Татьяна Кольцова
Беседа «Животный мир Республики Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Животный мир Республики Мордовия».
Программное содержание. - Обобщить знания детей о животном мире родного края. - Познакомить с охраняемыми видами животных Мордовии. - Знать животных из «Красной книги Мордовии».
Публикация «Беседа „Животный мир Республики Мордовия“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Природа Мордовии
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Учить детей рассказывать о них, отмечая характерные особенности животных. - Формировать желание беречь и охранять природу. - Формировать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы;- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира; формировать доброжелательное отношение к окружающему миру. - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Методы. Словесный: беседа, рассказ, объяснениеНаглядный: наблюдение, демонстрация опытов, рассматривание схем, Практический: проведение опытов, проблемные ситуацииПриё мы: игровой, Предварительная работа. Просмотр с беседами о животных Красной книги Мордовии, беседа о заповедниках. Составление рассказов о животных. Отгадывание загадок, о воде, лесе. Рассматривание экологических знаков о правилах поведения в природе.
Ход беседы
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла мордовская матрешка. Она хочет узнать есть ли у нас такие ребята, которые любят и ценят свой родной край, знают о растительном и животном мире родного края. А теперь скажите, в какой республике мы с вами живем? Дети: В Республике Мордовии. Воспитатель: А город как наш с вами называется? Дети: Город Саранск. Воспитатель: Ребята, какие достопримечательности города Саранска вы знаете? Дети: Парк А. С. Пушкина, памятники, заводы, собор Ф. Ф. Ушакова и т. д. Рассказ воспитателя о достопримечательностях города (о памятниках, заводах, спорткомплексах, храмах) Воспитатель: А теперь назовите, какие города республики кроме Саранска вы знаете? Воспитатель: Ребята, в северо-западной части нашей республике, в Темниковском районе, находится Мордовский Государственный заповедник имени П. Г. Смидовича. Послушайте стихотворение об этом заповеднике: Глушь лесная. Травы, лозы. До небес здесь лес дорос. И родная наша МокшаМежду сосен и берёз. Неширокая, живая,Наполняя песней бор,Пробегает, как связная,Меж задумчивых озёр. Ели, сосны встали тесно,Чтоб укрыть лесной народ. Только мне давно известно,Кто и как в лесу живёт. Вот летит глухарь чубатый,Колыхнула ветки рысь,- Добрый день, мой лось сохатый,Что испуганно глядишь?Сквозь осинник по болоту,Я к реке сошла с бугра. Слышу, в воду прыгнул кто-то,И увидела бобра. Говорю ему:- Не прячься, не скрывайся под водой!Я пришла сода, приятель,Поздороваться с тобой. Знаю, строишь ты отличноИ плотины и мосты. Захотелось самоличноНа твои взглянуть труды. Сом хвостом колышет воду,Спит сова среди осин,Ходит аист по болоту,Словно важный господин. В бор опять пойду отсюдаНапрямик через кусты…- Здравствуй, белка-непоседа!Не меня ль встречаешь ты?А средь мха, грибы рядами,Словно воинская рать. Никакими мне словамиЭтот край не описать. Зайцы здесь живут беспечно,Попадается олень. Дальше в глушь лесную лезу,Сквозь ветвей густую сеть…- Вот ты где, хозяин леса!Здравствуй, батюшка медведь. Край родной, разноголосыйПредо мной во всей красеНад родимой речкой МокшейСтаи уток и гусей. (по ходу рассказывания стихотворения показывать соответствующие фотографии с изображением природы и животных). Воспитатель: Очень красивое стихотворение. Итак, кто же обитает в нашем заповеднике?Ответы детей.
Воспитатель: Мне хотелось бы задать вам вопрос. Что же такое заповедник и зачем люди создают заповедники? Дети: Люди создают заповедники, чтобы спасти редких животных и растения. Заповедник строго охраняется законом. Поэтому на территории заповедника нельзя заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу, строить фабрики, заводы, разводить костры, там запрещена вырубка леса. Заповедник – это острова спасения для животных и растений. В этом месте живут и работают учёные-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, изучают её законы и стараются помочь ей уцелеть. Воспитатель: Рассказывая о животных и растениях, мы знаем о том, что они занесены в Красную книгу. Что это за книга и зачем она нужна? Дети: Книга - это список растений и животных над которыми нависла угроза полного уничтожения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими и занесены в Красную книгу.
Воспитатель: Почему она называется Красная книга?
Дети: Книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Она говорит: «Остановись человек!» Потому что гибель растений и животных - это результат деятельности человека. В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите. «Красная книга» помогает нам сохранить исчезающие растения и животные. Это книга, куда занесены редко встречающиеся растения. Воспитатель: Как вы думаете, каковы причины исчезновения животных о которых вы рассказали? Дети: Вырубка леса. Охота. Загрязнение окружающей среды. Сбор, насекомых коллекционерами. Воспитатель: Какие меры охраны надо предпринять? Дети: Запретить вырубку леса, охоту, запретить сбор редких видов насекомых и растений для коллекций и гербариев. Воспитатель: А сейчас поиграем в дидактические игры: «Рассели животных» и «С какого дерева листок». Итог: Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Что нового мы узнали? (Ответы детей) Воспитатель: Матрешке очень понравилось, как вы сегодня работали. Она надеется, что вы станете настоящими защитниками природы.