Получи документы

Классный час в 5 классе «Конфликты»

Карина Соляная
Классный час в 5 классе «Конфликты»
▼ Скачать +Заказ

Классный час

«Конфликты в нашей жизни и пути их решения».

Цель: познакомить детей с понятием “конфликт” и “конфликтная ситуация”.

Задачи:

• показать детям способы предупреждения конфликтов;

• способствовать формированию позитивного отношения к людям,

• привить желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

• побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: классный час.

Оформление: Эпиграф на доске “Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу” (В. Домиль).

Материал к событию (мероприятию): Напечатанный эпиграф, шаблоны солнца, облака-тучи по количеству учащихся, ручки, карандаши, магниты, проектор, презентация, мультфильм «Мост». Материалы в приложении.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

2. Приём «Удивляй!» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока, формирует умение анализировать.)

-Все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши.

Представьте, что две ладони – это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь они усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения. Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты). Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).

Тема нашего классного часа: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения». Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения.

3. Приём «Ассоциативный ряд». Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т. п.)

4. Беседа по теме.

– Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они заключались? У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, в котором вы участвовали. (Ребята пишут о своих конфликтах).

(Пока учащиеся записывают ситуации, педагог к доске прикрепляет «солнце».)

-У нас сейчас солнечно, ясное небо. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? – Пришла гроза: молния, гром и полил сильный дождь. Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самые ценные человеческие органы сердце и душу. И очень часто мы, плачем тихо затаившись от всех.

-А есть поговорка со словом каша: “С тобой каши не сваришь”. О ком так говорят? (Дети: о ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться).

-Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Дети:

• Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

• Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других.

• Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

- Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

5. Теория и практика.

I группа: Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Самый распространённый – неуправляемый конфликт.

СИТУАЦИЯ: Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: “Вот нахал даже не извинился!” Теперь уже тот вынужден нападать: “Не нравится, на такси нужно ездить!” В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта – холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

Существуют 4 типа конфликтов:

внутриличностный,

между личностью и группой,

межгрупповой,

межличностный.

В чём же вред таких конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы – это фразы типа: “Да брось ты!”, “Чего ты понимаешь!”, “Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!”

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: “мне кажется”, “может быть, я ошибаюсь”, “может быть, ты со мной согласишься” и т. д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

- Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

ПРОСМОТРТ МУЛЬТФИЛЬМА «МОСТ»

(рассуждения по просмотренному мультфильму)

1. Первый способ предупреждения конфликтов – мягкое противостояние.

Мягкое противостояние – это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

2. Второй способ называется “конструктивное предложение” Это попытка найти компромисс, т. е. выход, который мог бы устроить всех.

6. Копилка чувств и «Заповеди поведения в конфликтной ситуации»

КОПИЛКА ЧУВСТВ.

«ДОБРЫЕ СОВЕТЫ»

Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам.

Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

Не обижайтесь. Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

Перед сном, спроси себя – «Кого и чем порадовал ты за день?»

К – критику по возможности устранить!

Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

О – ответственность на 100 % брать на себя!

Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

Н – непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

Ф – фон конфликта не расширять!

Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т. д.) – это расстрел самого себя!

Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить).

По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

И – интересы искать общие!

Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

К – конструктивное решение искать сообща!

Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

(Распечатать и раздать по количеству учащихся)

7. Задание кейсового характера на примере индийской сказки.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

«Мудрецы и слон»

Давным – давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? “Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его”. – “Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон”. Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед – назад. “Слон похож на веер!” – закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. “Он похож на дерево!” – воскликнул он. “Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку”. Этот человек нащупал слоновий хвост. “Слон похож на копье”,- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. “Нет, нет, – закричал пятый,- слон как высокая стена!”. Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. “Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею”. “Нет на веревку!” – “Змея!” – “Стена!” – “Вы ошибаетесь!” – “Я прав!”. Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

– Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.

8. Заключительное слово и рефлексия. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Рефлексия. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

Уважаемые дети, спасибо Вам за внимание, за Ваше активное участие в нашем классном часе. Пожелаю нам жить дружно (Как сказал герой мультфильма. Кто он, находить всегда компромисс, помогать друг другу.

Приложение№1 Эпиграф (распечатать по желаемому размеру)

“Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу”

(В. Домиль)

Приложение №2 «Солнце»

Приложение № 3 «Тучи»

Приложение № 4

7. Копилка чувств и «Заповеди поведения в конфликтной ситуации»

КОПИЛКА ЧУВСТВ.

«ДОБРЫЕ СОВЕТЫ»

Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам.

Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

Не обижайтесь. Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

Перед сном, спроси себя – «Кого и чем порадовал ты за день?»

К – критику по возможности устранить!

Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

О – ответственность на 100 % брать на себя!

Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

Н – непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

Ф – фон конфликта не расширять!

Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т. д.) – это расстрел самого себя!

Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить).

По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

И – интересы искать общие!

Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

К – конструктивное решение искать сообща!

Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

Публикации по теме:

Классный час «1 сентября в 1 классе» Классный час "1 сентября в первом классе" ___ Цели: создание атмосферы праздника, знакомство детей.

Классный час в 1 классе «Добро и зло» Тема: «Добро и зло» Форма: Классный час. Класс: Первый. Цели: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; 2. На примере.

Классный час «Что такое красота?» в 3–4 классе Конспект классного часа на тему «ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?» Цель: Дать детям представление о душевной красоте, как составляющей красоты мира, о.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Классный час в 5 классе «Конфликты»
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 14:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классный час в 5 классе «Конфликты»» (включая файлы) размещена пользователем Карина Соляная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД