Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека заданий по лексической теме «Откуда хлеб пришёл» в подготовительной группе
▼ Скачать
Лексическая тема : «Откуда хлеб пришёл»
Задания
• Побеседовать с детьми о том, какие хлебобулочные изделия они знают. Где их можно приобрести?
• Познакомить с тем, как хлеб на стол попал (построить алгоритм)
• Рассмотреть разнообразие хлебобулочных изделий.
• Рассмотреть чёрный и белый хлеб, в чём сходство и в чём отличие? Почему они разного цвета?
Публикация «Картотека заданий по лексической теме „Откуда хлеб пришёл“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
• Поговорить с детьми о труде колхозников, которые выращивают хлеб.
• Объяснить детям выражение «Хлеб – всему голова»
• Существительные: булка, крендель, пряник, выпечка, сдоба, тесто, мука, отруби, пекарь, хлебозавод, корочка, мякиш.
• Прилагательные: пшеничный, отрубной, ржаной, сдобный, свежий, чёрствый
• Глаголы: выпекать, заводить (тесто, резать.
Грамматические категории:
• Образование приставочных глаголов.
• Образование мн. числа существительных в им. и род. падежах.
Артикуляционная гимнастика:
Комплекс упражнений для шипящих звуков
Пальчиковая гимнастика
Не гром грохочет, не пальба,
Идёт грохочет молотьба.
Чу-чу-чу – я зерно молочу дети стучат кулаками друг о друг
Чу-чу-чу – жернова кручу потирают ладони друг о друга вращательными
движениями
Чу-чу-чу – муку получу щёлкают пальчиками
Ач-ач-ач – испеку калач «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая)
Чо-чо-чо – в печке горячо то вытягивают руки вперёд, развернуть ладони от себя
то прижимают к груди
Ачики-ачики – вкусные калачики хлопают в ладоши
Физльтминутки
Мы замесим тесто, сжимают и разжимают кисти рук.
Приготовим место. разводят руки в стороны.
Тесто раскатаем, движения рук вперёд — назад.
Кружочки вырезаем. рисуют в воздухе круги обеими руками.
Для начинки сладенькой приседают
Соберём мы ягодки. собирают ягоды.
Получился пирожок, хлопают в ладоши.
Ты попробуй ка, дружок! вытягивают руки вперёд ладонями кверху.
Выполните задания :
Понедельник.
Проверка домашнего задания. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда. Словарная работа.
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/и «Откуда хлеб пришёл» (взрослый задает вопрос- ребёнок отвечает)
Откуда хлеб пришёл? – Из магазина
А в магазин как попал? – Из пекарни
Что делают в пекарне? – Пекут хлеб
Из чего? – Из муки
Откуда зерно? – Из колоса пшеницы
Откуда пшеница? – Выросла в поле
Кто её посеял? - Колхозники
2. Д/игра «Назови какое поле»
Подбор определений к существительному. (Дети называют определения полю, например, поле золотое, спелое, сухое, колосистое, просторное, бескрайнее, пшеничное, ровное, зелёное, огромное, цветущее, соседнее, вспаханное, засеянное, деревенское, щедрое, удобренное, чернозёмное, высохшее, скошенное, орошаемое, родное, колосящееся и т. д.
3. Д/игра «Подобрать родственные слова к слову ХЛЕБ».
(хлебница, хлебушек, хлебцы, хлеба, хлебороб, хлебозавод, хлебный, хлеборезка)
4. Д/и «Какой хлеб» (Учить детей подбирать определения.)
Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите.
Хлеб по запаху (какой) - пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб по вкусу (какой) — вкусный, приятный, аппетитный.
Хлеб на ощупь (какой? — свежий, мягкий, пышный, твердый, черствый, горячий.
5. Д/и «Изменить слово хлеб в контексте предложения»
Я знаю пословицу о…. (хлебе).
Мама купила пшеничный (хлеб).
Дети едят суп с (хлебом).
Ваня пошёл в магазин за ….(хлебом).
Я не люблю есть суп без….(хлеба).
У меня дома нет (хлеба).
6. Д/и «Подбери противоположное слово»
- Одни высокие, а другие… (низкие)
- Одни большие, а другие … (маленькие)
- Одни толстые, а другие … (худые, тонкие).
- Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые).
- Одни светлые, а другие… (тёмные).
- Одни хрупкие, а другие….(сильные)
- Одни спелые, а другие (неспелые)
- Одни зрелые, а другие….(недозрелые)
7. Дидактическая игра «Слова — родственники». (Подбор однокоренных слов.)
Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные.)
Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)
Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)
Люди, которые выращивают хлеб. (Хлеборобы.)
Человек, который печет хлеб. (Хлебопек.)
Прибор для нарезания хлеба- .(Хлеборезка.)
Завод, где выпекают хлеб -. (Хлебозавод.)
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
2. Д/игра «Узнай профессию».
(Закрепление знаний у детей о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.)
Послушайте предложение и закончите его нужным словом.
На тракторе работает (тракторист). На комбайне. (комбайнер).
Пашет землю. (пахарь, землепашец).
Работает на мельнице. (мельник).
Работает в пекарне. (пекарь).
Выращивает хлеб. (хлебороб).
3. Д/игра «Назови, со словом нет». Учить образовывать существительные в родительном падеже.
Пшеница – нет пшеницы.
Овёс - нет овса.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Зерно – нет зерна.
Колос – нет колоса.
Колосья – нет колосьев.
Комбайн – нет комбайнов.
Хлеб – нет хлеба.
Батон – нет батона.
Машина – нет машины.
Рожь – нет ржи.
Мука – нет муки.
4. Дидактическая игра «Один — много».
(Образование существительных в родительном падеже множественного числа.)
Бублик -много бубликов.
Пряник -
Булочка -
Торт -
Баранка -
Кекс -
Пирожок -
Блин -
Пирог –
5. Д/и «Игра «Назови ласково»
Колос. Батон. Зерно. Бублик. Баранка. Буханка. Земля. Магазин и т. д.
6. Пословицы.
Будет хлеб - будет и песня.
Без труда хлеб не родится никогда.
Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Хлеба к обеду в меру бери, он — драгоценность, им не сори.
У кого хлеб родится, тот и веселится.
За обедом хлеб — всему голова.
Каша - мать наша, а хлеб — отец — кормилец.
Не трудится - хлеба не добиться.
И обед не обед, коли хлеба нет.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Не будет хлеба, не будет и обеда.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
7. Отгадай загадки
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос)
Мнут и катают
В печи – закаляют.
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб)
Овсом не кормят, кнутом не гонят.
А как пашет – семь плугов тащит. (трактор)
Вырос в поле колоском
На столе лежит куском. (хлеб)
Весь из золота отлит, на соломинке стоит. (колосок)
В жёлтом море корабль плывёт. (комбайн)
Четверг.
Развитие связной речи
1. Тексты для пересказа
Слушание рассказа Я. М. Тайца «Все здесь».
(Формирование вопросно — ответной речи (рассказывание по теме).
Логопед.
Дети, послушайте какая история произошла однажды.
ВСЕ ЗДЕСЬ.
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо — невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а что тут растет?
- Хлеб, внученька. Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Ребята, почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?
Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не только хлеб растет в поле, но и все хлебобулочные изделия делают из муки.
«Хлеб, заработанный своими руками»
Когда прошли большие дожди, колхозники стали убирать хлеба.
Комбайн плыл по пшеничному полю, как корабль по синему морю. А Миша, Саша и другие ребята собирали на стерне колоски.
До полдника Миша собрал целый ворох колосков. И ещё один.
Отец сказал ему:
- Вот, сынок, ты и заработал сам себе хлеб.
Миша ответил:
- Мне бы лучше пирог с ветчиной.
«Общими силами»
Дальний Луг косят три дня. Спят под навесом на свежем воздухе, пахучем сене. Еду варят на костре, и похлёбка приятно отдаёт дымком. В полдень купаются в реке. Вечером поют песни, и далёкое эхо где-то подпевает косцам.
- Не жизнь, а малина! – говорит старый Марат.
Но у Миши и здесь не мало забот. Надо сено ворошить, чтобы лучше подсыхало, надо натаскать хвороста для костра, на полдник набрать земляники…Как одному управить-
ся с таким множеством дел.
Хорошо, что помогают Юра и Саша.
У Юры свободного времени мало: он ездит на конных граблях. Юра помогает только собирать хворост и следить за удочками в тихих камышах.
Зато Миша помогает ему свозить сено к стогам. Старый Марат разводит жаркий огонь, на котором весело булькает вкусная похлёбка для косарей. Он вставляет новые зубья в грабли. У некоторых торопливых косцов они цепляются за кочки и ломаются слишком часто.
Саша собирает ягоды быстрее всех.
После похлёбки косари будут есть землянику с молоком.
Так общими силами они справляются со всеми большими делами.
Пятница.
Развитие мелкой моторики.