Елена Василькова
Кейс «Как быстро успокоить ребенка-дошкольника плачущего, раздраженного или капризничающего»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Описание ситуации:
У детей младшей группы тихий час. Все спят, и вдруг девочка Маша начинает плакать во сне, сначала тихо, потом все громче и громче. Проснувшись, начинает громко кричать, что все вокруг плохие, начинает кидать подушку, одеяло в воспитателей, требует, чтобы ее оставили одну, никого к себе не подпускает. Глаза широко открыты, и такое ощущение, что она никого не слышит. Зовет маму.
Маша давно и с удовольствием ходит в сад, у нее здесь есть постоянные друзья. Обычно некапризная, дружелюбная девочка. Воспитывается в полной семье. На сон ложилась в хорошем настроении.
2. Задание:
Публикация «Кейс „Как быстро успокоить ребенка-дошкольника плачущего, раздраженного или капризничающего“» размещена в разделах
- Определите Вашу реакцию и педагогические действия (предложить несколько вариантов решения ситуации).
- Что на Ваш взгляд могло стать причиной такого поведения девочки?
Решение 1. В групповой комнате негромко включить незнакомую музыку, для того чтобы ребенок отвлекся и согласился выйти из спальни, «чтобы посмотреть, что это там за звук». И потом уже (с разрешения ребенка) взять за ручку, обнять и т. д.
Решение 2. Находясь на расстоянии, разрешенном ребенком, спросить у него «Тебе что-то приснилось? Расскажи мне». Проявлять интерес к ее словам, постепенно сближаясь с девочкой. Если ребенок ничего не помнит – не уговаривать его сделать это. Предложить выйти из кроватки и вместе поиграть.
Решение 3. Предложить ребенку вместе сходить за телефоном и позвонить маме (Сначала воспитатель коротко рассказывает маме, что ребенку приснилось что-то плохое, и ей просто надо услышать спокойный голос мамы).
Решение 4. Подойти к девочке и попытаться ее успокоить еще до того момента, когда она проснулась (сквозь сон). Или, если не получается, разбудить ребенка в начале неприятного сна.
Комментарий: причин возникновения данной ситуации может быть несколько:
- эмоциональное переутомление ребенка в первой половине дня;
- приснился страшный сон;
- в силу возраста, ребенок очень сильно соскучился по маме;
- девочка плохо себя чувствует, у нее что-то болит;
- возникновение нарушений неврологического характера.
В любом случае не следует пытаться насильно вывести из спальни ребенка, обнять против его воли и т. д., чтобы не вызвать еще больший протест. Не надо «угадывать», что могло присниться ребенку («тебе приснился страшный дракон, который тебя хочет съесть?» и т. п., т. к. в момент перехода от сна к действительности дети не всегда в состоянии вспомнить, что их так напугало, а подобные слова взрослого будут восприниматься не как вопрос, а как утверждение.
В подобные моменты необходимо сменить обстановку (вывести из спальни, предложить построить шалаш на кровати, отвлечь ее чем-то (незнакомая музыка, новая игрушка). Иногда бывает, что ребенок открыл глаза, разговаривает, но на самом деле он еще спит (форма лунатизма, и поэтому нельзя оставлять его в той же обстановке, т. к. это будет восприниматься подсознанием, как продолжение сна.
Для выявления поведенческих особенностей ребенка можно позже организовать проективную игру. Нельзя исключать консультацию врача-невролога (для исключения неврологической составляющей, особенно если подобное поведение будет повторяться.
Воспитателю при любых обстоятельствах необходимо оставаться спокойным и обязательно рассказать о случившемся родителям