Людмила Бирюкова
Картотека экспериментов для незрячих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №5 общеразвивающего вида василеостровского района Санкт-Петербурга
Картотека экспериментирований для детей с отсутствием зрения
Составитель:
Воспитатель Бирюкова Людмила Евгеньевна
Санкт-Петербург
2017 г.
1. Высаживание семян гороха и фасоли.
Цель: формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
Публикация «Картотека экспериментов для незрячих детей» размещена в разделах
Оборудование, материалы: блюдца, вода, семена гороха (фасоли); контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки.
Описание.
Предварительная работа: с помощью рельефно-графических пособий дать представление детям как растет фасоль (горох). Рельефно-графические пособия – один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, способствуют формированию правильных предметно-пространственных представлений об окружающем мире у детей с нарушением зрения.
Замачивание гороха: Ставят перед ребенком блюдце. Перед тобой блюдце для замачивания гороха (фасоли, затем дают ребенку в руку стакан с водой, Это стакан с водой, чтобы наполнить блюдце. Помогают налить в блюдце воду, ребенок держит в блюдце палец, чтобы контролировать уровень воды. Воспитатель дает ребенку в руки зерна, а ребенок помещает зерна в блюдце, в течение нескольких дней ребенок на ощупь наблюдает за тем, как зерна набухают, появляются отростки, пришла пора сажать горох (фасоль) в землю.
Для того что бы посадить горох (фасоль) нужно прорыхлить землю. Возьми палочку в руку. Воспитатель подает ребенку палочку, методом «рука на руке» показывает ребенку, как рыхлить землю, что бы он продолжил самостоятельно. Теперь нужно сделать углубление в земле, положить в него горошину. Воспитатель, приемом «рука на руке» дает ребенку понять, как сделать углубление в земле. При этом проговаривая: Это земля, какая она на ощупь? (рыхлая, влажная, мягкая, рассыпчатая). Понюхать землю. Это запах земли.
Совместно сделать углубление, дать ребенку в руку пророщенное зерно, ( проговаривая: это пророщенное зерно нужно положить в углубление и прикрыть слоем земли) направляя руки немного отступив, нужно сделать еще одно углубление, посадить ещё одну горошину, в этот раз ребенку помогать уже меньше. Можно повторить. Затем полить посадки из лейки.
2. Тема: «Песок»
Опыт «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой»
Цель: закреплять знания детей о свойствах песка, научить определять мокрый – липкий, сухой – рассыпчатый песок.
Материалы и оборудование: ёмкость с песком, стакан с водой, для каждого ребенка.
Описание.
Дать в руку каждому ребенку стаканчик с сухим песком. Высыпайте песок себе на руку. Воспитатель может помочь приемом «рука на руке». Легко ли высыпается сухой песок? Поэтому и говорят, что сухой песок сыпучий, рассыпчатый.
Потрогайте песок. Из чего он состоит? (из отдельных зернышек-песчинок) Какие они? (маленькие, твердые, их много, его можно взять в ладошку и он будет высыпаться сквозь пальцы, попробуйте). Воспитатель предлагает детям налить воду в ёмкость с песком. Воспитатель помогает сориентироваться, где стоит стакан с водой и куда выливать воду. Перемешайте воду и песок. Воспитатель помогает перемешать песок детям, у которых не получается методом «рука на руке». Потрогайте песок. Какой стал песок? (мокрый, липкий, перестал быть рассыпчатым, из него можно лепить)
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу если они песок сухой.
3. Тема: «Семена, плоды»
Эксперимент «Сравнение шишек сосны и ели»
Цель: продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
Материалы и оборудование: шишки ели и сосны, веточка ели и сосны. Детям дают шишки сосны. Потрогайте шишку сосны, какая она? Дети описывают. Детям дают шишки ели. Потрогайте шишку ели. Какая она? Дети описывают. Приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.
Предлагается понюхать шишку сосны и ели не называя где какая веточка. Схожий запах или различный. Затем детям предлагается потрогать веточку ели также не называя, с какого дерева эта веточка. Помочь детям описать ее. Иголочки короткие, острые, колючие. Предлагается потрогать веточку сосны. На веточке сосны тоже иголки. Они колючие, острые, но длинные. Предложить детям помять иголочки сосны и ели чтобы их понюхать. Отличается запах или нет. Предложить детям, угадать какой веточке принадлежит шишка. Сказать правильный ответ.
Вывод: шишка – это семя, из которого вырастает дерево.
4. Тема: «Снег и его свойства»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега.
Материалы и оборудование: блюдца со снегом.
Описание.
Перед каждым ребенком ставится емкость со снегом. Предлагается потрогать его. Дети трогают снег, и описывают свои ощущения. Ребята, перед вами снег, воспитатель направляет руки ребенка – ориентирует, потрогайте его, какой он? (холодный, хрустит, колет). А какие у вас руки после снега? (холодные, мокрые). Ребята, а почему ваши руки после снега мокрые? (потому, что снег мокрый). Ребята, а почему снег мокрый? (потому что он тает). Как вы думаете, почему снег тает? (потому что тепло). Давайте разберемся, во что превращается снег, когда тает? Чем пахнет растаявший снег? (нюхают, ничем не пахнет). Руки после растаявшего снега липкие? (нет). Вы чувствуете, как что-то остается на руках после растаявшего снега? (нет). На что похож растаявший снег ( можно подсказать: на жидкость, похожую на воду). Потому что вода ничем не пахнет и после воды на руках ничего не остается. Значит, растаявший снег превращается в воду.
