Новикова Ольга Ивановна
Кейс-технология в обучении дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Колосок»
Обобщение опыта работы
Тема: «Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения посредством «кейс» технологии».
Составила воспитатель:
Новикова Ольга Ивановна
2020г.
1. Актуальность опыта
Публикация «Кейс-технология в обучении дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей. Особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
В современном мире в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети.
Увеличение интенсивности дорожного движения и огромное количество жертв на дорогах вызывает всё большую тревогу. Растёт понимание того, что человеку следует учиться ответственно вести себя там, где существует риск и опасность, то есть на дороге и улице. Безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения им правил поведения на улице.
Вопрос о безопасности детей на дороге остаётся жизненно важным, и поэтому необходимо в дошкольном возрасте формировать культуру поведения на проезжей части дороги и тротуаре.
Актуальность опыта подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом. В соответствии с ФГОС ДО задачи работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей должны решаться интегративно в ходе освоения всех образовательных областей (линий развития) наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Важным стал поиск новых интересных форм и технологий работы с детьми. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие практических приемов и средств, творческий подход педагогов, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
Таким образом, необходимость создания эффективных условий для формирования осознанных устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах привела к мысли о целесообразности реализации кейс – технологии.
1 Тема проекта Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения посредством «кейс технологии»
Срок реализации Долгосрочный с декабря 2017года- по сентябрь 2020
2 цель Обеспечение положительной динамики формирования навыков дорожной грамотности посредством кейс – технологии.
3 задачи 1. Создать необходимые условия, способствующие развитию дорожной грамотности детей дошкольного возраста.
2. Развивать коммуникативные способности детей, навыки выбора тактики и стиля поведения в зависимости от ситуации;
3. Формировать умение предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия
4. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге среди родителей.
4 этапы 1. этап (декабрь2017-февраль2018г.) Подготовительный:
• обнаружение проблемы;
• изучение методической литературы;
• подбор диагностического материала;
• выявление уровня сформированности знаний по основам безопасности дорожного движения.
2. этап Основной: (февраль 2018- май 2020г.)
• разработка календарно-тематического планирования по формированию дорожной грамотности у дошкольников;
• подборка практического материала по кейс-технологии;
• методический материал для педагогов и родителей.
3. этап Заключительный (июнь 2020-сентябрь 2020г.)
• обработка результатов и анализ уровня сформированности дорожной грамотности у дошкольников,
5 участники проекта Воспитанники и родители, педагоги ДОУ.
6 ожидаемые результаты У детей сформируются навыки дорожной грамотности они будут иметь представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару, о действиях в непосредственной близости от опасных участков дороги);
уметь классифицировать дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные;
знать разные виды транспорта, уметь их классифицировать;
сформированы знания о культуре поведения в транспорте;
смогут применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.
Формы работы над проектом
Работа с воспитанниками Работа с педагогами Работа с родителями
1. Просмотр и обсуждение мультфильмов.
2. Рисование по мультфильму
3. Целевая прогулка 4. Отгадывание загадок по ПДД.
5. Сюжетно-ролевые игры
6. Беседы
7. Просмотр презентаций
8. Чтение «Автодорожных стихов»
9. Дидактические игры
10. Работа с кейсами
11. Рассматривание плакатов 12. Раскрашивание иллюстраций
13. Рисование по теме ПДД.
14. Чтение художественной литературы по теме.
15. Изготовление книжки-самоделки.
16. Встреча с сотрудником ГИБДД
17. Викторина.
18. Развлечение по ПДД «В гостях у светофорчика»
1. Консультации
2. Мастер-класс
3. Семинар-практикум
1. Памятка для родителей.
2. Совместная деятельность детей и родителей. Рисование по теме ПДД.
3. Родительское собрание
4. Конкурс фотографий.
5. Родительский патруль
6. Проект «Красный, жёлтый, зеллёный»
7. Выставка рисунков
8. Создание альбома «Такой разный транспорт»
9. Консультации
10. Анкетирование
3. Развивающая предметно-пространственная среда
Выбор материалов, оборудования, методических приемов при проектировании воспитательно-образовательного процесса происходил в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников.
Работая с дошкольниками по формированию навыков дорожной грамотности, накоплен обширный наглядный материал для использования в непосредственно-образовательной деятельности, в развлечениях, при инсценировке сказок.
