Мария Яремчук
Кинезеологические упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ как средство развития речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Подготовила: учитель-логопед
Яремчук М. П
Ханты – Мансийск
2020г.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Темочки:
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”, произносимыми вслух или про себя.
Упражнения для самомассажа
Самомассаж подушечек пальцев.
Большой палец становиться на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её (рис. 2). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, Бегемотов, соболей, Голубей и глухарей,
И клестов, иснегирей; Любят горного козла, Обезьянку и осла, Дикобраза и ежа, Черепаху и ужа.
Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог осуществляется азминание фаланги одного пальца (на каждую строку — разминание одного пальца). Направление движений — от ногтевой фаланги к основанию пальца после 4-й строчки — смена рук.
Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали. Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг — огород.
Массаж (самомассаж) «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы раз-едены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец
Поднял ушки бурундук. (мизинец)
Он в лесу услышалзвук:(безымянный)
- Это что за громкий стук, (средний)
Тук да тук, тук да тук (указательный)- А пойдём, - сказал барсук, (большой)
Сам увидишь этот трюк:(большой)
Это дятел сел на сук, (указательный)
И без крыльев, и без рук (средний)
Ищет он, где спрятан жук, (безымянный)
Вот и слышен перестук (мизинец)
Упражнение «Китайские шары». Ребёнку даётся по паре каучуковых мячиков (или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки -смена рук.
Вы ведали циркача?
Мяч идёт вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
Упражнение с эспандерами. Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальцы посильнее,
А головушка — умнее!
Соединение одноимённых пальцев. На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноимённых пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».
(мизинцы)
(безымянные)
(средние)
(указательные)
(большие)
(пальцы сжаты в кулак,
а большие — подняты вверх)
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины. Но купили мы арбуз – Это самый лучший груз!
Упражнение «Пальчики кивают». Руки на уровне груди, пальцы подняты вверх, ладони обращены друг к другу- На каждую строку осуществляется «кивание» одного пальца по 2—4 раза
(безымяннй)
(мизинец)
(мизинец)
(безымяннй)
(средний)
(указательный)
(большой)
Вот и встретилась семья. (большой)
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер пять,
Безымянный — может ниже,
Средний — силой не обижен,
Этот — знает всё на свете,
А вот этот любят дети!
Упражнение «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки: от большого до мизинца. Затем — смена рук. На каждую строку осуществляется надевание «колечка» на один палец.
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали, Холода пережидали. — Что, пернатые, клевали? Гнёзда где свои свивали? Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили? Сколько вы в конце концов В гнёздах вывели птенцов?
Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиxa поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться -скажу тебе «кыш!».
Упражнение «Тесто».
Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё помесить попросили.
Но сколько ни месим и сколько нимнём,
Комочки опять и опять достаём.
Упражнение «Пальцеходы».
Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательный и средний пальцы ребёнка «ходят» -«летают» по сотам на ударные слоги:
Пальцы, как пчёлы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли мёда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?
Упражнение «Узловка».
Верёвки с узлами подвешиваем в вертикальном положении - это «лианы». Ребёнок пальцами рук подтягивается за узлы, а ладонями сжимает верёвку (как при лазанье по канату).
Там, где с деревьев свисают лианы,
Разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы
Есть и гориллы, и орангутанги.