Криницина Людмила
Клуб молодых родителей «Доверие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Клуб молодых родителей «Доверие»
Статус: районная экспериментальная площадка
Отчетный период: 2013 — 2014 год
Этап эксперимента: организованный
Руководитель: Криницина Людмила Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории
победитель Всеросийского конкурса «Современный детский сад - 2013»
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я может быть запомню.
Вовлеки меня и я пойму.» Конфуций
Публикация «Клуб молодых родителей „Доверие“» размещена в разделах
Роль семьи в обществе не может сравниться по силе ни с какими другими социальными институтами так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение социальными ролями. В семье формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности человека, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности ребенка.
Задачи сотрудников ДОУ и семьи выходят за рамки програмных направлений образовательного учреждения, поскольку большинство родителей испытывают затруднений не столько в воспитании ребенка, сколько в реализации собственного воспитательного потенциала по отношению к своим детям.
Сегодня важно по новому определить работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей к формированию осознаного родительства — главной составляющей ребенка.
Цель нашего клуба «Доверие» создания образовательного пространства ДОУ и семьи, пропаганда опыта семейного воспитания, лучших семейных традиций, здорового образа жизни. Мы организуем общение с родителями в нетрадиционной форме, активная совместная деятельность детей и взрослых, открытость, информированность, добровольное участие каждой семьи в мероприятиях клуба.
Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Семья призвана передать ребенку религиозную культурную, историческую и национальную традиции.
Специфической функцией семьи является воспитательная. Можно выделить три аспекта этой функции:
формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, выработка у детей мировозрение трудолюбия, потребности и умение быть гражданином и хозяином своей жизни, соблюдать общечеловеческие моральные нормы, обогащение интеллекта детей, эстетического и физического развития.
Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течении всей его жизни.
Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Одной из главных задач семейного воспитания становится привитие детям устойчивого негативного отношения к потреблению наркотических и токсических веществ, вызывающих необратимые деформации психического и физического здоровья.
Имеются такие разделы для родителей :
Настольная тематическая информация буклеты, журналы для родителей).
Уголок краткой информации
Читаем дома (воспитание грамотного читателя)
Основные цели:
Согласование и объеденение усилий образовательного учереждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
Повышение педагогической культуры родителей.
Привлечение родителей воспитанников к тесному сотрудничеству.
Задачи:
Формирование у детей и родителей понимания семейных ценностей и традиций, осозновании то, какое это счастье — жить в семье.
Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
Учить понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.
Оказывать помощь родителям в овладении психолого — педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умение принять их в общении.
Активизировать коммуникации в семье.
Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Обобщения опыта работы клуба «Доверие» на республиканском конкурсе в г. Якутске «ДОУ — семья — ребенок».
Тема II этапа «Внедренческий» 2014-2015 г.
«Обогащение предметно — развивающей среды в группе, через создание образовательных макетов, подготовленных родителями»
Задачи:
Познакомить родителей с эффективностью познавательной деятельности детей через использование макетов.
Организовать выставку готовых макетов для педагогов и родителей.
Обобщение опыта работы клуба на «Корниловских чтениях», республиканском конкурсе «ДОУ — семья — ребенок»
Принять участие в районных конкурсах по изготовлению макетов.
Тематика наших занятий в клубе разнообразна
Воспитание сказкой
Почему ребенок капризничает
Играют дети — играем вместе
Здоровье впорядке — спасибо зарядке
Обогащение предметно — развивающей среды в группе, через создание макетов, изготовленных родителями.
Данный цикл включает в себя:
совместные детско-родительские проекты.
посещение образовательной деятельности.
Работа творческой группы родителей при организации образовательной деятельности.
Консультации специалистов.
«Взаимодействие детского сада и семьи» - по этой теме мы работаем весь учебный год.
Задачи:
привлечь внимание родителей к проблеме семейного воспитания, конкретизировать знания родителей об особенностях детей дошкольноuо вораста (физиологические, психологические особенности) .
Актуализировать желание родителей проводить свободное время вместе с детьми.
Формировать дружеские отношения родителей с воспитателями.
Повышать родительскую ответственность отцов за своих детей.
2015 -2016 г II этап внедренческий
Цели: продолжать повышать педагогическую культуру родителей, воспитание их взаимоотношений с помощью формирования коллективных умений и навыков самоуправления.
Задачи:
Повышать педагогическую компетентность и воспитательную культуру родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-нравственного, художественно-эстетического, позновательного7
Организовать комплексное сопровожение взаимодействие детского сада с семьей со стороны специалистов: педагога — психолога, учителя — логопеда.
Создовать условия для обмена педагогическим и семейным опытом, устанавливать дружеские взаимоотношения с семьей.
Основные принципы:
Принцип понимания, признания и понятия ребенка и его семьи
Доступность и открытость
Добровольность
Формы работы с детьми и родителями
индивидуальные (консультации для родителей, беседы с родителями, посещение семей воспитанников)
групповые (групповые тренинги для детей и родителей, совместные встречи)
массовые (традиционные праздники, творческие конкурсы, спортивные мероприятия)
совместное творчество детей и родителей
творческие (где дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения)
круглый стол «За чашечкой ароматного чая»
организационно — деятельностная игра (ребенок — родитель)
Циклы по дополнительному развитию детей:
«Экологическое воспитание»
«Школа мышления»
«Краеведение»
«Эстетическое развитие»
«Путешествие в прошлое своей семьи»
«Встречаем праздник весело»
«Растим ребенка здоровым»
Наши семьи приняли участие во многих районных акциях и конкурсах
Экологическая акция «Покорми птиц зимой»
Участие родителей, статья СМИ тема: «Полезные и нужные игрушки», «Воспитание дружного отношения игрой».
Конкурс «Мое крестьянское подворье» - получили дипломы I степени семьи Винокуровых и Шевелевых, диплом II степени семья Ширяевых, диплом III степени семья Сусловых.
«Мамины сказки» - открытое занятие для родителей
Цель: воспитание у детей чувство любви к родным и близким, обучение детей заботливому и внимательному отношению ко всем членам семьи.
Совместное занятия детей и родителей : «Всем на свете нужен дом»
Задачи: формировать социально-нравственные семейные ценности, повышать педагогическую грамотность родителей.
«Волшебный мир книги»
Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.
Задачи: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка, прививать навыки культуры чтения, воспитывать бережное отношение к книге.
Участники: воспитатели, родители, дети, работник детской библиотеки.
(Дети при участии родителей изготовили мини-книжки «Мои любимые сказки»)
«Телевидение в жизни семьи и ребенка»
Задачи: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.
«Играют дети — играем вместе»
«Игра не пустая забава, она необходима для счастья детей для их здоровья и правильного развития» Д. В. Менджерицкая
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности детей в условиях семьи.
Задачи:
обсудить вопрос об организации игровой деятельности в условиях семьи, развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.
Участники: воспитатели, родители, дети
(провели конкурс игрушек сделанных своими руками)
Анкета
Какие вопросы в рамках данной встречи вас заинтересовали?
Что в ходе встречи вас не устроило?
О чем бы вы хотели услышать дополнительно,
Что вам показалось наиболее удачным,
Ваши пожелания,
Помните% игра прекрасный источник укрепления физического: духовного и эмоционального самочувствия ребенка?
Играйте с детьми как можно чаще!
«Здоровье в порядке — спасибо зарядке»
Цель: формировать у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни
Подготовить фото — выставку «Мы самые здоровые»
В Республиканский конкурсе «ДОО — семья — ребенок» г. Якутск получили сертификат.
Ожидаемые результаты:
повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
оптимизация детско-родительских отношений;
сохранение семейных ценностей и традиций;
возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
рост удовлетворенности родителей работой клуба в целом,
Удовлетворенность работой клуба по результатам анкетирования.
Создание и работа нашего клуба «Доверие» связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности возникающие у них.
Практика показала, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка. На сегодняшний день сложилась определенная система в работе с родителями, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, позиция родителей как воспитателя стала более гибкой, теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей.
Клубная работа не ограничивается просвещением, большое значение в нашей работе имеет детско — родительские досуги, проекты, праздники, которые формируют непринужденное отношение ребенок — родитель — педагог, что способствует установлению свободных отношений, взаимопонимания и уважения.
Мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи.
Работа родительского клуба стала составной частью системы образования и воспитания детейв нашем детском саду. Заседания клуба напрвлены на только на оптимизацию детско-родительских отношений, но способствует сближению родителей и ребенка в эмоциональном плане и приоткрывают родителям дверь в «секретный» мир детей.
Родительский клуб — это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передача опыта в воспитании детей.
Практика показала, что в новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога, доверительного отношения и стремление к взаимопониманию.
В группе повысился уровень эмоционального благополучия детей, изменилась изх самооценка, отношения к режимным моментам. Отношения в детском коллективе стали более доброжелательными, открытыми, снизился уровень тревожности. Преобладающим стали конструктивный стиль поведения, создание позитивного настроя при взаимодействии с участниками педагогического процесса.
Проанализировав работу в такой форме, считаю что гармоничное развитие требует единство всей системы воздействия на ребенка.
Список литературы:
«Родительские собрания в детском саду», С. В. Чиркова - Москва «ВАКО» 2014 г.
«Совместная деятельность детей, педагога и родителей в детском саду», А. С. Жесткова, С. Н. Баркан - Москва «Детство — пресс» 2014 г.
«Компетентностный подход в работе ДОУ с родителями», О. И. Давыдова, А. А. Майер — 2013г.
«Общение педагога с родителями ДОУ», О. Л. Зверева, Т. В. Кротова — 2010 г.
«Работа с родительской общественностью в ДОУ», Л. В. Кротнова — 2011г.
«Новые формы работы с родителями в современном ДОУ», Г. А. Антипина, Л. М. Чупрова, Е. Н. Калараш — 2011 г.
«Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями», М. Г. Абагелян — 2009 г.
План работы клуба «Доверие»
2015 — 2016 учебный год
Тема Содержание Форма проведения
"Родитель — это звучит гордо» Анкетирование
Беседа «Характеристика типов семейного воспитания»
Упражнение «Какой я родитель?» Беседа
анкетирование
тренинг
«Растим ребенка здоровым» Дискуссия на тему «Что такое здоровый образ жизни?»
Обмен опытом по формированию культуры здоровья в семье Консультации
Обмен опытом
Физкультурное занятие совместно с родителями
"Поговори со мною мама» Консультации на тему Развитие речевого общения дошкольника»
Упражнение «Чтобы руки не знали скуки» Консультации с элементами тренинга
Открытое занятие для родителей
"Скучен день до вечера, если делать нечего» Обмен опытом «Как организовать праздник дома»
Консультации на тему «Нам праздник веселый зима принесла»
Мастер класс «Игрушки своими руками» Обмен опытом (родители)
Выставка игрушек
Праздник «Зимушка - зима»
"Роль семьи в речевом развитии ребенка» Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье Встреча с элементами практикума (проблемная ситуации)
Музыкально-речевое развлечение «Снеговик» (совместно с родителями)
"Телевизор и ребенок — что делать?» Дискуссия на тему «Нужен ли ребенку телевизор?»
Консультация на тему «Как сохранить зрение ребенка?»
Обмен опытом «Как занять ребенка, без просмотра телевизора?» Круглый стол
Чаепитие
Правила жизни моего ребенка- поощрения и наказания Решение педагогической ситуации
Упражнение — тренинг «Пойми меня»
Упражнение «Виды поощрений» Тренинг
Семейная гостинная
Обмен опытом (родители)
"Встречаем праздник весело» Знакомство родителей с играми, которые можно предложить на семейном праздники Игры
Чаепитие совместно с родителями
"Весенняя сказка» Воспитание у детей и родителей чувства радости от совместной деятельности Упражнение
Подвижная игра с зонтикамит «Найди свой домик»
(родители и дети)