Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека заданий по лексической теме «Перелётные птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема :
Задания
• Закрепить и расширять знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма)
• Обогащать словарь по теме.
• Развивать интерес к жизни пернатых.
Существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи.
Прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый.
Публикация «Картотека заданий по лексической теме „Перелётные птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.
Грамматические категории:
• Образование приставочных глаголов.
• Образование мн. числа существительных в им. и род. падежах.
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Эта птичка – соловей, (дети загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями)
Физкультминутка “Улетают – улетел”
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх)
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полета птиц).
Физминутка
Осень – непогодушка, (подняли руки вверх)
Тополь пожелтел. (наклоны туловища влево - вправо)
Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)
Песенку запел. (повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Ветка чуть качается, (руки вперед)
Дождик не кончается, (Наклоны туловища вперед-назад)
С нами старый скворушка
До весны прощается (Приседания)
Выполните задания :
Понедельник.
Проверка домашнего задания. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда. Словарная работа.
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Упражнение «Один - много»
- Грач (грачей) .
- Аист (аистов) .
- Жаворонок (жаворонков) .
- Скворец (скворцов) .
- Ласточка (ласточек) .
- Кукушка (кукушек) .
- Птица (птиц) .
- Гнездо (гнёзд) .
- Птенец (птенцов) .
2. Д/игра «Назови детеныша»
Я буду называть взрослую птицу, а вы будите называть птенцов этой птицы.
- Грач (грачонок - грачата) .
- Скворец (скворчонок - скворчата) .
- Кукушка (кукушонок - кукушата) .
- Аист (аистенок – аистята) .
- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата) и т. д.
3. Д/игра «Какой?»
Это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит скворец какой? -Короткохвостый.
Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит какая ласточка? – Длиннохвостая.
Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.
У него чёрное крыло? – Чернокрылый.
4. Д/и «Подбери противоположное слово»
- Одни высокие, а другие… (низкие)
- Одни большие, а другие … (маленькие)
- Одни толстые, а другие … (худые, тонкие).
- Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые).
- Одни светлые, а другие… (тёмные).
- Одни хрупкие, а другие….(сильные)
5. Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?» Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.
Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют.
6. Игра «Назови ласково»
Скворец-скворушка,
Журавль-журавушка,
Лебедь-лебедушка,
Кукушка-кукушечка,
Утка-уточка,
Соловей-соловушка. И т. д.
- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Выучить скороговорку:
Летели лебеди с лебедятами.
2. Упражнение “Считай и называй”.
Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ., навыка счета в пределах 5-ти. ]
Птица, скворец, соловей, ласточка, утка, журавль, и т. д.
3. Д/игра «Продолжи предложение, найди причину».
- Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми (почему….Потому что насекомые прячутся и им не чем питаться.
- Дятла можно назвать лесным доктором (почему….Потому что он достаёт жучков и насекомых из-под коры.
- Кукушка не высиживает своих птенцов (почему…. Потому что она не вьёт себе гнезда.
- Все люди любят слушать соловья (почему…Потому что красиво поёт, заливается.
- Весной перелётные птицы возвратятся назад (почему…Потому что им надо выводить птенцов
4. Д/игра «Назови, со словом нет».
Учить образовывать существительные в родительном падеже.
Птицы- нет птиц
Ласточка – нет ласточки
Соловей – нет соловья
Скворец – нет скворца
Аист – нет аиста и т. д.
5. Д/игра «Как птицы улетают?»
Воспитатель: Я буду говорить предложение, а вы помогите мне его закончить.
(После ответа детей на доску выставляется схематическая картинка). Картинка прилагается.
Воспитатель: А я вас попрошу ребята найти подходящую картинку к этому предложению.
Ласточки, грачи, скворцы улетают … (Стаей).
Журавли улетают … (Клином).
Кукушки улетают … (Поодиночке).
6. Д/игра «Какой птички не стало?»
