Любовь Романова
Классный час для учащихся 4-х классов «Просто другие»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час "Просто другие"
(для учащихся 4 класса)
Цель: сформировать у учащихся представление о милосердии
Задачи:
Образовательная:
Сформировать представление об "особом ребенке". Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, проявлять внимание к суждениям товарищей.
Воспитательная:
Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Воспитывать положительное отношение учащихся к людям, нуждающимся в нашей помощи, желание и умение прощать.
Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Оборудование:
• Компьютер, интерактивная доска;
• Презентация к началу урока;
• Видеофрагмент мультфильма «Цветик-семицветик»;
• Видеофильм «Мы просто другие»;
• Коробки с непрозрачными очками-повязками по количеству детей;
• Наборы цветной бумаги по количеству детей;
• Лист белой бумаги и шариковая ручка по количеству детей;
• Влажные салфетки для обработки ручки;
• Карточки на доске: «инвалиды», «люди с ограниченными возможностями»;
• Плоскостная корзина «Проблемы людей с ограниченными возможностями» на доске;
• Плакаты «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам»,
«Условия, в которых живут люди с ограниченными возможностями, - это, в первую очередь, человеческие взаимоотношения, которые гораздо важнее технической стороны вопроса. Готовность помочь и готовность принять помощь» (Лоуренс (Трупер) Джонсон)
• НА ДОСКЕ надписи: Название темы урока «ПРОСТО ДРУГИЕ» перевёрнуто лицевой стороной к доске.
• Словарь настроений: «жалость; беспокойство; безразличие; огорчение; горесть; испуг; уважение; радость».
• Таблица для определения цели урока:
«Узнать: Определить: Научиться:»)
• Плакат с надписью «ПОНЯТЬ»
Ход классного часа
I.ПРОЛОГ
1. ВИДЕОРОЛИК «ПРИТЧА»
КЛ. РУК. - Какие чувства у вас возникли, когда вы просмотрели этот ролик?
Какие эмоции вы обычно испытываете, когда видите людей с ограниченными возможностями?
(ответы детей)
- Да, сегодня наш классный час мы посвятим именно этим людям.
(открывает на доске название темы классного часа: «Просто другие»)
- Тема классного часа не случайна. Вчера, 3 декабря, был день, когда все люди земли проявляют повышенное внимание к проблемам инвалидов, Международный день инвалидов.
(1 слайд презентации «3 декабря- Международный день инвалидов»
International Day of Disabled Persons
Международный день людей с ограниченными возможностями International day of the people with disabilities)
Ребята, прошу вас для начала самостоятельно найти определение слову «инвалид». Где это можно сделать?
- А теперь приглашаю вас обратиться к словарям, где даётся определение:
(ответы детей: «Инвалид- это…»)
1 группа: Скриншот с Википедии «Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечёт за собой признание инвалидности»)
2 группа: В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность" Энциклопедический словарь- Инвалид - (от лат. invalidus - слабый - немощный, 1) лицо, частично илиполностью утратившее трудоспособность. 2) В России старый солдат,неспособный к строевой военной службе из-за увечья и ран; иногда то же,что ветеран. До военных реформ 1860-70-х гг. использовались длягарнизонной и караульной службы.
3 группа: Толковый Словарь Ожегова «Инвалид - Человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-нибудь аномалии, ранения, увечья, болезни»
4 группа: Словарь Даля- «Инвалид - м. с франц. отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за увечьем, ранами, дряхлостью».
(На доске проводятся линии, ведущие в стороны от темы. Переворачиваются надписи)
- Ребята, а вы слышали когда-нибудь, что в Росси принято говорить – инвалид, а в Европе и США- люди с ограниченными возможностями?
-Казалось бы, одно и то же? Да не совсем. Как вы думаете, в чём эта разница?
(ответы детей)
- Разница в отношении общества. Людям обидно слышать о себе «инвалид». Ведь они по сути такие же люди, как мы с вами, только с ограниченными возможностями.
- А теперь мне бы хотелось, чтобы вы сами определили цели сегодняшнего урока. (обращает внимание на таблицу :
«Узнать:
Определить:
Научиться:»)
- Что бы вы могли сегодня на уроке узнать?
(ответы детей)
- Что мы можем определить?
(ответы детей)
- И чему мы сегодня на классном часе можем научиться?
(ответы детей)
- Ребята, вы живёте в мире, где много информации. Мне хотелось бы узнать, что вы знаете о проблемах людей с ограниченными возможностями. Попробуем все вместе собрать корзину проблем
«Проблемы людей с ограниченными возможностями»
- А как вы думаете, что самое главное для людей с ограниченными возможностями? В чём для них наибольшая трудность?
