Светлана Александрова
Профилактические упражнения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика часто болеющих ОРЗ.
Схема закаливания часто болеющих детей.
1. Воздушная ванна с утренней зарядкой (в трусах и майках без рукавов). Продолжительность 10-15 мин.
2. Умывания водой с постепенным снижением температуре от +28` до +16` (летом) и до +18` (зимой). Дети моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя.
3. Полоскание рта (дети 3-4 лет., горла (дети старше 4 лет.) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных растений 2 раза в день (утром и вечером). На каждое полоскание используется около одной трети стакана воды.
Публикация «Профилактические упражнения в ДОУ» размещена в разделах
4. Дневной сон летом на свежем воздухе, зимой хорошо проветренной спальне (+15` +16`).
5. Прогулка 2 раза в день при температуре от +30` до -15`.
6. Пребывание летом под лучами солнца от 5-6 мин. до 10-15 мин. 2-3 раза в день.
7. Зимой контрастное обливание ног (стопы и нижней трети голеней) водой при температуре +38` +28` +38` перед дневным сном. Летом обливание ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1`) снижением температуры воды от +28` до +16`.
Упражнения для верхних дыхательных путей.
1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице - вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5—6 раз).
2. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем - через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротив-
ление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5—6 раз).
8. Полоскание горла 1,5%-ным раствором морской соли.
Комплекс I
1. «Большой и маленький». И. п. - основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой»). На выдохе опуститься в и. п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький»).
2. «Паровоз». Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух»; двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произнесения.
3. «Гуси летят». Медленная ходьба, имитирующая полет. На вдохе руки-крылья поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у» (8-10 раз).
4. «Аист». И. п. - основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
5. «Дровосек». И. п. - основная стойка. На выдохе руки складываются топориком и поднимаются вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки быстро опускаются, туловище наклоняется, позволяя рукам прорезать пространство между ног. Дровосек произносит «б-а-х» (5-8 раз).
6. «Гуси». И. п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки слегка расставлены и отведены назад. На выдохе наклониться вперед; глядя вперед и вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш» (3-4 раза).
7. «Часы». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик»
наклон в левую сторону до предела, чтобы правый бок растянулся как резиновый. Со звуком «так» возвращение в и. п. Глубокий вдох. После этого наклон в правую сторону.
8. «Часы». И. п. - сидя по-турецки. Положив руки на затылок, со звуком «тик» выдохнуть и наклониться в левую сторону. Выпрямиться, сделать вдох и произнести «так». Затем сделать наклон в правую сторону.
Игра на развитие органов дыхания «Кто счастливый?»
Игроки берутся обеими руками за край простыни или небольшого покрывала, прижимают кулачки с зажатым покрывалом к подбородку и хорошо растягивают его. Ведущий бросает на середину простыни перышко, и дети дуют на него. На кого перышко упадет, тот счастливый.
Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 1».
В широкий таз наливается вода. На воду пускаются два или более бумажных корабликов. Игроки дуют на них через трубочки от коктейля и стараются столкнуть их друг с другом. Все ребята работают одновременно, а судья подсчитывает количество столкновений.
Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 2».
Детям дается несколько корабликов, изготовленных путём разрезания пластмассовых вкладышей из-под конфет. Каждой команде даются кораблики с разными флажками, которые прикреплены с помощью пластилина. Каждая команда дует на свои кораблики и кораблики противников, стараясь первыми переплыть на другую сторону.
Игра "Скульптор" (точечный массаж).
Все разбиваются на пары (мальчик – девочка). Между собой они договариваются, кто будет «скульптором», а кто будет «глиной». Дается определенное время чтобы «скульптор» подготовил «материал» к лепке. Для этого он глину аккуратно разминает. Затем «скульптор» делает скульптуру и дает ей название. Во время лепки «глина» должна спокойно поддаваться рукам «мастера» и делать все, что он захочет. После работы «мастер» презентует свою работу. Затем «скульптор» и «глина» меняются ролями, и все повторяется. «Скульптор» лепит красивое лицо (предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица).
1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
3. С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длин-ные пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.
Укрепление сердечно - сосудистой системы.
Упражнение для развития разных групп мышц.
Музыкальное сопровождение - «Чему учат в школе», В. Шаинский.
1. И. п. - ноги вместе. Наклон головы вперед - вернуться в и. п. ; наклон головы назад - вернуться в и. п. ; наклон головы вправо (плечи не поднимать) - вернуться в и. п. То же - в другую сторону.
2. И. п. - основная стойка. Медленные круговые движения плечами вперед на счет 1-4, то же - назад, на счет 5-8.
3. И. п. - ноги вместе, руки на поясе. Наклон вперед (в спине прогнуться, руки вперед параллельно полу - вернуться в и. п.
