Елена Железкина
Кинезиологические сказки как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги!
Сегодня я хочу Вам рассказать, о таком виде театральной деятельности, в котором не обязательны атрибуты и декорации. Нужны только руки (показываем один палец на левой руке) и много воображения, фантазии, жестов и внимания (показываем пять пальцев на правой руке). Хлопок. И мы вместе с Вами (показываем пять пальцев на левой руке) расскажем одну (показываем один палец на праой руке) сказку. Вы конечно догадались, что это нейроупражнение на развитие межполушарных связей «Один, пять».
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения, нейроигры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
И сегодня с огромным удовольствием расскажу Вам о кинезиологичесих сказках. Об этих сказках я впервые узнала, изучая материал по теме самообразования «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей старшего возраста». Мне попалась картотека игр и упражнений, в которой итогом являлись именно кинезиолгические сказки. Итак, что за прелесть эти сказки и как включать их в работу с детьми, я сейчас расскажу подробно.
Кинезиологическая сказка
Предполагает выполнение кинезиологических упражнений в процессе повествования текста, в котором встречаются эти упражнения. Считается эффективным средством, которое ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Уникальность состоит в том, что ребенок, прослушивая сказочное повествование, задействует оба полушария головного мозга.
Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.
Вживаясь в события сказки ребенок, как бы становится ее действующим лицом.
При этом повышается познавательная активность: ребенок стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них.
Как работать с кинезиологичесой сказкой :
В первую очередь необходимо подобрать упражнения, на основе которых будут реализовываться тексты самих сказок.
Подбор упражнений, согласно возрастным особенностям детей группы.
Как мы это делаем? Например: во время занятий проводятся пальчиковые игры, физкультминутки, во время которых дети с удовольствием выполнят эти упражнения. На прогулке так же можно разучить некоторые элементы. Привести примеры: Математика «Один, пять»; Ознакомление с окружающим миром «Лягушка хочет в пруд», занятия по физической культуре «Ухо, нос», прогулка: «Птица, дерево, солнце»
Все указания даются чётко, спокойно.
Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Упражнения педагог выполняет вместе с детьми.
Только после того как дети выполнят все упражнения чётко и слаженно вводим усложнение, ХЛОПОК.
Постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей).
Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками.
Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «кулак-ребро-ладонь», то можно повторить 3 раза.
При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. Например: «Лягушка». А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняем только движения, которые нужны по сюжету.
«В гости к бабушке».
В гости бабушка звала
Внуков поджидала (ладони на щеках, качаем головой)
По дорожке пять внучат
В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики - брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики- брик (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)
Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь»)
Показался дом вдали, («крыша»)
Мы к нему так долго шли (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Бабушка нам очень рада
Для неё внучки - награда (хлопаем в ладоши).
Мы немножко погостим (руки «здороваются»)
И обратно побежим (пальцы «бегут» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики - брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики - брик (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу).
Вот такая небольшая сказка-потешка, с которой можно начать работу с детьми.
Если Вы начали работу с детьми с сентября, октября, то первую сказку покажем только в январе. Кинезиологичская сказка, является неким продуктом выполнения нейропсихологических упражнений.
Ну, а теперь приготовили свои ручки и повторяйте за мной.
Мы покажем сказку «Два котёнка»
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко» : поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!», он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко» : из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).
И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка»).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки» :правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр. «Лезгинка» : левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка» : смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки» : правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома (упр. «Домик» : руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба»).
Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Такие сказки развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.