Алла Быконя
Классный час «Социально значимые качества гражданина и патриота»
▼ Скачать + Заказать документы
5 класс. Классный руководитель : Быконя А. В. 2022-2023 уч. год
Классный час «Социально значимые качества гражданина и патриота»
Классный час проводится совместно с социальным педагогом.
Цели и задачи: развивать гражданские убеждения; умения определять собственные характерные особенности, работать с правовыми документами.
Оборудование: психологические тесты; ФЗ «О браке и семье». Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Опережающее задание: подготовить сообщения о типах характера и типах личности.
Ход классного часа:
Классный руководитель : Всегда у всех народов высоко ценились качества, которые помогали обществу сначала выжить, а затем нормально развиваться. Эти качества наука называет социально значимыми. Благополучие общества зависит во многом от того, какими качествами обладают его члены. Причины трудностей страны -в самих гражданах. В особенностях их характера, воли, чувств, способностей, мотивов. Человек, способный направить эти качества не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо Родины, становится Гражданином.
Наука психология выделяет несколько типов характеров.
Заслушивание сообщения школьного психолога о типах характера и личности.
Далее можно провести тестирование учащихся для определения черт характера (тип темперамента и т. п.).
Главные качества сосредоточены в характере. Характер - это индивидуальный склад человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающему миру. Любой поступок требует усилий воли. Воля — это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Воля помогает человеку преодолевать пороки.
Характер, воля формируют гражданские чувства. Чтобы понять, что такое гражданское чувство, необходимо припомнить обычные человеческие чувства, которыми обладает каждый из нас. Например: обоняние, вкус и т. д.
Социальный педагог : У человека есть социальное чувство. Чувство ответственности за своих детей, чувство долга перед родителями. Огромное значение играют отношения в семье. Не случайно семью называют ячейкой общества. Из таких ячеек, в конечном счете, формируется государство, от них зависит его положение.
Какое внимание уделяется семье, как защищаются права детей, родителей, какие обязанности есть у детей и родителей? На эти вопросы нам помогут ответить соответствующие законы.
Работа с правовыми документами.
Работа учащихся организуется по группам. В каждой группе исследуется соответствующий документ: ФЗ «О браке и семье», Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ. Затем проводится коллективное обсуждение. По его итогам учащиеся могут составить памятку для себя и своих родителей «Мои социальные права».
Классный руководитель : Гражданские чувства родственны патриотическим. Это движение души, не позволяющее честному человеку спокойно взирать на беды страны и несчастья своего народа, чувства долга - защищать Родину, уважение к традициям и культуре своего народа. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни общества, совершать для этого соответствующие поступки. Гражданин - человек, участвующий в делах государства, человек, которому не безразлично положение страны, её место в мире. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», - писал Н. А. Некрасов.
Воспитание имеет огромное значение в формировании социально значимых качеств. Кто воспитывает нас и как?
Социальный педагог : «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота - триумфальные ворота», - говорил Д. С. Лихачёв.
Человек живёт не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков, созданной им самим. Фактор воздействия на человека окружающей культуры не подлежит сомнению.
Жить там, где жили великие русские поэты и прозаики, учёные, художники, полководцы, музыканты, певцы и актёры, критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, посещать музеи и выставки, концерты - значит постоянно духовно обогащаться.
Улицы, площади, парки, дома напоминают прошлые события. Впечатления прошлого входят в духовный мир человека. Он учится уважению к предкам и помнит о своих потомках. Прошлое и будущее неразрывны. Человек учится нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, для которых прошлое будет не менее важно, чем для нас. Забота о прошлом есть одновременно забота о будущем.
«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свою страну, свою культуру, свой язык, весь земной шар необходимо для нравственной оседлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи», - писал Д. С. Лихачёв.
Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда - для его духовной, нравственной жизни, его привязанности к родным местам, следования заветов предков, для его нравственной самодисциплины и социализации.
Социальный педагог : Анкета для учащихся «Я – патриот» для 5 класса
1. Что Вы понимаете под «патриотизмом»?
2. Какими качествами должен обладать патриот?
3. Считаете ли Вы себя патриотом?
4. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть.
5. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?
а) да;
б) нет;
в) совсем не знаю;
г) затрудняюсь ответить.
6. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные
песни?
а) да, поют;
б) не поют;
7. В каких мероприятиях Вы участвовали? (Нужное подчеркнуть)
– патриотические клубы;
–фестивали и конкурсы патриотической направленности;
– военно-спортивные игры «Зарница»;
– выставки патриотической направленности (конкурс рисунков, открыток, стихов);
– встречи с ветеранами
- митинг, линейка,
- акция «Бессмертный полк»
СВОЙ ОТВЕТ…
8. А в каких бы еще хотели бы принять участие?
9. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?
10. Знаете ли Вы, когда образовался город (посёлок, в котором Вы живете?
а) да, в каком?
б) нет.
11. Знаете ли Вы, когда образовалась ваша школа, в котором Вы учитесь?
а) да, в каком?
б) нет.
12. Любите ли Вы свой город (посёлок?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Как называется улица, на которой Вы живете?
13. В честь кого названа улица, на которой Вы живете?
14. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе (посёлке? Какое?
15. Что нужно делать для города (посёлка, чтобы он был лучше?
Подведение итогов мероприятия. Заключительное слово классного руководителя.