4. И. п. - стоя, ноги вместе, руки вверху. Наклон влево (вправо) - вернуться в и. п.
5. И. п. - основная стойка. Упор присев, упор, лежа - медленно вернуться в и. п.
6. И. п. - стоя, ноги вместе. Наклон вперед, хлопнуть в ладоши под прямыми
коленками - вернуться в и. п.
7. И. п. - сидя на полу, руки на поясе. Наклон вперед, коснуться руками носков ног - вернуться в и. п.
8. И. п. - сидя. Поднять прямую ногу вверх - вернуться в и. п. То же - другой ногой.
9. И. п. - сидя, вытянув ноги. Ноги скрестить - вернуться в и. п.
Профилактика плоскостопия.
Игра «Если бы ноги стали руками»
Данная игра проводится под текстовое сопровождение педагога с имитацией движений:
Собрались ребята на нашем дворе
И стали придумывать: что, как и где
Надо исправить, перевернуть,
Чтоб веселее было чуть-чуть.
- Что б мы, ребята, делали с вами,
Если бы ноги были руками? -
Вдруг неожиданно Мишка сказал,
Ну, а Сережка его поддержал:
- Разве со скукой не справиться нам,
Если придумаем дело ногам!
Саня взял «спицы» и начал «вязать»,
Димка ногами — «грибы собирать»,
Я на руках по песочку шагать,
Яша — ногами игрушку катать, Мишка, улегшись у самых дверей,
Стал дирижировать «Марш глухарей».
Ваня ногою рисует портрет,
Леня же пишет отличный сонет,
Юра ногою до Солнца достал,
Ласково, нежно его приласкал.
Словно с мячом, поиграл он немножко
И отпустил, пусть бежит по дорожке.
Ну, а теперь, словно сказочный веер,
Тучки по небу ногами развеял.
«Ножницы» выдумал мудрый Андрей,
Из тучек нарезал он сто кораблей.
Как это здорово — думайте сами
И предложите рукам стать ногами!
Комплекс I
Виды ходьбы:
1. «Лисички» - мягкая крадущаяся ходьба на носочках.
2. «Кабанчики» - тяжелая ходьба на пятках.
3. «Мишки» - неуклюжая ходьба на внешней стороне ступни, с поджатыми внутрь пальцами - по ребристой наклонной доске (мишки лезут на дерево, по коврику с пуговицами (на пляже с камешками, с рейками (по упавшим веточкам).
4. «Обезьянки» - мягкая, с подпрыгиванием, ходьба, лазание по шведской стенке (обезьянки лезут на пальму, ходьба боком по канату (переход через речку по узенькому мосту).
Комплекс II
1. Ходьба на носках (1-3 минуты).
2. Ходьба на пятках (1-3 минуты).
3. Ходьба на наружных краях стоп (2-5 минут).
4. Ходьба на внутренних краях стоп (2-5 минут).
5. Ходьба по наклонной плоскости (5-10 раз).
6. Ходьба по палке (5-15 раз).
7. Ходьба по ребристой доске (2-5 минут).
8. Захватывание стопами предметов (кубиков, палочек, платочков, шнурков – 5-10 раз).
9. Сгибание и разгибание стоп (сидя на стуле, поочередно сгибать и разги-бать стопы, не отрывая пяток от пола, 10-20 раз).
10. Пружинистые перекаты с пятки на носок и наоборот из положения сидя на корточках.
11. Лазание по гимнастической стенке (середина стопы ставится на рейки).
Упражнения :
«Курочка собирает червячков и бросает их цыплятам»
Сидя на скамеечке, пальчиками ног поднять палочку, лежащую на полу, и отбросить ее как можно дальше.
«Мишка на роликовых коньках»
Катать бруски ногой с сильным нажимом и прокатывать их от носка к пятке.
«Обезьянки берут орешки»
Захват малого мяча ступнями ног.
«Обезьянки читают газету»
Пальчиками ног рвать газету на части.
«Обезьянки-художники»
Толстым фломастером, зажатым между стопами или пальцами, нарисовать на листе бумаги, лежащем на полу, желаемый рисунок (солнце, цветок, тучку и т. д.).
«Обезьянки-музыканты»
Поднять пальцами ног погремушку и погреметь. Зажать пальцами ног веревочку, на которой висит колокольчик, и позвонить.
Профилактика нарушений осанки.
Комплекс I.
I. Основная стойка - стоя
1. И. п. - основная стойка. Руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
2. И. п. - основная стойка. Руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются вниз. (Повторить 3 раза.)
3. И. п. - основная стойка. Руки вдоль тела: ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимается на носочки и прогибает спинку. Возвращается в и. п. (Повторить 3-5 раз.)
4. И. п. - основная стойка. Руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носочек тянет, спинка прямая; 5-6 раз каждой ногой).
