Макарова Ольга Сергеевна
Тренинг этнической толерантности «Кавказ — наш общий дом. Наши соседние республики»
▼ Скачать + Заказать документы
Кавказ-наш общий дом. Наши соседние республики. Тренинг этнической толерантности.
Цели: знакомство с соседними республиками Ставропольского края; их культурными традициями и обычаями
Формирование этнической толерантности как позитивного отношения к своей и иным этническим культурам;
Задачи:
1. Развитие этнокультурной компитентности;
2. Развитие навыков межкультурного взаимодействия.
3. Ознакомить несовершеннолетних с понятием "толерантность";
Публикация «Тренинг этнической толерантности „Кавказ — наш общий дом, Наши соседние республики“» размещена в разделах
4. Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности
Оборудование: Высказывание о республиках Кавказа; плакат, мультимидийное оборудование, экран, бумага и карандаши, мяч из ваты.
Ход мероприятия
Знакомство
Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе. Как вас зовут.
1. Упражнение "Снежный ком"
Участники группы сидят в кругу.
Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы
2. Ребята, а кто знает что такаое толерантность?
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным, а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.
3. Как называется наш край? Назовите соседние республики (Дагестан, Чеченския Республика, Республика Северная Осетия, карачаево- Черкесия, Краснодарский край, Калмыкия)
- Какими богатствами обладают республики (Природа,полезные ископаемые,земельные ресурсы, минеральные воды и,конечно люди, живущие на территории республик) Рассказ с презентацией о культурах соседних республик.
4. Показ презентации с рассказом о Республиках северного Кавказа
5. Обращаем внимание на работу ребят. Плакат выполненный в технике «Коллажа» «Наши соседние республики» Каждая республика несет свою культуру и традиции, люди имеют определенное вероисповедание. Так жители Северной Осетии в основном православные, а Кабардино-Балкарии, Дагестана и Карочаево-Черкессии- мусульмане, но это не мешает жить в мире и согласии.
6. Игра «Кавказское блюдо» ребятам предлагается из карточек со словами выбрать те, которые подходят для приготовления того или иного блюда (шашлык, долма, щербет, аришта-халва)
7. Упражнение "Комплименты"
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
8. Упражнение "Что такое "толерантность"
Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.
Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения "лицом" к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:
В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:
• Понятие "толерантность" имеет множество сторон.
• Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.
Рефлексия занятия
• Некоторые из вас впервые познакомились с понятием "толерантность". Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
• Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему? (Мы живем среди других национальностей, наш край очень разнообразен по своему национальному составу)
Определения толерантности :
1. Сотрудничество дух партнерства.
2. Готовность мирится с чужим мнением.
3. Уважение человеческого достоинства.
4. Уважение прав других.
5. Принитие другого таким, какой он есть.
6. Способность поставить себя на место другого.
7. Уважение права быть иным.
8. Признание многообразия.
9. Признание равенства других.
10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.