МААМ-картинки

Клубный час «Экспедиция на Байкал» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическая разработка

Ольга Данченкова
Клубный час «Экспедиция на Байкал» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическая разработка
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

Муниципального образования города Братска

Клубный час «Экспедиция на Байкал»

для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Номинации №1. Методическая разработка занятий (мероприятий) по экологическому воспитанию и образованию обучающихся.

Ольга Михайловна Данченкова,

Воспитатель, 1 квалификационной категории

Публикация «Клубный час „Экспедиция на Байкал“ для детей среднего и старшего дошкольного возраста, Методическая разработка» размещена в разделах

Российская Федерация, Иркутская область,

г. Братск, ж. р. Центральный, ул. Мира, 19Д

Данченкова О. М.

Воспитатель, 1 кв. категории

«Клубный час» по типу «Большая игра» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

«Экспедиция на Байкал»

Аннотация

«Клубный час» является одним из средств развития детской инициативности, проводится для детей среднего и старшего дошкольного возраста, построена с учетом ФГОС с использованием технологии проблемного обучения и активных методов обучения : исследовательского, проблемно-поискового: создание проблемных ситуаций, опыты, наблюдения; игрового метода : игра-путешествие, малоподвижные игры; словесного метода : комментированный анализ, проблемная беседа. «Клубный час» по типу «Большая игра» дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка, а также способствует развитию умения детей воспринимать и понимать жизненные ситуации, дает возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Дети самореализуются: у них активизируются речь, воображение, мышление; проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности.

Актуальность выбранной темы: В современном мире много проблем, с которыми приходится сталкиваться и взрослым, и детям. Экологическая проблема Байкала– это огромная проблема современного общества. Актуальность проблем, связанных с экологическим воспитанием, приобретает чрезвычайную значимость. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об экологии, охране природы и окружающем мире. Знания, приобретенные в детском саду, имеют большое значение, а вот применять эти знания и преломлять под определенные ситуации – это первостепенно. Одним из способов реализации детьми знаний в определенных ситуациях и служит педагогическая технология «Клубный час». Клубный час позволяет воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки, учит детей ориентироваться в пространстве, воспитывает дружеские отношения между детьми, учит планировать свои действия и оценивать их результаты.

Цели:

• Закрепление полученных знаний детей о родном крае, знания о правилах поведения во время похода на природе.

• Формирование творческого воображения и мышления, развитие общения и самостоятельности у детей посредством "Клубного часа".

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к уникальному озеру – Байкалу.

2. Познакомить с животным миром Байкала, дать некоторые исторические знания о Байкале.

3. Рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.

4. Воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе, желание заботиться о природе, дать представление о свойствах пресной воды.

5. Формировать умения ориентироваться в пространстве.

6. Планировать свои действия и оценивать результаты.

7. Создать атмосферу доброжелательности у детей в походах, сплоченности коллектива.

Предварительная работа: показ презентации о Байкале; рассматривание фотографий, картинок; беседы о правилах пожарной безопасности на природе; чтение художественной литературы о Байкале; дидактические игры «Профессии», «Огонь – друг, огонь – враг», «Найди лишнее».

Материалы и оборудование: рюкзак, сшитый макет озера Байкал; презентация о Байкале, звуки природы; вырезанные силуэты рыб, обитающих на Байкале; таз с водой для опытов, камни, разной формы и цвета, привезенные с озера, воронка, песок, ватный диск, прозрачные стаканчики; игрушки: птицы и животный мир нашего края, млекопитающее нерпа; пластилин, влажные салфетки, акварельные краски.

Ход ИГРЫ

Дети путешествуют по группам детского сада и заходят в группу «Экспедиция на Байкал». Воспитатель встречает их с рюкзаком на спине.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть!

Как вы думаете, куда я собралась? (ответы детей).

Правильно - в поход. А вы хотите пойти со мной? Приглашаю вас с собой!

А чтобы отправиться в поход, нам предстоит отгадать загадку, послушайте:

Есть в Сибири озеро такое,

Где вода в нём прозрачна, чиста.

Называем мы озеро — море,

И мимо проезжая, любуемся им издалека.

-О каком озере говорится в загадке? (Байкале) -Как вы догадались, что это Байкал? (Самое большое, как море, вода в нём прозрачная, чистая). Почему это озеро известно во всём мире? (пресная вода).

Опыт. Воспитатель смешивает песок с водой и задает вопрос детям: - как можно воду сделать чистой? Ответы детей. Давайте попробуем провести опыт. Возьмем воронку, положим в нее ватный диск – это будет фильтр. Потихоньку переливаем воду. Что происходит? Ответы детей.

Дальше развивать «Клубный час» по типу «Большой игры» можно в нескольких вариантах:

Вариант 1. «Лаборатория на Байкале»

Игра-эксперимент с камушками и водой.