В практике с детьми использовалось созданное образовательное пространство центр «Дорожная грамота» : модели, макеты, наборы, атрибуты по формированию правил дородного движения, представлены разработки по организации сюжетно-ролевых игр «Правила дорожного движения», «Улицы нашего поселка», подборка иллюстраций, сюжетных картинок, отражающих дорожные ситуации, аудио и видео материалы.
Сформирован тематический кейс по «ПДД», разработанный по возрастам: фото – кейс, кейс – игры, серия опорных и предметных картинок демонстрирующих источники опасности, кейсы - наоборот, кейсы – варианты событий.
Фото-кейс «Безопасная дорога» содержит фотографии, соответствующие реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация, текст к фотографиям, характеризующий данную проблемную ситуацию и правильно поставленный вопрос, мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Кейс-игра «Школа пешехода», которая поможет дошкольникам в увлекательной форме закрепить правила дорожного движения, знания цветов светофора, видов транспорта: «Светофор», «Едет, летает, плавает.», «Транспорт».
Кейсы на основе мультфильмов и литературных произведений «Дорожная азбука» включают в себя аудио, видео и литературные произведения о правилах дорожного движения. Детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (в нашем случае – для опасности жизни здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы. А. Усачев «Футбольный мяч», В. Запольский «Переход», С. Михалков «Велосипедист», Г. Титов «Опасный футбол», С. Михалков «Скверная история», Я. Пишумов «Просто это знак такой». В обучающем фильме «Дорожные приключения» содержатся развлекательные и фантазийные моменты (разбитая машина после аварии рассказывает, причину несчастного случая). Поучительные мультфильмы «Смешарики» «Правила дорожного движения».
Кейс - вариации и догадки «Почемучка» включают в себя:
серию опорных картинок, в которой ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш);
-фотографии с разными вариантами одного события и предметных картинок демонстрирующих источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь, сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом;
-картинки-ребусы.
Группа оснащена техническими средствами: телевизором, музыкальным центром. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы : «Уроки тетушки Совы», сказки: «Петя в стране светофора», которые помогают детям закреплять правила дорожного движения; слушать стихи, песни.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяло организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняла образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, была ориентирована на развитие самостоятельности и самодея-тельности ребенка.
4. Результативность опыта
Критерием результативности опыта является повышение показателя уровня сформированности дорожной грамотности у дошкольников посредством кейс - технологии.
Был разработан опросник (Приложение1) для проверки знаний и умений детей по правилам дорожного движения на его основе составлен перспективный план работы. (Приложение 2)
Приложение 1
Опросник для проверки знаний детей по правилам дорожного движения.
Опрос проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
Ответил самостоятельно – 3 балла; (В. У)
Ответил с помощью – 2 балла; (Ср. У)
Не ответил – 1 балл. (Н. У.)
Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.
2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).
3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).
4. Правила перехода дороги (посмотреть налево, право и т. д.)
5. Опасные места на улицах и дорогах.
6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.
7. Виды и назначение транспорта.
8. Опасные и безопасные действия.
9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения :
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях, границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный, домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
Задачи опроса:
• 1. Получить объективную картину уровня усвоения знаний, умений и воспитанности детей для адекватной оценки их деятельности;
• 2. Выявить слабые места в методической и воспитательной работе по обучению детей навыкам безопасного поведения на дорогах.
Основная задача опроса: определение того, насколько ребенок подготовлен к выполнению своих социальных ролей в процессе общения с улицей.
Оценочная таблица:
Уровень Количество баллов
Высокий 91-111 баллов
Средний 74-90 баллов
Низкий 37-73 балла
Вопросы для проверки знаний ПДД
№ п/п Вопрос Ответ
1 Что такое дорога? Дорог а - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы
2 Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (пешеходы, он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном.
3 Как нужно ходить по тротуару? Идя по тротуару нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина.
4 Кого называют пешеходом? Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.
5 Почему нельзя ходить по проезжей части? По проезжей части нельзя ходить потому, чт о там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вин е может произойти авария или погибнуть люди.
6 Где можно переходить улицу? Улиц у можно переходить в специальных местах - пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет, нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и только тогда переходить улицу.
7 Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения машин и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам, когда переходить улицу пешеходам.
8 Какие бывают светофоры? Светофоры бывают 2 видов: для машин и для пешеходов.
9 Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного света - приготовьтесь - скоро можно буде т продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.
10 Какие сигналы подает светофор для пешеходов? Светофор для пешеходов подает два сигнала : красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека н а светофоре движется.
11 Кто управляет машиной? Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками, пешеходами.
12 Что такое улица? Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный, домами и учреждениями, школами и детскими садами.
13 Что такое дорога? Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.
14 Что такое проезжая часть? Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Он а бывает с односторонним (когда машин ы движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движение м (когда машины движутся в противоположных направлениях, границы которых обозначены разделительными полосами.
15 Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от не е газонами.
16 Что такое пешеходный переход? Пешеходный переход - участник проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.
17 Что такое перекресток? Перекресток - место пересечения двух дорог, регулируемое светофором.
18 Что такое остановка? Остановка- место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров.
19 Что такое железнодорожный переезд? Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями.
20 Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
21 Какие бывают пешеходные переходы? Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра, подземные, надземные.
22 Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? Можно играть на детской площадке, во дворе.
23 Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень внимательным, потому, что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.
24 Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей част и, ребенок создает аварийную ситуацию, которая может закончиться ДТП, травмой или смертью.
25 Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.
26 Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину.
27 Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на велосипеде по проезжей част и разрешается детям после 14 лет Маленькие должны ездить на велосипедах н а детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь, нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.
28 Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.
29 Почему нельзя кататься с горки около проезжей части, даже если машин нет? Спускаясь с горки трудно затормозить и остановить санки, а машина может появиться в любую минуту. Водитель не рассчитывает, что на дороге появится препятствие, может не заметить и сбить санки, что приведет к серьезны м травмам или гибели ребенка.
30 Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах? Проезжая часть не предназначена для езды на роликах, ребенка может сбить машина. Кататься на роликах даже около проезжей части очень опасно, может задеть машина. Кататься можно во дворе и в специально отведенных местах.
31 Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
Почему оно безопасное? Во дворе, в специально отведенном месте.
Она находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.
Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте
32 Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
33 Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.
34 Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным? Около автобусной остановки очень интенсивно е движение и пассажир может попасть под машину.
35 Как пассажир должен вест и себя в транспорте? Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.
36 Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить в урну.
В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.
37 Что еще нельзя делать в автобусе? В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их остановку.
В результате опроса по формированию навыков дорожной грамоты посредством кейс - технологии наблюдается тенденция роста процентного показателя (диаграмма №1,2,3).
Показатели уровня знаний дошкольников
по безопасности дорожного движения
2017-2018 гг. средняя группа (диаграмма №1)
2018-2019 гг. старшая группа (диаграмма №2)
2019-2020 гг. подготовительная к школе группа (диаграмма №3)
Положительная динамика результатов диагностики позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии кейс – технологии на формирование основ дорожной грамотности у дошкольников.
Результатом работы явились следующие достижения:
имеют представления об алгоритме поведения на проезжей части дороги (последовательности действий при переходе проезжей части улицы, правилах поведения при поездке на велосипеде по тротуару, действий в непосредственной близости от опасных участков дороги);
умеют классифицировать дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные;
знают разные виды транспорта, уметь их классифицировать;
сформированы знания о культуре поведения в транспорте;
могут применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.
Таким образом, созданные педагогические условия позволяют сформировать у дошкольников устойчивые умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственность в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики формирования навыков дорожной грамотности, достигнутая за счет кейс-технологии, оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности:
• продолжение работы по формированию навыков дорожной грамотности посредством кейс-технологии;
• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды с целью достижения более высокого уровня навыков сформированности безопасного поведения на дороге у дошкольников, умение ими анализировать и оценивать дорожные ситуации.
Используемая литература
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008г. ,144с.
2. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице». Спб., «Детство-Пресс», 2009.-96
3. Горская А. В., Правила – наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города: Учебно-наглядное пособие - СПб: «Детство – Пресс», 2008 г. - 178с.
4. Дьяконова Л. Ф., Граматкина И. Е., Кейс - технологии как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Тольятти, 2017.
5. Земскова, А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе. Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
6. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование
культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС //
Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 384-386.
7. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод : общие понятия. Маркетинг – 1999. – №1. – C. 12-13.
8. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
9. Прозументова Г. Н., Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. Томск – 2003. – C. 56.
10. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. — М. : Просвещение, 1980.
11. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. - Режим доступа:
https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
12. Хмелевская Н. Кейс-технологии в дошкольном образовании. Маам,
режим доступа https://www.maam.ru/detskijsad/-metod-keis-tehnologiv-doshkolnom-obrazovani.html