Гвоздовская Марина Валериевна
Опыт работы по развитию речи с помощью сказок
▼ Скачать
Чтение книг - тропинка,
по которой умелый, умный,
думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих низкий уровень речевого развития, которое обусловлено серьезными причинами. Во-первых, в нашу повседневную жизнь прочно вошёл наряду с телевизором и компьютер. Это привело к тому, что дети стали мало общаться, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Кроме того, потребность в речевом общении удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна и малословна. У многих детей наблюдается задержка речевого развития, нарушение речи, звукопроизношения, недостаточное развитие устной речи и малый словарный запас. У старших дошкольников имеет место быть неумение выстраивать высказывания в логической последовательности, отсутствует культура общения. В основе возникновения данных нарушений стоят следующие причины: слабое здоровье; замена общения со сверстниками и взрослыми телевидением и компьютерами; речевые особенности взрослых в окружении ребенка. Отсутствие активного участия родителей в речевом развитии детей. Все это показывает, что увеличивающиеся нарушения развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут дети. Родители все меньше времени уделяют своим детям, не понимая, как важно непосредственное участие взрослого в практической деятельности маленького человека. Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг. Социальные проблемы общества подчас не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.
Публикация «Опыт работы по развитию речи с помощью сказок» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребёнка к чтению? Как научить «добывать» самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Так много сейчас образовательных программ, сайтов…
Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Слушая и воспринимая сказки, дети познают народную мудрость, что такое добро и зло, что правильно, а что неправильно, учатся сопереживать, общаться. «Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом». (В. А. Сухомлинский). Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить.
Также сказка является одним из способов объединения взрослого и ребенка, способ понять, сблизится друг с другом. Но, надо признать, что в наше время, взрослые редко читают, рассказывают сказки детям, рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном. Еще реже сочиняют собственные сказки, изменяют сюжет, концовку сказки.
Таким образом, все выше сказанное побудило меня возродить интерес детей и родителей к сказкам.
Определившись с темой работы, мною была поставлена цель:
развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Для достижения поставленной цели я сформулировала задачи:
развивать у детей интерес к сказкам;
продолжить развивать связную (монологическую и диалогическую) речь;
обогащать активный словарь детей;
воспитывать личностные качества детей: раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д.
Необходимо правильно подбирать сказки, тогда они будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать сказки о животных, о их взаимодействии с людьми. В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми, и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок. И лучше всего для этого подходят русские народные сказки!
Рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садах, школах. Они быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, у них практически не бывает комплексов. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.
Очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. И благодаря этим навыкам у ребёнка начинает формироваться яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общению с книгой.
Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
К шести годам ребенок, как правило, усваивает большинство языковых правил. Приходит время творчества не столько словесного, сколько смыслового: дети придумывают не слова или выражения, а рассказы, истории и сказки. Использование склонности старших дошкольников к придумыванию различных сказок и историй составляет ресурс не только для развития речевой деятельности детей, но и имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка, но и естественным образом знакомится с грамматическими основами. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
В старшем возрасте сказка помогает восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предлагаем старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселить Карася, Окуня, Щуку, Сома; а в грибной, или овощной - иных жителей.
Для формирования знаний детей, используем дидактические игры на материале знакомых сказок – это «Отгадай мою сказку», «Один начинает - другой продолжает», «Из какой я сказки?», «Знаешь ли ты моих друзей?», «Расскажи по картинке», «Кто за кем пришел», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Отгадай загадку», «Собери героев одной сказки» и т. д.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Беседы по развитию речи играют очень важную роль, так как в процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свои рассуждении о прочитанном.
Инсценирование сказки относится к завершающему этапу работы над сказками в детском саду. Спектакли по сказкам готовятся достаточно долго и проигрываются не один раз, для наших родителей и детей младших групп. При этом маленькие актёры по своему желанию могут выбрать ту роль, в которой им комфортно. Мы заметили, что дети становятся дружными, раскрепощёнными, уверенными в себе. В постановках решается важная проблема: детям предстоит идти в школу. Опыт публичных выступлений поможет им уверенно чувствовать себя при ответах у доски, они будут легко вступать в контакт со сверстниками. До постановки спектакля воспитанники группы выходят к детям младшей группы, для которой будет показан спектакль. Они играют с ними в народные игры, инсценируют небольшие сказки. Маленькие зрители и актёры учатся общению. Дети приобретают опыт наставничества, ответственности и желание проявлять заботу о малышах.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. В процессе приобретения умений узнавать и пересказывать сказки, называть героев и озвучивать их, у детей повышается речевая активность. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.
В настоящее время в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов очень важна преемственность в воспитании ребенка между педагогами и их родителями. Поэтому вся вышеперечисленная работа с детьми проводится совместно. Взаимодействие детского сада и семьи является получением наилучших результатов в достижении любых целей. Тем более каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, внятно, красиво. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она помогает взрослым доступным языком научить детей жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и нам педагогам необходимо вспомнить главный язык детства - мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дошкольники очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
Таким образом, правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения - все это позволит дошкольнику найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым.
Литература
1. Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА 2016 г.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2006 г.
3. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Харьков «ФОЛИО» 1997 г.
4. Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работа по сказкам» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2013 г.