Елена Железкина
Кинезиологические сказки как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги!
Сегодня я хочу Вам рассказать, о таком виде театральной деятельности, в котором не обязательны атрибуты и декорации. Нужны только руки (показываем один палец на левой руке) и много воображения, фантазии, жестов и внимания (показываем пять пальцев на правой руке). Хлопок. И мы вместе с Вами (показываем пять пальцев на левой руке) расскажем одну (показываем один палец на праой руке) сказку. Вы конечно догадались, что это нейроупражнение на развитие межполушарных связей «Один, пять».
Публикация «Кинезиологические сказки как средство развития речи детей» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
И сегодня с огромным удовольствием расскажу Вам о кинезиологичесих сказках. Об этих сказках я впервые узнала, изучая материал по теме самообразования «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей старшего возраста». Мне попалась картотека игр и упражнений, в которой итогом являлись именно кинезиолгические сказки. Итак, что за прелесть эти сказки и как включать их в работу с детьми, я сейчас расскажу подробно.
Кинезиологическая сказка
Предполагает выполнение кинезиологических упражнений в процессе повествования текста, в котором встречаются эти упражнения. Считается эффективным средством, которое ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Уникальность состоит в том, что ребенок, прослушивая сказочное повествование, задействует оба полушария головного мозга.
Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.
Вживаясь в события сказки ребенок, как бы становится ее действующим лицом.
При этом повышается познавательная активность: ребенок стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них.
Как работать с кинезиологичесой сказкой :
В первую очередь необходимо подобрать упражнения, на основе которых будут реализовываться тексты самих сказок.
Подбор упражнений, согласно возрастным особенностям детей группы.
Как мы это делаем? Например: во время занятий проводятся пальчиковые игры, физкультминутки, во время которых дети с удовольствием выполнят эти упражнения. На прогулке так же можно разучить некоторые элементы. Привести примеры: Математика «Один, пять»; Ознакомление с окружающим миром «Лягушка хочет в пруд», занятия по физической культуре «Ухо, нос», прогулка: «Птица, дерево, солнце»
Все указания даются чётко, спокойно.
Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Упражнения педагог выполняет вместе с детьми.
Только после того как дети выполнят все упражнения чётко и слаженно вводим усложнение, ХЛОПОК.
Постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей).
Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками.
Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «кулак-ребро-ладонь», то можно повторить 3 раза.
При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. Например: «Лягушка». А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняем только движения, которые нужны по сюжету.
«В гости к бабушке».
В гости бабушка звала
Внуков поджидала (ладони на щеках, качаем головой)
По дорожке пять внучат
В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики - брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики- брик (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-разжимаем)
Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь»)
Показался дом вдали, («крыша»)
Мы к нему так долго шли (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Бабушка нам очень рада
Для неё внучки - награда (хлопаем в ладоши).
Мы немножко погостим (руки «здороваются»)
И обратно побежим (пальцы «бегут» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики - брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики - брик (кулачки стучат поочередно по коленям или по столу).
Вот такая небольшая сказка-потешка, с которой можно начать работу с детьми.
Если Вы начали работу с детьми с сентября, октября, то первую сказку покажем только в январе. Кинезиологичская сказка, является неким продуктом выполнения нейропсихологических упражнений.
Ну, а теперь приготовили свои ручки и повторяйте за мной.
Мы покажем сказку «Два котёнка»
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко» : поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!», он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко» : из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).
И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка»).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки» :правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр. «Лезгинка» : левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка» : смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки» : правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома (упр. «Домик» : руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба»).
Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Такие сказки развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.