Завальнюк Валентина Брониславовна
Классный час «Игра как способ преодоления конфликтных ситуаций у детей младшего школьного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать конфликтную компетентность, научить учащихся выходить из конфликтной ситуации
Задачи:
Образовательные:
• формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
Публикация «Классный час „Игра как способ преодоления конфликтных ситуаций у детей младшего школьного возраста“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Игры для детей
- Классный час
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• ознакомление воспитанников с понятием «конфликт»
Развивающие:
• развитие познавательного интереса воспитанников;
• развитие толерантности
Воспитательные:
• воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
Оборудование: интерактивная доска, листы формата А3 с напечатанными на них обсуждаемыми понятиями, кисти, краски, непроливайки, осенние листья, плакат с изображением дерева, смайлики.
Ход занятия:
Приветствие
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Два барана»
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами.
Уперся другой ногами…
Как рогами не крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Искупались два барана.
Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, что произошло между баранами? (ответы детей…
Обобщение: возникающие между людьми ссоры, разногласия, недопонимания называются словом конфликт.
На интерактивную доску выводится слово «КОНФЛИКТ».
РАБОТА С ПОНЯТИЕМ.
Ребята, предлагаю вам выполнить упражнение «Снежинки». У каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам;
2. Оторвите правый верхний уголок;
3. Опять сложите лист пополам;
4. Снова оторвите правый верхний уголок;
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
Теперь раскройте свои снежинки. Посмотрите у всех они разные. А почему? Как вы думаете? (нет одинаковых людей, поэтому снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая)
Вот так и в жизни. Люди по - разному реагируют и по - разному ведут себя в различных ситуациях. Но в любой ситуации нужно стараться прийти к решению, которое устроит всех участников конфликта.
Как вы думаете, ребята, чем может закончиться возникший конфликт? (ответы детей)
Мы можем сделать вывод о том, что любой конфликт может иметь две концовки: отрицательную (что это) и положительную (что это). Исход конфликта зависит от того, как поведут себя его участники.
Распределение слов на доске (упражнение со смайликами) : сочувствовать, уступать, промолчать, договориться, понять, улыбнуться, спорить, драться, ссориться, разгневаться, упрямиться, кричать.
Действия, которые определяют исход конфликта – отрицательный или положительный.
Обсуждение с детьми.
Ребята, старинная мудрость говорит: «Прежде чем сказать – посчитай до десяти, Прежде чем обидеть – посчитай до ста, Прежде чем ударить – посчитай до тысячи» (выводится на доску, как вы то понимаете?
Обсуждение с детьми.
Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.
Мы с вами выяснили, каким образом можно разрешить возникший конфликт. Путь его решения с помощью уступок называется КОМПРОМИСС (выводится на доску)
(словарное слово, давайте прочитаем его хором)
Некоторые считают, что предложить помириться первым, значит проявить слабость характера. Но, тот кто не боится идти на компромисс чаще выходят из конфликта. Самый лёгкий и общедоступный способ избежания конфликта – юмор. Можно обойти любой конфликт или ответить с улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют.
Человека, который ни с кем никогда не ссорился встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если же ссора всё-таки состоялась старайтесь достойно выйти из этой ситуации.
Давайте вспомним, какие эмоции вызывает любой конфликт?
Но как всякое общественное явление конфликт имеет свои положительные и отрицательные стороны. Попробуйте сами их определить:
- В конфликте выясняется истина;
- Падает настроение;
- Открываются вещи, которых мы раньше не замечали;
- Возникает желание не находится в данном коллективе;
- Конфликт – признак деятельности коллектива;
- Трудно сосредоточится на учёбе;
- Каждый человек может высказать свое мнение;
- Появляется раздражительность, это может отразиться на здоровье;
- Плохое настроение может привести к новому конфликту.
Разрешение конфликтов дело сложное. Я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни, как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное – чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны?
А ещё я хочу вам предложить, чтобы у вас под рукой были вот такие памятки.
«Правила бесконфликтного общения»
(Дети читают по очереди)
1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
4. Старайся прийти на помощь товарищу: не жди, пока тебя об этом попросят.
5. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношение.
6. В споре будь сдержан и тактичен.
7. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
8. Никогда никого не упрекай. Если всё – таки упрёки прозвучали и ссора произошла скорее помирись.
9. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
10. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Согласны вы с этими правилами? (ответы детей)
А сейчас, как обычно, я предлагаю вам поработать.
«Дерево дружбы».
Работа с осенними листьями.
На ватман с нарисованным деревом, дети методом оттиска добавляют силуэты осенних листьев.
Наше занятие подходит к концу.
Давайте подведё м итоги:
- Так что же такое конфликт?
- Что такое компромисс?
- Какие поступки человека помогают выйти из конфликтной ситуации мирным путём?
Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье. Так давайте же будем стараться не забывать то, о чём мы сегодня говорили и применять наши знания в повседневной жизни и помогать окружающим.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Работа со смайликами.