Бодрова Ирина Владимировна
Классный час «Родной язык — душа народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час
Родной язык – душа народа!
Цель:
Содействие осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения и бережному отношению к языку, как к достоянию народа.
Задачи:
1. Формировать бережное отношение к родному языку.
2. Развивать гордость за свой родной язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре.
3. Воспитывать патриотизм, толерантность.
Публикация «Классный час „Родной язык — душа народа“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День родного языка. 21 февраля
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Необходимый реквизит:
1. Географическая карта России.
2. Презентация к занятию.
Ход занятия
1. Учитель: Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родному языку.
Мы поговорим о языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году.
В мире много языков, у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь. В России государственным является один язык – русский.
Учитель: Мы уже с вами в беседе много раз произнесли слово родной. Что значит родной язык? Откуда произошло это слово?
Ученики: Родной язык звучит на родной земле!
Ученик:
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
Беседа.
Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас?
Открывается веточка берёзы, и дети произносят по одному слову, которое для них олицетворяет Родину. На веточке берё зы появляются изображения: леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, родители, друзья…
Что же такое обозначает слово Родина на самом деле?
Ученик – Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.
Родить – значит, произвести на свет потомство. Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
Народ – нация, народность, жители страны.
(Есть ещё много слов с корнем род – : народность, народить, родственники, нарождающийся, родник,приРОДа, приРОДныйи др.)
Учитель: наша страна многонациональна. Значит много народностей живет на территории России. Это русский народ, татарский, башкирский, чувашский, чеченский, мордовский, удмуртский, якутский, бурятский, народ Коми, Калмыкии, Адыгейский, Алтайский, Чукчи и т. д.
Это самые распространенные народы, которые могут встретиться вам на просторах России-матушки. У каждого народа своя культура, традиции, бытность, свой язык, которые надо беречь.
Ученик:
Беречь должны мы свой язык
Он нам завещан предками.
Храни богатство языка
И будет мир и добр, и светел!
Учитель: Русский язык один из наиболее развитых языков. Он обладает богатым словарным фондом и терминологией по всем областям науки и техники, выразительной краткостью и ясностью лексических и грамматических средств, развитой системой функциональных стилей, способностью отразить все многообразие окружающего мира.
Благодаря русскому языку многие миллионы людей во всем мире могли познакомиться с культурными ценностями русского народа.
Вся мудрость народа и богатство русского языка скрыта в пословицах, поговорках, фразеологизмах.
Игра для ребят, дополни пословицу.
Век живи –. (век учись).
Ты ему слово, а. (он тебе два).
Когда больше двух,. (говорят вслух).
Язык мой –. (враг мой).
Ветер рушит горы, а слово –. (дружбу).
Слово – серебро, а молчание –. (золото).
Делу время –. (потехе час).
Хочешь есть калачи –. (не сиди на печи).
Чего себе не хочешь,. (того и другим не твори).
Одно дело делаешь –. (другого не порть).
Учитель – А как вы представляете себе свою Родину? Дети показывают свои рисунки и зачитывают отрывки из сочинений.
Наши предки жили на Руси. Так что же роднит слова «Русь» и «Россия»
Раньше слово «Русь» читалось как «Роусь», РОуская земля!
А народ, её населяющий – есть русы (роусы). Поэтому в новом прочтении древнеславянского слова мы стали Россиянами из России.
Наши предки Русы и славяне (а это одно и тоже). Жили в мире, справедливости, добре, в гармонии с природой, славя ее и своих Богов. Они нам завещали почитать своих родителей и любить природу, которая нас возродила. Это самый древний и мудрый народ на всей планете. И мы дети самого светлого, умного и талантливого народа, и живем мы на великой, самой огромной, богатой и могучей земле - России!
И язык наш также могуч, богат и красив, как душа нашего народа.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И. С. Тургенев