(ответы детей)
2. ЭТЮД
Любую нашу встречу мы начинаем словами «Здравствуйте». И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик".
2. ВИДЕОФРАГМЕНТ из м-ма «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
УЧИТ. -Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей?
(Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).
- К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, инвалидов или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
А могут ли здоровые люди превратиться в людей с ограниченными возможностями?
Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?
(Ответы детей)
(-электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье. Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии в домах, землетрясения, ураганы, наводнения и т. п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий. В результате неправильного лечения, ошибок врачей).
- Какой же вывод из всего сказанного мы можем сделать?
(ВЫВОД детей)
УЧИТ. (завершает)- чтобы такое не повторялось, вы должны бережно относиться к своему здоровью, хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей.
- А вы сами видели когда-нибудь в нашем городе и в других местах людей с ограниченными возможностями?
(Ответы)
- Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их.
Возможно, вы станете внимательнее к таким людям, если сами побываете на их месте. Предлагаю вам попробовать ощутить себя в роли человека с ограниченными возможностями.
Практические упражнения
1. «ЗАДАНИЕ С ОТКЛЮЧЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
(на столах, за которыми сидят группы учеников стоят коробочки с масками-очками из непрозрачной ткани)
1. - Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение.
Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас надеть на глаза вот эти повязки, чтобы почувствовать себя так, как ощущают себя в жизни люди, лишённые зрения. Будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды. А теперь встаньте, пожалуйста, повернитесь вокруг себя 2 раза, Возьмите со стола листок синей бумаги из набора цветной бумаги и сложите самолётик из этого листа. А теперь можете снять повязку.
Откройте глаза. Справились ли вы с заданием? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Трудно ли было выполнять задания?
Учитель: - Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.
Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать,обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
- А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (ответы детей)
Да, у нас в Шуе тоже есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки, швейные изделия).
2. «ЗАДАНИЕ С ОТКЛЮЧЕНИЕМ СЛУХА»
Учитель: - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышатгудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы"аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это -жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.
Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программеих обучают считыватьслова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Вы закроете уши руками. Я тихо произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)
У нас в Шуе есть специальная школа для учеников с ограниченным слухом.
- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходимконтакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке"слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой.
Сложно? А ведь нужножить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников сталидокторами наук.
3. «ЗАДАНИЕ С ОТКЛЮЧЕНИЕМ РУК»
Учитель: - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки иноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего,передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоватьсяпосторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться,завтракать, одеваться?
Практические упражнения
- Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Соедините за спиной руки, и попробуйте написать на листе бумаги своё имя, взяв ручку зубами.
Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.
Учитель: -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют,рисуют, играют на музыкальных инструментах? И зря не верите. Посмотрите на доску, и вы убедитесь, что люди с ограниченными возможностями стараются, преодолевая свои беды, ведут полноценную жизнь.
3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
3. ЭКСПЛИКАЦИЯ
Хочется добавить, что каждый человек с ограниченными возможностями желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам».
А вот спортсмен-колясочник Лоуренс (Трупер) Джонсон, побывавший в России с мастер-классами по баскетболу, обратил внимание на совсем другие вещи: «Условия, в которых живут люди с ограниченными возможностями, - это, в первую очередь, человеческие взаимоотношения, которые гораздо важнее технической стороны вопроса. Готовность помочь и готовность принять помощь».
И вот, наконец, государство приняло решение, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались вместе со всеми другими ребятами. Возможно с 1 сентября 2016 года и в вашем классе появятся такие ребята.
- Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот, по возможности, предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас.
РАБОТА В ГРУППАХ
«ЕСЛИ ЗАВТРА В КЛАССЕ ПОЯВЯТСЯ «ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ»
4. РЕФЛЕКСИЯ
Вспомним о том, с чего мы сегодня начали наш классный час, о цели. Что мы с вами сегодня узнали?
Что же мы с вами в итоге определили?
И чему мы научились?
Учитель: - Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями. Многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить таким людям. А самое главное, что мы должны сделать по отношению к людям с ограниченными возможностями- просто…
(прикрепляет на доске плакат с надписью огромными буквами: «ПОНЯТЬ»)
Кто такие дети-инвалиды? (стихотворение Вадима Галкина)
- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. И мне хотелось бы подарить вам на память об этом классном часе «Конфетки доброты»- сердечки на палочке. Такие конфетки вы можете покупать в магазинах, обратите внимание на надпись на конфетной обёртке: «Покупая эту конфету вы помогаете детям», где 5 рублей от стоимости каждой конфетки перечисляется на операции больным детям. Это будет ваш маленький вклад в доброе дело.
А в завершение нашей встречи я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, посвящённый нашей сегодняшней теме.