Вывод: снег белый, холодный, рассыпчатый и превращается в воду; свойства снега очень сильно зависят от температуры.
5. Тема: «Дерево и вата»
Опыт: «Выявление свойств дерева и ваты:
тонут или не тонут в воде»
Цель: познакомить детей со свойствами дерева и ваты.
Материалы и оборудование: деревянныё бруски, вата, ёмкости с водой.
Описание.
Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок и вату. Сначала дать в руки вату. Вата какая? (мягкая, пушистая, легкая, хрустит при сжатии, когда отпускаешь ее, снова становится пушистой).
Предложить потрогать и понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев. Возьмите в руки бруски из дерева. Воспитатель дает в руки детям бруски. Какие они? (твердые, шероховатые, гладкие, не очень тяжелые, тяжелее чем вата, им можно постучать по столу. Имеет запах).
Задать детям вопрос: что произойдет, если опустить в воду легкую пушистую вату и деревянный брусок. Выслушать предположения детей.
Поставить перед детьми емкости с водой. Ребята, положите вату в воду, потрогайте вату, что с ней происходит? Воспитатель направляет руки ребенка, если у него самостоятельно не получается нащупать емкость с водой. Она впитывает в себя воду. Утонула.
Давайте положим в воду деревянный брусок. Что происходит. (Брусок держится на воде). Попробуйте утопить его. Что происходит? (Брусок всплывает).
Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; вата в воде впитывает в себя воду и тонет.
6. Почему все звучит?
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон, колокольчик.
Описание: воспитатель издает звуки с помощью известных детям предметов (например музыкальных). Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? С помощью рельефно-графического пособия напомнить детям как выглядит комар. (З-з-з - тоненьким голоском). Прослушивание аудиозаписи со звуком комара. Как жужжит муха? С помощью рельефно-графического пособия напомнить детям как выглядит муха. (З-з-з - низким голосом) Прослушивание аудиозаписи со звуком мухи. Как гудит шмель? (Ж-ж-ж.) С помощью рельефно-графического пособия напомнить детям как выглядит шмель. Прослушивание аудиозаписи со звуком шмеля. Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки с помощью воспитателя методом «рука на руке» прижимаем к столу, а по свободному краю хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Можно повторить еще раз без помощи воспитателя. Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, рукой - прекращаем. Сначала с помощью воспитателя методом «рука на руке». Повторить без воспитателя. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
7. «Выявление свойств металла и дерева»
Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.
Материалы и оборудование: металлические и деревянные бруски по количеству детей, ёмкость с водой.
Исследование свойств:
Предложить детям исследовать и сравнить деревянные и металлические бруски. Дать детям в одну руку металлический брусок, в другую руку деревянный брусок. Что вы чувствуете? (деревянный брусок легкий, металлический – тяжелый, холодный). Постучите брусками по столу и послушайте звук деревянного бруска и металлического бруска. Методом поглаживания изучить поверхность деревянного и металлического брусков. Понюхать деревянный и металлический бруски. Уронить бруски и на ощупь обследовать их, что с ними произошло после удара. Помочь найти на полу бруски. Что произошло с брусками после падения? Они сломались? Разбились? Нет.
Затем поставить перед детьми по сосуду с водой. Перед Вами сосуд с водой поместите в него металлический брусок. Сориентировать движения детей, у которых не получается найти сосуд с водой. Поместите бруски в воду. Что происходит? Металлический брусок утонул. Попробуйте его снова приподнять и отпустить. Брусок снова утонул. Давайте поместим в воду деревянный брусок. Что происходит? Он не тонет. Попробуйте его удержать под водой, а потом отпустить. (Воспитатель помогает детям, у которых не получается в первый раз, чтобы следующую попытку они смогли проделать самостоятельно). Что происходит? Деревянный брусок снова и снова всплывает.
Делаем вывод, взяв в руки металлические бруски: Металлический брусок холодный, гладкий, прочный, тяжелый, с лязгающим звуком при ударе, твердый, в воде тонет.
Делаем вывод, взяв в руки деревянные бруски: Деревянный брусок легкий, шероховатый, с глухим звуком при ударе, прочный, твердый в воде не тонет.
8. «Выявление свойств металлов намагничиваться»
Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.
Материалы и оборудование: магнит, канцелярские скрепки, гвозди, гайки, медные монеты, медная проволока.
Исследование свойств металла:
Дать в руки детям магнит. Ребята, это магнит. Потрогайте, какой он? Подсказать им, погладить постучать. Дети трогают, стучат, гладят. Какой он? На ощупь он совсем как обычный металлический предмет (твердый, гладкий, тяжелый, но он способен притягивать к себе другие металлические предметы. Дать детям в руки скрепки. Это скрепки, они сделаны из металла. Попробуйте приблизить скрепки к магниту. Что произойдет? Дети: скрепки притянуло к магниту. Давайте теперь испытаем, все ли металлические предметы способны притягиваться к магниту. Воспитатель раздает и называет предметы: медные монеты, гвоздики, гайки, алюминиевую проволоку. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться. Все металлические предметы, которые не прилипают к магниту, не имеют свойства намагничиваться. Но все эти предметы из металлов.
Вывод: не все металлические изделия способны намагничиваться.