Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека заданий по лексической теме «Устное народное творчество» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : «Устное народное творчество»
Задания
Дать понятие «устное народное творчество»
Познакомить детей с устным народным творчеством : потешками, песенками, небылицами, считалками.
• Существительные: небылица, считалочка, потешки, песенки, сказка, творчество.
Публикация «Картотека заданий по лексической теме „Устное народное творчество“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
• Прилагательные: народное, устное, весёлое,
• Глаголы: забавлять, успокаивать, заучивать, передавать.
Грамматические категории:
• Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• Согласование числительных с существительными.
• Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
• Подбор родственных слов к существительным.
Пальчиковая гимнастика
«Поиграем в пальчики»
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
(загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки – шевелить пальцами обеих рук)
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(ритмично сжимать и разжимать кулачки, на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)
Физкультминутка «Как живёшь?»
Воспитатель. Как живешь?
Дети. Вот так! (показать большой палец)
Воспитатель. А плывешь?
Дети. Вот так! (плывут любым стилем)
Воспитатель. Как бежишь?
Дети. Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами)
Воспитатель. Вдаль глядишь?
Дети. Вот так! (руки “козырьком”)
Воспитатель. Ждешь обед?
Дети. Вот так! (поза ожидания, подпереть щеки рукой)
Воспитатель. Машешь в след?
Дети. Вот так!
Воспитатель. Утром спишь?
Дети. Вот так! (руки под щеку)
Воспитатель. А шалишь?
Дети. Вот так! (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачком)
Выучить скороговорки:
Проворонила ворона вороненка.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Хохлатые хохотушки хохотали хохотом : «ха!ха!ха!ха!»
Шел Егор через двор.
Нес Егор с собой топор.
Выполните задания :
Понедельник.
Проверка домашнего задания. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда. Словарная работа.
Вторник
Развитие грамматического строя речи
1. Д/игра «Назови ласково».
Цель: развитие мышления, обогащение словарного запаса.
Сказка – сказочка
Потешка – потешечка
Считалка – считалочка
Хоровод – хороводик
Балалайка – балалаечка. И т. д.
2. Д/игра “Один- много”
Цель: развитие мышления, расширение словарного запаса.
Сказка – сказки,
Небылица, считалка, потешка, песня, игра, хоровод
3. Д/игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель выставляет перед детьми картинки. Просит назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
4. Д/и «Посчитай до 5». (согласование числительных с существительными)
Сказка, игра, песня, считалочка, потешка и т. д.
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/игра «Скажи наоборот».
Весёлый – грустный
Высокий – низкий
Далёкий – близкий
Широкий – узкий
Длинный – короткий
Чистый – грязный и т. д.
2. Д/игра «Давайте подберем родственные слова».
Веселье – весёлый, весельчак, веселиться, весело…
Игра – играть, игрушка, игровой, игрун, игрушечный….
Сказка – сказочка, сказочник, сказочный… и т. д.
3. Д/игра «Чего не стало».
Педагог показывает детям несколько предметов, потом просит их закрыть глаза и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.
4. Отгадай загадки.
Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкой растет,
Сам в корзинку не идет? (гриб)
Зимой спит, летом – улья ворошит. (Медведь)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом буде
Орешки я грызу. (Белка)
Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посередине – спинка, на спинке – щетинка. (Свинья)
Идет, иглы на себе несет,
Чуть кто пройдет,
Свернется в клубок – ни головы, ни ног. (Ёж)
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будет. (Петух)
Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)
Считалки. Считалки – замечательный речевой материал! Развитие лексического строя речи, памяти, все соединено в считалках. Вот некоторые из них:
Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот водить пойдет.
Конь ретивый с длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он – выходи из круга вон!
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает.
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей.
Четверг.
Развитие связной речи
1. Небылицы (перевёртыши). Вместе с детьми определите, что здесь «перевёрнуто».
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Жив-здоров – лежу в больнице.
Сыт по горло – есть хочу,
Хоть корову проглочу.
2. Прочитать и пересказать текст.
ГОРКА (Н. Носов)
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
1. Ответить на вопросы:
Что делали ребята?
Где был в это время Котька?
Что случилось, когда ребята ушли?
Почему Котька не смог подняться на горку?
Что тогда он сделал?
Что же случилось, когда прибежали ребята?
Как поправили горку?
МУРКА.
У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят.
1. Ответить на вопросы:
Почему рассказ назван «Мурка»?
Что вы узнали о Мурке?
Расскажите про котят.
О чём говорит концовка?
Пятница.
Развитие мелкой моторики.
3. Д/и «Запомни и скажи» (картинка прилагается).
Детям предлагается посмотреть на картинку в течение 2-3мин. Затем картинка убирается и детям задают вопросы.
1. Какое время года на картинке?
2. Кто нарисован на картинке?
3. Кого больше мальчиков или девочек?
4. Что делают дети?
И т. д.