Ольга Никонова
Пособия в помощь логопеду
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском саду для детей с нарушением зрения, использую следующие пособия для логопедических занятий. Приведены примеры игр, наиболее полно раскрывающие суть пособий. Пособия используются для развития лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха, слоговой структуры слов, развития навыков деления на слоги, определения места звука в слове, автоматизации и дифференциации звуков, развития зрительно-моторной координации и навыков пространственной ориентировки. Пособия создают игровую ситуацию, помогают неоднократно повторять материал. Это помогает разнообразить занятия и проводить работу по коррекции зрения и речи.
Темочки:
Пособие «Волшебный альбом»
представляет собой цветные, крупные предметные картинки по разным лексическим темам; листы для фона светло – зелёного или жёлтого цвета (детям с сильно сниженным зрением предлагают белый фон); контурные изображения тех же предметов на прозрачной плёнке и силуэтные изображения тех же предметов. Позволяет решать следующие задачи:
1. Расширение словаря по основным лексическим темам.
2. Развитие грамматического строя речи:
Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, моё) с существительными;
Закрепление падежных конструкций в винительном, родительном падежах;
Закрепление образования существительных с уменьшительно - ласкательным и увеличительным значением темы: игрушки, одежда, обувь, овощи, фрукты).
Закрепление образования притяжательных прилагательных (Игра «Чей хвост?»);
Закрепление образования относительных прилагательных (Игра «Свари варенье»);
3. Развитие зрительного восприятия.
Дети с нарушением зрения испытывают трудности при выделении конкретных признаков и свойств предметов: формы, величины, цвета, пространственного расположения. У детей с косоглазием и амблиопией зрительный образ предмета в силу разных причин недостаточно сформирован. Они могут видеть не все детали, зрительный образ может быть нечётким, при изменении освещённости, например в сумерках, когда мы видим только силуэты, они могут не узнать предмет.
Для формирования зрительного образа предмета, постоянства и целостности зрительного образа используют три вида картинок: реальная картинка, силуэты – тени и контуры.
На примере этих игр наиболее полно прослеживается работа по развитию зрительного восприятия
Игра «Жадина».
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Рассмотрите, пожалуйста, картинки на листе. Выложите на фоновый лист контуры предметов, внимательно рассматривая их. Это все предметы Ваши, теперь накладывайте их на картинки и говорите про каждый предмет, что он Ваш. «Мой мяч»…
Игра «Чего не стало?»
Закрепление родительного падежа существительных.
Закройте картинки на листе теневыми изображениями предметов – силуэтами. «Чего не стало?» - «Не стало мяча, пирамидки, паровоза…»
Игра «Я вижу кого, что?»
Закрепление винительного падежа существительных.
Не все картинки спрятались. Что Вы видите? Я вижу лошадку. Убирайте по одной тени и продолжайте называть предметы, которые теперь Вы видите. Спрячьте картинки.
Одни картинки вы видите, а другие спрятались. Расскажите, что вы видите, а что не видите.
Пособие «Домик».
пособие представляет собой прямоугольный домик зелёного цвета с оранжевой треугольной крышей, сделанный из потолочной плитки. У домика 3 подъезда и 4 этажа, в каждом этаже 3 жёлтых квадратных окна, под каждым окошком балкончик, в который можно вставить картинку. На крыше одно овальное окно. Каждая деталь имеет чёткий контур.
Цели:
1. Закрепление слогового деления(1 – 4 слога).
2. Автоматизация звука.
3. Развитие фонематического восприятия (определение местоположения звука в слове (начало\середина\конец).
4. Закрепление навыка употребления предлогов (под, над, между, к, от, в, из, перед, из-за).
5. Закрепление пространственной ориентировки на плоскости (правый верхний угол, центр, слева, ниже, выше).
6. Закрепление восприятия плоскостных геометрических фигур.
7. Развитие внимания, памяти, мышления.
Варианты игры:
Игра на автоматизацию определённого звука: чётко называя картинку, (выделяя, например, Л) посади в каждый балкончик: первого подъезда всё живое, второго – всё, что сделал человек, третьего – всё, что растёт.
Угадай, чего не стало. Взрослый переворачивает 1 из картинок, пока ребёнок закрыл глаза. (Количество картинок – как положено по возрасту ребёнка).
Дидактическое пособие: «Найди тень?»
Пособие помогает решать такие задачи:
1. Закрепление словаря по темам: животные средней полосы, севера, юга, подбор признаков, действий к существительному,
2. Закрепление родительного падежа существительных,
3. Согласование числительного один, одна с существительными,
4. Развитие логического мышления – найди лишний предмет,
4. Развитие глазо-двигательных функций,
5. Развитие зрительно-моторной координации.
Варианты игр:
1. Поднимите указательный палец на левой руке и поставьте его в нижний левый угол листа. Какое здесь животное? Сколько здесь животных?
- «Один морж». Поднимите указательный палец на правой руке и поставьте его на тень этого животного. Тень кого Вы нашли?
- «Тень моржа».
2. В левом верхнем углу найдите тень животного. Тень кого вы нашли?
- «Тень слона». Возьмите маркер и проведите линию от тени к животному.
Линии могут быть прямыми, волнистыми, ломаными.
Вы нашли животное, подберите 3 признака: какое оно. У Вас слон. Какой он?
Сильный, большой, серый.
3. Как называется ваше третье животное?
– «Носорог». Найдите его тень. Соедините изображение животного и его тень с помощью тесемки подходящей длины. Тень кого вы нашли? - «Тень носорога».
Придумайте 3 действия, которые может делать носорог.
– «Есть, спать, ходить».
4. Догадайтесь: какое из трёх животных не подходит, лишнее? Обведите его маркером. Объясните, почему вы так решили?
- «Морж – северное морское животное, а слон и носорог живут в Африке».
5. Закрываем «Волшебным колпачком» животное и спрашиваем: «Кого спрятали?» - «Слона».
Если прячем тень животного, говорим: «Что спрятали?»
- «Тень слона».
ПОСОБИЕ «ЦВЕТЫ»
представляет собой белый лист с большими цветами и разложенные на белом фоне контурные изображения предметов на прозрачной плёнке.
Цель:
1. Автоматизация звуков.
2. Развитие цветовосприятия.
3. Развитие зрительно-моторной координации.
4. Согласование существительных и прилагательных в роде.
Игра: «Раскрась картинки».
Раскрась картинки, положив их на цветы или листья и назови: какой получится предмет.
Пособие «Дорожка»:
полотняная дорожка со следами на полу. Они окрашены в цвета спектра.
Цель:
1. Развитие фонематического слуха (произнесение цепочек слогов, слов, повторение предложений)
2. Развитие слоговой структуры,
3. Развитие лесико-граммаграмматического строя речи («Красным бывает…»,
4. развивать цветовосприятие – профилактика амблиопии.
5. Автоматизации поставленного звука. Ребёнок, шагая по следам, может отрабатывать: изолированный звук, слоги и слова с поставленным звуком, навыки согласования частей речи, навык составления предложений, предложно-падежные конструкции.
Использование игр позволяет незаметно для детей решать образовательные задачи. Ребёнок, играя, чувствует себя раскованным, смелым, непосредственным. Игра развивает воображение, даёт свободу для самовыражения.