Логопед: А сейчас картинки с птичками будут прятаться от вас, а вы назовите мне какой птицы не стало. (Дети закрывают глаза, а логопед в это время убирает одну картинку. Игра повторяется 4 – 5 раз. Дети дают ответ в родительном падеже по образцу: Не стало цапли. Не стало грача. Не стало кукушки. Не стало аиста. И т. п.)
7. Отгадай загадки
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его. (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Четверг.
Развитие связной речи
1. Пословицы, поговорки, народные приметы.
Гуси летят-зимушку на хвосте тащат.
Лебедь несёт на носу снег.
Поздний отлёт птиц – к поздней зиме.
2. Выучить стихотворение:
Солнышко греет уже еле-еле,
Перелетные птицы на юг улетели.
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре.
Поздняя осень стоит на дворе.
3. Тексты для пересказа
Г. Скребицкий «Первыми тронулись в путь».
Первыми улетают от нас быстрокрылые стрижи. Почему они улетают так рано, уже в августе, когда в воздухе еще достаточно комаров и мошек? Вот ласточки еще не тронулись в путь, а ведь они тоже питаются летающими насекомыми.
В августе воздух около земли еще теплый, но чем выше, тем он холоднее. Высоко в воздухе насекомые уже летают, поэтому для стрижей уже недостаточно добычи. Они и улетают от нас раньше ласточек.
И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в теплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальными клики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.
«Журавли» (Иван Соколов-Микитов).
В далёком детстве с особенной радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.
— Журавли! Журавли! — громко кричали мы, радуясь прилёту весенних гостей.
Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далёких тёплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить свои силы после далёкого пути.
Во время прилёта журавлей уже оживала, тёплым дыханием дышала земля. На полях, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, заливались песнями жаворонки, цвела черёмуха, над золотыми пуховками ивы гудели пчёлы. Журавли летели на север к знакомым родным болотам, где каждый год они выводили и выращивали своих долгоногих птенцов.
Уже поздней осенью, когда с деревьев опадал золотой и багряный лист, журавли возвращались на юг. Они летели такими же стройными косяками, и нам казались печальными прощальные их голоса.
— Прощайте. Прощайте. — кричали нам с неба улетавшие журавли.
Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого зыбкого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы, громко кричат на болоте журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в густых кустах, я наблюдал в бинокль за журавлями. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это был весенний свадебный журавлиный праздник. Я не тревожил журавлей, готовивших свои семейные гнёзда. В летние и осенние ясные дни в поисках корма журавли вылетали с болота на соседние крестьянские поля, бродили по ним вместе с деревенским стадом.
Пойманного молодого журавля очень легко приручить. Ручные журавли ходят вместе с курами и другими домашними птицами. В прежние времена таких ручных журавлей нередко держали для охраны домашних молодых птиц. Зоркий наблюдательный журавль не позволял крылатому хищнику — ястребу или вороне — убить или похитить цыплёнка. Ступая на длинных своих ногах, одним глазом всё время поглядывал ручной журавль в небо и, если показывалась хищная птица, издавал тревожный крик, который куры, индюшки, цыплята хорошо понимали.
Путешествуя некогда по Северу нашей страны, на лесном аэродроме, где стояли небольшие самолёты, я увидел ручного журавля. Он безбоязненно ходил по аэродрому, как бы следя за общим порядком. Иногда он улетал в лес на болото и скоро возвращался. Об этом ручном журавле мне уже приходилось однажды писать. Знакомые лётчики рассказали мне, что в осенние дни, когда над аэродромом пролетали косяки журавлей, их любимец-журавль беспокоился, издавал призывный крик. Журавлиные стаи кружили над аэродромом, и однажды ручной журавль не выдержал — поднялся в небо, улетел на юг вместе с земляками.
Пятница.
Развитие мелкой моторики.
Составление описательных рассказов по схеме. (схема прилагается)