Елена Горохова
Организация клуба «Школа молодых родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В развитии личности ребенка на сегодняшний момент отмечен приоритет семейного воспитания. Объясняется это просто: наиважнейшие качества и фундаментальные способности человека закладываются в самом раннем детстве, когда малыш находится в окружении близких и любящих его людей. И далее семья выступает как важнейший фактор их развития. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «ни одно дошкольное учреждение не может заменить детям семью, отца и мать, являющихся главными воспитателями для ребенка».
Публикация «Организация клуба „Школа молодых родителей“» размещена в разделах
В раннем возрасте ребенок развивается чрезвычайно быстрыми темпами, поэтому так важно не упустить драгоценное время и создать все условия, необходимые для становления гармоничной и всесторонне развитой личности. А для этого, по мнению О. Л. Зверевой, «родители должны научиться грамотно воспитывать детей, уметь самокритично оценивать себя как воспитателя».
Вопросы воспитания детей раннего возраста, это, прежде всего, вопросы молодой семьи. В ходе проведения анкетирования, бесед с родителями выяснилось, что большинство родителей не имеют достаточно глубоких представлений о психологических закономерностях развития ребенка, часто испытывают трудности во взаимодействии с ребенком, не в полной мере владеют знаниями в области воспитания и обучения своих малышей, поэтому зачастую остаются нереализованными огромные резервы раннего возраста. Эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия с родителями.
Мы учли тот факт, что родители детей, посещающих детский сад, имеют доступ к информации, касающейся воспитания и развития ребенка. Они посещают родительские собрания, читают информацию на родительских стендах, задают вопросы воспитателям, консультируются у специалистов детского сада.
Этого лишены родители, чьи дети не посещают детский сад, оставаясь один на один со своими проблемами, тревогами, сомнениями…
Конечно, в настоящее время прилавки книжных магазинов и сайты в Интернете заполнены разнообразной литературой, в которой авторы наперебой дают советы по уходу, развитию и воспитанию детей. Но эти советы зачастую противоречивы и непонятны молодым мамам и папам. К тому же, как утверждают родители, в теории все понятно, а на практике они сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях с детьми. Поэтому встал вопрос о необходимости организации просветительской работы с родителями неорганизованных детей раннего возраста.
В связи с этим на базе ДОУ начал свою работу семейный клуб «Школа молодых родителей».
Организация работы семейного клуба
«Школа молодых родителей»
Cемейный клуб «Школа молодых родителей» - это такая форма взаимодействия, которая, нисколько не умаляя достоинств семейного воспитания, призвана помочь молодым родителям в воспитании и развитии детей.
Цель работы клуба : повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области воспитания и развития детей раннего возраста.
Задачи:
1. Сформировать у родителей конкретные представления об особенностях психического развития ребенка раннего возраста;
2. Помочь овладеть практическими способами взаимодействия с ребенком;
3. Активизировать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Работа в клубе предусматривает 1 заседание в месяц в период с октября по апрель, которое проходит в комплексной форме и включает в себя психолого-педагогические консультации, практические занятия, просмотр видеоматериалов, анкетирование. В конце заседания родителям раздаются памятки с интересными и полезными советами.
Тематика заседаний определяется не только руководителем клуба, но и самими родителями по результатам анкетирования, проводимом на первом заседании. Также, при помощи анкеты обратной связи учитываются все пожелания родителей, в план вносятся корректировки и дополнения. В конце учебного года вновь проводится анкетирование для определения эффективности работы клуба и определения перспектив на будущее.
Работа клуба проходит в три этапа.
Первый этап – организационный.
Цель – привлечь как можно больше родителей к участию в работе клуба, заинтересовать их тематикой заседаний, выяснить интересы родителей. Этот этап начинается задолго до начала работы клуба. Во время плановых посещений семей неорганизованных детей социальный педагог рассказывает родителям о существовании клуба, о темах, обсуждаемых на заседаниях, приглашает родителей принять участие в его работе. Также, проводится предварительное анкетирование, выявляющее потребности родителей в консультативной помощи.
В результате проведенного анкетирования родителей неорганизованных детей выяснилось, что 75% родителей желают получить консультативную помощь от специалистов детского сада.
Второй этап – консультативный.
Цель – углубить и расширить теоретические знания и практические умения родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, выстроить доверительные отношения с родителями потенциальных воспитанников.
Темы заседаний:
1. Дом, где живет радость (октябрь)
На первой встрече с родителями заведующая ДОУ рассказала о направлениях работы детского сада, представила специалистов, которые будут участвовать в заседаниях клуба. Проводится анкетирование «Приоритеты родителей».
2. Секреты успешной адаптации (ноябрь)
На заседании педагог-психолог. посоветовала родителям, как сделать переход ребенка из дома в детский сад наиболее безболезненным и комфортным для малыша.
3. Художники в памперсах (декабрь)
Продуктивная деятельность детей раннего возраста стала третьей темой для обсуждения в клубе. Заместитель заведующего познакомила родителей с особенностями развития творчества у детей, с материалами, необходимыми для детского творчества. В практической части заседания родители на практике сами попробовали лепить из разных материалов и рисовать пальчиковой техникой – наиболее приемлемой для детей раннего возраста.
4. Физкультура с малышом (январь)
Социальный педагог предложила родителям просмотр видеоролика, который наглядно показывает, как, играя, можно заниматься физкультурой с ребенком раннего возраста в домашних условиях с пользой для его здоровья.
5. Развитие речи у ребенка до 3-х лет (февраль)
Учитель-логопед дала рекомендации по развитию речи у детей раннего возраста, показала родителям комплексы упражнений на развитие мелкой моторики руки, речевого аппарата, речевого дыхания.
6. Забота о здоровье детей – наше общее дело (март)
Врач-педиатр беседовала о важности укрепления здоровья детей в период дошкольного детства, познакомила родителей с критериями здоровья детей, такими как физическое и нервно-психическое развитие ребенка, степень инфекционно устойчивости ребенка, наличие или отсутствие хронических заболеваний и др. Рассказала о том, каким образом специалисты детского сада заботятся о здоровье ребенка, и о том, что могут сделать родители для оздоровления детей. Также, на заключительном заседании родителям предлагается анкета, определяющая эффективность работы клуба.
Третий этап – ознакомительный.
Цель - познакомить родителей с условиями пребывания детей в детском саду, показать стиль взаимоотношений сотрудников с детьми, вызвать положительное отношение к детскому саду.
В ходе третьего этапа в детском саду в рамках проведения Дня открытых дверей (в апреле) организуются экскурсии по детскому саду, знакомство с воспитателями групп, встречи в неформальной обстановке со специалистами, работающими в учреждении, демонстрируются фото- и видеоматериалы, касающиеся жизни детей в ДОУ. Такая форма работы позволяет молодым родителям составить полное представление о дошкольном учреждении : о его предметно-развивающей среде, пихолого-педагогических кадрах, направлениях воспитательной деятельности. Также, родители вместе с детьми приглашаются принять участие в ежедневных прогулках на участки детского сада, где в свободной деятельности ребенок и его родители знакомятся с воспитателем группы, которую будет посещать малыш.
В течение адаптационного периода отслеживается и сопоставляется уровень подготовленности к детскому саду детей, чьи родители посещали заседания клуба, и детей, чьи родители не приходили на заседания клуба.
В результате диагностики детей, поступивших в группы раннего возраста, выяснилось, что 62% детей, чьи родители не посещали заседания в клубе, имеют низкий уровень подготовленности к поступлению в ДОУ, 38% имеют средний уровень, с высоким уровнем готовности детей нет. Как показывают наблюдения, эти дети не умеют есть ложкой, пить из чашки, негативно относятся к высаживанию на горшок, засыпают только в процессе укачивания, имеют вредные привычки, такие как сосание пустышки, пальца. Адаптация чаще всего проходит в форме средней тяжести.
У детей, чьи родители посещали заседания в клубе, выявились следующие результаты – 74% детей с высоким уровнем готовности, 26% - со средним уровнем, с низким уровнем детей нет. Как правило, такие дети в большей степени владеют культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания, более уверенно пользуются речью для обозначения своих потребностей. Дети достаточно легко адаптируются условиям детского сада.
Таким образом, работа в клубе помогла молодым мамам и папам уточнить и расширить свои знания в области воспитания и развития детей раннего возраста, они приобрели ценный опыт практического взаимодействия с детьми, а главное – работа в клубе помогла родителям преодолеть барьер недоверия к детскому саду и заложила прочный фундамент сотрудничества детского сада и семьи.