5. И. п. - основная стойка. Активное вытяжение. Спинка прямая, руки над головой в замке. Ходит с напряженно вытянутой спинкой на носочках (1-2 минуты).
6. И. п. - основная стойка. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднимает руки вверх, потягивается. На выдохе плавно опускает руки через стороны вниз (4-5 раз).
II. Сидя на коленях
1. И. п. - сидя на пяточках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить вниз, живот подтянут (5-6 раз по 2 рывка).
2. И. п. - сидя на пяточках. Встать на колени. Руки поднимать медленно с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад (4 раза).
3. И. п. - сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить (6 раз).
III. Лежа на спине (с мячиком)
1. И. п. - лежа на полу, руки вдоль тела внизу, спина, затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно, на вдохе руки с мячами поднимаются через стороны вверх (руки скользят по полу). На выдохе возвращаются в и. п. (5-6 раз).
2. И. п. - то же. Поднять руки с мячами перед собой, ноги поднять одновременно вверх. Плавно возвратиться в и. п. (5-6 раз).
3. И. п. - лежа на спине. С напряжением поднять руки с мячами вперед-вверх, возвратиться в и. п. (5-6 раз).
4. И. п. - лежа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку с мячом положить на грудь, левую - на живот. При выдохе возвратиться в и. п. (5-6 раз).
Игры-упражнения :
«Малютка»
И. п. - лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги плотно прижаты друг к другу. Ребенку предлагается представить себя малышом грудничкового возраста, изобразить его настроение и движения.
Подъем ног, согнутых в коленях, подтягивание стоп к лицу, непроизвольные движения руками и ногами в воздухе, гуление, поднятие головы (не отрывая плеч от пола, повороты ее в стороны, проявление эмоций радости, импровизация плача со звуком «уа-уа», имитация движения губ, сосущих соску.
«Жучок на спинке».
И. п. - лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.
Изображение барахтанья лапками в разные стороны.
Раскачивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка).
Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться всем туловищем.
В конце игры ребенка можно спросить: «Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной?», «Какой ты жук?», «Что у тебя есть (лапки, крылышки, панцирь?», «Каково твое настроение?»
«Кто там?».
И. п. - сидя на стульчике со спинкой. Ребенок садится на стульчик так, чтобы спинка стульчика была сбоку. Обеими руками он держится за спинку (по центру, локти опущены вниз. Бедром плотно прижимается к спинке стульчика по всей ее ширине. Стопы вместе.
На вопрос: «Кто там?» - ребенок поворачивается всем туловищем вдоль спинки стульчика, помогая напряжением бедра и рук и пытаясь как можно больше развернуться спиной и головой, чтобы увидеть, «кто же там». Вер-нуться в и. п. (3-4 раза).
То же самое упражнение, только ребенок садится к спинке стульчика другим боком (при этом снимается напряжение в нижних отделах позвоночника).
В конце игры ребенка спрашивают: «Как ты чувствовал свой позвоночник, в какой части спины было напряжение; что изменилось после поворота?»
Упражнения и игры при аденоидах и тонзелите.
Игра «Волшебный напиток»
Дети садятся на ковер в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах
температурой 36-38 °С. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова:
Я хороший, добрый ребенок,
Всем детям в группе я желаю здоровья,
Пусть все будут добрыми и красивыми,
Милыми и счастливыми, а. у. м.»
Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные - такие, какие подсказывает собственное воображение.
Водичка вкусная и приятная.
Я никогда не буду болеть. Я — здоров.
Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а. а. а», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная» вода. Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить?
Постепенно температура воды снижается до 8-10 °С с целью достижения закаливающегося эффекта.
Игра «Левушка»
Входя в образ льва, дети садятся на пятки ягодичками, кисти рук свободно лежат на коленях.
а) «Левушка ищет добычу». Дети поворачиваются туловищем в левую сторону, не убирая рук с колен и не отрывая ягодичек от пяток. Одновременно двигают языком по верхним зубам от передних к коренным в сторону поворота. Затем - поворот в правую сторону (повторить по 3-4 раза в каждую сторону).
б) «Лев нашел добычу». Дети встают на колени, растопыривают напряжен-ные пальцы рук, высовывают до предела язык, поднимают взгляд вверх и рычат. То тихо - ночью, то громко – днем тянется рычащий звук «а. а. а.».
Комплекс оздоровительных упражнений для горла :
«Лошадка».
Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки также показываем, то снижая, то увеличивая темп повтора (20-30 секунд).
«Ворона».
Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно звук «ка-а-а-аар» (5-6 раз).
Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (5-6 раз).
«Змеиный язычок».
Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).
«Зевота».
Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не за-крывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о-о-о», позевать (5-6 раз)
«Веселые плакальщики».
Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30-40 секунд).
«Смешинка».
Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищури-лись, губы радостно раздвинулись, и послышались «хохотальные» звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы», а нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.