Зоя Анатольевна Коноводова
Тренинг для педагогов «Оценка собственной толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов «Оценка собственной толерантности»
Структура модуля:
- Выработка критериев толерантности.
- Собственная оценка толерантности.
-Спроектировать продвижение идей толерантности в профессиональной деятельности.
1. Упражнение "Характеристики толерантного и интолерантного человека ".
Публикация «Тренинг для педагогов „Оценка собственной толерантности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель: Выработать характеристики толерантного и интолерантного человека.
Этапы игры : Разделите лист на две колонки. В каждой из них составьте список качеств, которые на Ваш взгляд, характеризуют толерантного или интолерантного человека.
Отметьте те качества, которые на Ваш взгляд, присутствуют в Вас лично.
2. Упражнение "Ранжирование ценностей".
Цель: осознание собственных ценностей толерантности.
Время проведения : 60 минут.
Этапы игры : Наши ценности тесно связаны с нашим самосознанием и самоуважением. Поэтому мы очень болезненно переживаем, если сами предаем важные для нас ценности, а также ощущаем себя несвободно, когда наши ценности игнорируют другие. Совершенно естественно, что различия в ценностных предпочтениях разных социальных групп легко приводят к конфликтам. Поэтому мы должны уметь говорить на важные для нас, ценностные темы и учиться находить общий язык с совершенно разными людьми, в том числе и с теми, которые отличаются от нас по мировоззрению.
В этом упражнении игроки, поделенные на четверни, должны расставить и степени значимости восемнадцать ценностей, предложенных профессором Милтон Рокич. В процессе выполнения упражнения возникает оживленное общение между участниками, поскольку каждый высказывает свою точку зрения и отстаивает ее. Для каждой четверки Вам потребуется одна копия Приложения к этому упражнению.
1. Участники разбиваются на группы из четырех человек. Чтобы группы оказались подобранными по случайному принципу, попросите игроков рассчитаться на первый-четвертый. Те участники, у которых совпал номер, объединяются в одну группу.
2. Кратко расскажите о значении ценностей в жизни человека - как в личной, так и в профессиональной. Многие предприниматели обладают собственными точками зрения на те или иные вопросы и подбирают сотрудников (часто неосознанно) со схожей ценностной ориентацией. Жизненные установки отдельных членов команды имеют большое значение для общей работы. По основным вопросам должно быть достигнуто согласие, иначе опасность конфликтов увеличивается.
3. Раздайте вопросники (по одному на подгруппу). У каждой команды есть задание расположить восемнадцать предложенных ценностей в порядке убывания их значимости - но значимости не для отдельного человека, а для всей команды. Таким образом, участники будут вынуждены искать компромиссное решение в каждом случае. Какие ценности были особенно важными и допускали единственную трактовку? При обсуждении каких ценностей допускались приемлемые для всех различия? На работу командам отводится 30 минут.
4. Команду собираются вместе и представляют результаты своей работы. Обсуждение игры:
Что в данное время является основной ценностью в моей жизни?
Насколько успешным был процесс принятия единого решения?
Какие ценности были признаны всеми членами команды? Какие из них важны для командной работы?
Почему изменяются ценности?
Как различаются ценностные установки представителей разных народов?
3. Упражнение "Живые картинки".
Цель: Осознание собственных переживаний по поводу толерантности.
Время проведения: 30 минут.
Этапы игры:
1. Группа делится на команды по четыре-пять человек. Каждая команда садится в укромное место, где ей не будут мешать остальные.
2. Каждый участник выбирает какую-нибудь ситуацию из своей жизни, в которой он чувствовал себя эмоционально неуверенно и тяжело. Это может быть ситуация, связанная со стрессом, с чувством конкурентности можно привлекать и других игроков. Сначала участник описывает ситуацию, рассказывает о том, как он себя при этом чувствовал, как реагировал и действовал, о том, как хотел бы отреагировать. Эта информация поможет остальным игрокам, занятым в роли актеров, хорошо сыграть эту сцену. "Режиссер" выбирает человека, который будет играть его самого, и тех, кто будет играть остальные роли. Он ставит всех в скульптурную композицию, стремясь как можно более ярко выразить суть переживаний. "Режиссер" объясняет "актерам", какое выражение лица и позу должен принять каждый, чтобы выразительнее представить ситуацию., ревности, гнева, бессилия, грусти и т. д. Эту ситуацию надо будет разыграть, представив в виде "живой картины".
3. Затем все по очереди представляют свои "живые картины". Для этого "Актеры" не должны играть роли; нужно представлять все действие как живую статичную картину.
4. Когда, по мнению "режиссера", картина готова, он благодарит всех "актеров". Теперь в роли "режиссера" будет выступать другой участник. Играйте до тех пор, пока каждый член группы не покажет свою картину. В заключение подведите итоги и предоставьте членам группы возможность свободно обменяться впечатлениями от происходящего.
4. Упражнение "Совместный рассказ".
Цель: Обучение взаимодействию, вниманию друг к другу. Развитие фантазии.
Время проведения: 30 минут
Этапы игры:
1. Группа садится в круг, и руководитель начинает рассказывать историю, например, такую:
• Жил-был король, у которого была невеста, и любил он ее больше всех на свете.
• Жил-был замечательный музыкант, который как-то шел через лес и думал о разных вещах. Когда больше не осталось ничего, о чем он мог бы подумать, он сказал себе: "Время течет очень долго в этом огромном лесу, я хотел бы найти себе хорошего попутчика…"
• Жила-была старая королева, которая была очень больна и думала про себя: "Я, наверное, скоро умру. "
• Жила-была одна девушка, которая целый ничем другим не занималась, кроме как пряла и ткала…
• Жил-был могучий король, у которого было три сына, и любил он их больше жизни. Он думал: "Хорошо бы было, если б мои сыновья отправились посмотреть мир. "
2. Приготовьте маленький мяч, держите его в руках, когда начнете рассказывать историю. Начав рассказ, бросьте мячик кому-нибудь из группы. Этот человек должен будет продолжить Вашу историю – он может произнести одно слово, а может и несколько предложения. После этого он бросает мячик следующему участнику. Мячик делает процесс более живым и интересным. Никто из игроков не знает, когда наступит его очередь, и поэтому вынужден очень внимательно слушать то, что рассказывают другие.
3. Постепенно в историю вводятся новые герои и новые сюжетные линии, однако Вы должны предупредить участников, что придумываемая ими сказка должна иметь хороший конец.
4. Предупредите участников, что каждый может говорить то, что кажется уместным, но его рассказ должен состоять не более чем из трех-четырех предложений.
Варианты
Вы можете рассказать группе не начало истории, а ее конец - и тогда игроки будут придумывать все остальное. Концовки могут быть такими:
А на скале, скрытый от старушки розовым кустом, нога на ногу сидел эльф и с удовольствием наблюдал за праздником.
Она вышла из воды и легла на траву, подставив лицо золотым солнечным лучам. Она увидела птиц на ветках, плоды на деревьях, цветы на траве. Она увидела людей, идущих по лужайке. Тогда она встала и пошла им навстречу. И люди стали крепко обнимать ее.
"Я думаю, сегодня мы многому научились", - сказал он. Они обнялись и долго еще танцевали…
После того как из замка выгнали последних врагов и очистили его от паутины, принц и принцесса стали королем и королевой страны. Правили они мудро и жили долго и счастливо.
VIII модуль
Завершение работы
Структура модуля:
- Повышения самооценки участников тренинга в межкультурном взаимодействии.
- Формирование обратной личностной связи участников тренинга.
1. Упражнение "Чемодан".
Цель: Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы.
Этапы игры : "Наша работа подходит к концу". Мы расстаемся. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы "положим" то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.
Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:
1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.
2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.
3. Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.
4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.
5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди. Допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили".
Тренер может предложить использовать временного ориентира опыт обсуждения участника, которому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом. Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи. При планировании работы группы тренер должен учесть, что на сбор чемодана в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.
Модификация 1
Этапы игры: "Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, которое помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение".
Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут поговорить с ним и по завершении работы.
Модификация 2
Этапы игры: "Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т. д.
***
На протяжении всего тренинга использовались различные психогимнастические упражнения для разминки и снятия усталости. Обязательное правило их использования в нашем тренинге-семинаре – проводить в начале каждой сессии. Если была необходимость проиллюстрировать какой-то информационный этап тренинга и заодно дать возможность отдохнуть участникам были использованы контекстные упражнения–разминки. Также в течение всей работы проводились упражнения на повышение уровня сплоченности участников тренинга-семинара. Данные упражнения приводятся в приложении.