительный и животный мир.
Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете, какие звери водятся в наших лесах?
Кто с высоких темных сосен в ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек промелькнул как огонек? (Белка)
Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь)
Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий Ест траву, кустов побеги. С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить, знай, что это (Лось)
Посмотрите-ка, какая: Вся горит, как золотая, Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Шубка серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (Заяц)
Хищный маленький зверёк, Но не норка, не хорёк. Белочка в дупле боится, Что ее найдет… (куница)
-Кто назовет, какие деревья растут в сибирской тайге? (дети называют).
-В сибирской тайге и на берегах озера и рек обитает много птиц. Каких из них вы знаете?
( за правильные ответы дети получают значок: «знаток природы»)
Воспитатель предлагает выбрать каждому животное и поиграть в игру «Байкальский заповедник». Дети развивают сюжет самостоятельно.
Вариант №4. Заселим Байкал рыбками.
Воспитатель включает мелодичную музыку (шум Байкала) и начинает играть с детьми в малоподвижную игру «Водоросли и рыбы».
Воспитатель:
Ребята послушайте, ком я говорю? В снежном логове родятся. Простудиться не боятся. Подрастут – начнут нырять, Шубки белые менять. Если очень повезёт – Лет полсотни проживёт. Что за зверь такой с усами? Ну, подумайте-ка, сами! (ответы детей нерпа)
А нерпа, это рыба? (млекопитающее, обитает только на Байкале)
А теперь присядьте на нагретый солнцем песок (ковер, закройте глаза и обратите внимание, ребята, мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.
Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)
Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички? Бледно-розова, нежна- Студеная вода нужна. А на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает. Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)
Проблемная ситуация. (на столе стоит таз в водой, рядом игрушка корабль, нанем сосуд с окрашенной водой) Воспитатель -Ребята, посмотрите, корабль идет по морю и везет сосуд с цветной водой. Звук SOS. Ребята, что – то случилось. Ой, опрокинулся сосуд…
Проводит опыт: в таз с чистой водой добавляется вода, окрашенная в яркий цвет. - Какая красивая вода! Наверное, рыбам здесь будет хорошо жить? (ответы детей) Так что же произойдет с рыбой, если она будет жить в грязной воде? Вывод.
Пальчиковая гимнастика: Рыбки плавали, резвились. В теплой, чистенькой воде. То сойдутся — разойдутся, То зароются в воде.
Отгадай, что за рыба!
Отложил икру в песок
Речки горной уголок.
Красный хвост дугой согнул.
По теченью повернул.
Нет в Байкале рыб быстрей,
Терпеливей и мудрей.
На охоте круглый день
Рыба древняя (Таймень)
Кто на дне залег под илом,
Чтоб малькам не видно было?
Труд напрасен, виден им,
Притаившийся (Налим)
Рыба в озере живёт,
Глубоко зарылась в грязь.
Нет воды, один лишь лёд-
До весны проспит (карась).
На спине его броня,
Острый нос с усами,
Сверху тёмный он всегда,
Брюшко беловатое!
Рыбка интересная,
К сожаленью редкая,
Острый хвост и голова,
И в пластинах вся она! (осетр)
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Заселим Байкал рыбками».
Используемая литература:
Список используемой литературы и источников
1. Детям о Байкале. https://baikalru.ru/baikal/detjam-o-baikale
2. Озеро Байкал самое глубокое и чистое озеро планеты www.baikalvisa.ru/baikal/
3. Байкал – жемчужина Сибири : учебно – методическое пособие для детей дошкольного возраста ГОУ ВПО "Восточно-Сибирская государственная академия образования", 2011.
4. Долбунова Т. «Байкальские загадки», г. Байкальск, 1992-2000 г.