Воспитатель: Ребята, а что это за посылка появилась на окне? Давайте откроем. В ней карта, нам надо найти сокровища. (дети по карте находят сундук, в котором спрятаны камни из озера Байкал). Давайте попробуем угадать, что там находится.

Игра на ощущение.

Ребенок с завязанными глазами вытаскивает из посылки один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Например: «Это камешек, он маленький, круглый, гладкий»

Воспитатель: Камни живые или неживые? (неживые) Докажите, что камни неживые.

Дети высказывают версии (не дышат, не питаются, не размножаются, не передвигаются, не растут).

Воспитатель: Как образуются камни? (при разрушении гор)

А хотите сейчас быть учеными? Тогда располагайтесь в лаборатории.

Экспериментирование.

Дети садятся за столы.

Задания:

Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством).

Рассмотрите камешек через лупу. Что видно? (трещины, узоры, крупинки)

Морские камни. Какие они? (круглые, без острых углов). Почему они такие? (вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они трутся и о песок; острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми).

Воспитатель предлагает взять несколько камешков в ладошки о потрясти их, чтобы дети почувствовали, как они стучат друг о друга.

Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что – с пластилином? Почему? (камень тверже пластилина).

Потрогайте разные камни, приложите их к щеке. Они холодные или теплые? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?

Можно ли рисовать камнем? Проверим, оставляют ли разные камни следы на черной и белой бумаге, пачкают ли руки?

Что будет, если положить камешек в воду? (пусть ребенок сформирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать? Бросьте камешек в воду, наблюдая, что происходит.

Какой красивый байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.

Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком). Предлагаю нашим ученым продолжить экспедицию на берегу Байкала.

Ребята, давайте эти камешки расположить на берегах Байкала. (Дети несут камешки к макету озера Байкал и развивают сюжет «Клубного часа» по типу «Большой игры» самостоятельно.

Вариант №2. Туристы идут в поход.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие-то горе-туристы оставили кучи мусора, не тушили костры, сломали деревья. Что же может случиться? (ответы детей)

А вы хотите отправиться в экспедицию, отправляясь мы постараемся соблюдать все правила поведения на природе. А какие они? (дети отвечают)

Нам надо взять все необходимое для экспедиции. Что нам понадобится? (ответы детей)

Все готовы! Тогда - вперед!

Речё вка туриста:

Воспитатель: Кто шагает с рюкзаком?

Все: Мы, туристы!

Воспитатель: Кто со скукой не знаком?

Все: Мы туристы!

Воспитатель: Где турист всегда идет?

Все: По тропинкам!

Воспитатель: Наш девиз:

Все: «Всегда вперёд!»

Воспитатель: Эй, ребята,

Все: Твёрже шаг!

Воспитатель: Что турист берёт в дорогу?

Все: Песню, ложку и рюкзак»

Вот мы и пришли! (дети садятся на ковер)

-А хорошо-то как вокруг! Воздух чист и свеж! (фонограмма звуков природы).

Упражнение на дыхание.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышат он, и я, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Сейчас постарайтесь глубоко вздохнуть и закрыть рот и нос ладошкой и не дышим. Что вы почувствовали?

Давайте выполним с вами упражнение на дыхание.

Упражнение на дыхание:

«Погреемся» : руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрепить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести «У-Х-Х».

«Заблудились в лесу» : сделать вдох, на выдох прокричать «А-У-У».

Физнинутка.

Ходит по лесу лесник, (Имитационные движения ходьбы)

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома, (Руки в замок над головой - крыша дома)

Все давным-давно знакомо.

Взгляд лесничего остер: (Повороты в сторону - вглядывание вдаль)

Тут недавно был костер -

Под ветвями тлеет жар,

Не досмотришь и - пожар. (Приседание и поднимание рук вверх - имитация пламя огня)

Воспитатель предлагает детям подойти к макету озера Байкал, где стоит костер с котелком и палатки с куклами -туристами. Дети развивают сюжет сюжет «Клубного часа» по типу «Большой игры» самостоятельно.

Вариант №3. «Экспедиция в Байкальский заповедник». Продолжим нашу экспедицию к озеру Байкал. Вот мы к озеру спустились, Дети образуют круг. Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками. Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают себе водой в лицо. Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Идут по кругу. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Изображают брасс, двигаясь по кругу. Одной, другой – это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу. Вышли на берег крутой. Идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются.

Воспитатель:

Ребята подскажите, чем богата наша сибирская земля? (ответы детей)

-Верно, у нас богатый растительный и животный мир.

Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете, какие звери водятся в наших лесах?

Кто с высоких темных сосен в ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек промелькнул как огонек? (Белка)

Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. (Медведь)

Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий Ест траву, кустов побеги. С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить, знай, что это (Лось)

Посмотрите-ка, какая: Вся горит, как золотая, Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Шубка серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (Заяц)

Хищный маленький зверёк, Но не норка, не хорёк. Белочка в дупле боится, Что ее найдет… (куница)

-Кто назовет, какие деревья растут в сибирской тайге? (дети называют).

-В сибирской тайге и на берегах озера и рек обитает много птиц. Каких из них вы знаете?

( за правильные ответы дети получают значок: «знаток природы»)

Воспитатель предлагает выбрать каждому животное и поиграть в игру «Байкальский заповедник». Дети развивают сюжет самостоятельно.

Вариант №4. Заселим Байкал рыбками.

Воспитатель включает мелодичную музыку (шум Байкала) и начинает играть с детьми в малоподвижную игру «Водоросли и рыбы».

Воспитатель:

Ребята послушайте, ком я говорю? В снежном логове родятся. Простудиться не боятся. Подрастут – начнут нырять, Шубки белые менять. Если очень повезёт – Лет полсотни проживёт. Что за зверь такой с усами? Ну, подумайте-ка, сами! (ответы детей нерпа)

А нерпа, это рыба? (млекопитающее, обитает только на Байкале)

А теперь присядьте на нагретый солнцем песок (ковер, закройте глаза и обратите внимание, ребята, мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.

Начинается на «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички? Бледно-розова, нежна- Студеная вода нужна. А на солнце рыбка тает, Рыбьим жиром истекает. Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)

Проблемная ситуация. (на столе стоит таз в водой, рядом игрушка корабль, нанем сосуд с окрашенной водой) Воспитатель -Ребята, посмотрите, корабль идет по морю и везет сосуд с цветной водой. Звук SOS. Ребята, что – то случилось. Ой, опрокинулся сосуд…

Проводит опыт: в таз с чистой водой добавляется вода, окрашенная в яркий цвет. - Какая красивая вода! Наверное, рыбам здесь будет хорошо жить? (ответы детей) Так что же произойдет с рыбой, если она будет жить в грязной воде? Вывод.

Пальчиковая гимнастика: Рыбки плавали, резвились. В теплой, чистенькой воде. То сойдутся — разойдутся, То зароются в воде.

Отгадай, что за рыба!

Отложил икру в песок

Речки горной уголок.

Красный хвост дугой согнул.

По теченью повернул.

Нет в Байкале рыб быстрей,

Терпеливей и мудрей.

На охоте круглый день

Рыба древняя (Таймень)

Кто на дне залег под илом,

Чтоб малькам не видно было?

Труд напрасен, виден им,

Притаившийся (Налим)

Рыба в озере живёт,

Глубоко зарылась в грязь.

Нет воды, один лишь лёд-

До весны проспит (карась).

На спине его броня,

Острый нос с усами,

Сверху тёмный он всегда,

Брюшко беловатое!

Рыбка интересная,

К сожаленью редкая,

Острый хвост и голова,

И в пластинах вся она! (осетр)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Заселим Байкал рыбками».

Используемая литература:

Список используемой литературы и источников

1. Детям о Байкале. https://baikalru.ru/baikal/detjam-o-baikale

2. Озеро Байкал самое глубокое и чистое озеро планеты www.baikalvisa.ru/baikal/

3. Байкал – жемчужина Сибири : учебно – методическое пособие для детей дошкольного возраста ГОУ ВПО "Восточно-Сибирская государственная академия образования", 2011.

4. Долбунова Т. «Байкальские загадки», г. Байкальск, 1992-2000 г.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Спасательная экспедиция» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Спасательная экспедиция» Подготовлено: Потаповой.

Методическая разработка для среднего дошкольного возраста «На какую захотим, на такую полетим» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №27 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста» Автор-составитель: Майзель Татьяна Александровна, воспитатель группы компенсирующей направленности МАДОУ Детский сад № 14 «Дельфинчик».

Методическая разработка «Клубный час. Интересы мальчиков и девочек» Тематический клубный час "Интересы мальчиков и девочек" Участники: Дети старших групп, воспитатели всех возрастных групп, специалисты..

Методическая разработка образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Музыкальные краски осени»Методическая разработка образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Музыкальные краски осени» Методическая разработка образовательной деятельности старшего дошкольного возраста по теме: «Музыкальные краски осени» Разработали: -воспитатель.

Методическая разработка занятия по развитию речи на тему «Дикие животные зимой» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи на тему : «Дикие животные зимой» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Методическая разработка по теме: мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Цель мастер-класса:.

Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» В настоящее время возрастает приоритет народной педагогики как уникально-комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития.

Методическая разработка музыкально-дидактических игр «Веселая гармошка» для детей старшего дошкольного возраста МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СБОРНИК МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАК-ТИЧЕСКИХ ИГР "ВЕСЕЛАЯ ГАРМОШКА". Цель и назначение музыкально-дидактических игр-формировать.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы-здоровое поколение» для детей среднего возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Клубный час «Экспедиция на Байкал» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическая разработка
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 02:58
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Клубный час «Экспедиция на Байкал» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическая разработка» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Данченкова (УИ 360081) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД